17 ноября вышло долгожданное аниме «Скотт Пилигрим жмёт на газ» (Scott Pilgrim Takes Off) — новая экранизация культового комикса Брайана Ли О’Мэлли. Авторы решили отойти от традиционного маршрута — поместили в центр внимания Рамону Флауэрс, любовь главного героя, вычеркнув последнего из большей части серий. Премьера собрала шквал негатива от фанатов первоисточника и одновременно положительные отзывы критиков. Мы посмотрели аниме и попытались разобраться, что нового привнёс Netflix в заученный до дыр сюжет. Осторожно, спойлеры!
BREAKING NEWS: Скотт больше не скот…
В 2004 году Брайан Ли О’Мэлли выпустил графическую историю о буйной и неопределённой молодости. В центре комикса — обычный раздолбай Скотт Пилигрим. Одним словом, неудачник. Парень живёт в полуподвальной студии без окон с соседом по имени Уоллес Уэллс. Герой на обеспечении друга — тот его кормит, поит, делит с ним кровать и даже снабжает наличкой. Ищет ли Скотт работу? Нет. Что он делает целыми днями? Встречается со старшеклассницей Найвз Чау и играет в рок-группе.
При этом Пилигрим чувствует невыносимое одиночество. Подавленная эмоция приходит во снах в виде пустыни и странствующей на роликах девчонки. Нонсенс в том, что героиня перемещается из фантазий в реальность и становится некой Рамоной Флауэрс — недоступной, но очень притягательной девушкой мечты. Чтобы встречаться с ней, Скотту необходимо одолеть семь злых бывших. И это не шутка. Впереди героя ждут файтинги, прямо как в компьютерных играх. А ещё много разочарований.
В 2010-м вышла первая адаптация комикса — «Скотт Пилигрим против всех» британского кинорежиссёра Эдгара Райта («Зомби по имени Шон»). Работа — вовсе не доскональный пересказ оригинала, но при этом и не переосмысление. Райт опускает несколько сюжетных нюансов, чтобы уложиться в хронометраж. Одновременно сохраняет суть и наполняет фильм множеством крутых спецэффектов. Это тот случай, когда перенос гейм-сеттинга со страниц книги на экраны выглядит круто, смело и достойно.
Интересно, что изначально ни комикс, ни фильм не привлекли к себе особого внимания. Тираж первого графического романа насчитывал лишь 1500 экземпляров, а лента за 60 миллионов долларов заработала меньше 50 миллионов. «Скотт Пилигрим против всех» провалился в прокате, но возглавил топ продаж на DVD, получил больше 70 наград и номинаций, а ещё оказался в шорт-листе 83-й премии «Оскар». В итоге оба произведения стали культовыми, особенно среди фанатов гик-культуры.
Спустя 13 лет Netflix решил взбудоражить аудиторию аниме по мотивам комикса. Новая адаптация начинается знакомыми локациями и сюжетными линиями — квартирой Уоллеса Уэллса, репетиционной точкой и удивлёнными глазами Найвз Чау. Привычное длится ровно до схватки Пилигрима с Мэттью Пателем — первым злым бывшим. Загвоздка в том, что в этот раз Скотт проигрывает. Патель триумфально разбивает Пилигрима на монетки, свергает Гидеона с поста президента Лиги злых бывших и вершит новую историю. В центре сюжета оказывается вовсе не Пилигрим. Пальма первенства переходит Рамоне. Оправдано или нет — другой вопрос. Девушка догадывается, что возлюбленный жив, и решает узнать правду — для начала опросить всех подозреваемых. Под прицел попадают семеро бывших.
Расследование начинается лишь с третьего эпизода. На протяжении оставшихся серий Рамоне предстоит выяснить правду не только о Скотте и окружающих, но и о себе самой. И тут мы переходим к главному — оправданию выбора центрального персонажа. Комикс и особенно фильм Эдгара Райта рассказывали о жизни и чувствах Скотта Пилигрима, о его мироощущении. В этом плане стоит отдать должное графическому роману — параллельно с историей Пилигрима Брайан Ли О’Мэлли в той или иной степени затрагивает судьбы других героев. К примеру, мы узнаём полную любовную историю Скотта и Ким Пайн, которая не особо делится с аудиторией чувствами. А ещё видим второстепенную героиню Лизу — катализатор, с помощью которого Пилигрим попадает в музыкальный мир.
То же самое проворачивает и аниме. Зритель становится ближе к Рамоне, начинает хоть чуть-чуть понимать её. Девушка резко обрывала предыдущие отношения первой, потому что боялась близости. Добро пожаловать в мир человека с избегающим типом привязанности! Рамона уходила молча, без объяснений, иногда — прямиком к новому объекту обожания. По сюжету аниме Скотт стал первым, кого девчонка не бросила. Она не поверила в его смерть, начала расследование. Она оказалась единственной, кто не забыл парнишку и продолжил что-то делать. Пока друзья Пилигрима реанимировали группу и охотились за новым контрактом, Рамона опрашивала подозреваемых, влипая в странные истории.
После ленты Эдгара Райта от героини остаётся довольно неприятное послевкусие — сладость резко сменяется горечью, которая не исчезает с языка даже на следующий день. Девушка-мечта становится ходячим красным флагом — от неё стоит мчаться со всех ног. Аниме добавляет Рамоне человечности. Она не злодейка. Впервые Флауэрс не подчиняется избегающему типу привязанности, а противостоит ему.
Большое внимание авторы уделяют раскрытию второстепенных героев — в том числе злодеев. Мы узнаём о прошлом Гидеона, который оказывается на обочине жизни, открываем его настоящее имя — Гордон Гусь. Перед нами персонаж, который прошёл путь от типичного школьного недотёпы до владельца нескольких корпораций. Ещё зрителю демонстрируется внутренний мир Тодда Ингрэма (бывшего Рамоны) и его связь с Энви Адамс (бывшей Пилигрима). Отношения пары выросли из дружбы с привилегиями, но любовью это назвать довольно сложно.
При этом авторы сохраняют традиции, пусть даже частично. К примеру, почти каждую серию Рамона перекрашивает волосы. А Скотт в разгар жестокого поединка берёт паузу, чтобы завязать шнурки. Также создатели аниме углубляются в идею подпространственной трассы. Рамона использует сны Пилигрима в качестве портала — через них удобнее доставлять посылки. Если в фильме концепция обыгрывается несколько раз и больше смахивает на фантастическую шутку, то в анимационном проекте герои уходят в отрыв. К сновидческой реальности добавляются перемещения во времени — прямиком в будущее. Для этого персонажи используют веганские порталы — выглядит это пародией на «Рика и Морти». В конце концов ребятам предстоит встретиться лицом к лицу с альтернативными версиями нескольких героев из далёкого будущего и даже чуть-чуть разочароваться.
Новая экранизация взяла на себя роль шоу о взрослении. Изменения коснулись и Скотта, появившегося всего в нескольких сценах. Перед нами уже не тот раздолбай, встречающийся со старшеклассницей и заказывающий диски с Amazon. Пилигрим повзрослел, как и фанаты вселенной Брайана Ли О’Мэлли.
Рисовка аниме — дань уважения комиксисту. Авторы сохранили даже чёрные глаза Найв Чау, передающие её одержимость. Озвучка ленты — ностальгия по «Скотту» Эдгара Райта. Netflix собрал любимый актёрский каст — Майкла Серу, Мэри Элизабет Уинстэд, Киран Калкин и других. Стилистическая близость к первоисточнику неслучайна — Брайан Ли О’Мэлли занял сразу три должности в проекте: шоураннера, исполнительного продюсера и сценариста.
Итак, главные недовольства фанатов первоисточника:
• альтернативная история, а не экранизация оригинала;
• отсутствие Скотта в большинстве серий;
• сохранение имени Пилигрима в названии.
«Скотт Пилигрим жмёт на газ» — попытка переосмыслить историю и понять других героев. Имеет ли она право на существование? Безусловно, ведь не каждая последующая адаптация первоисточника должна быть дословным копированием. Почему в названии Скотт? Чтобы продать. Маркетинговый обман сработал, так ведь? Интересно, что в нейминге авторы намекают на альтернативность сюжета, так как “takes off” можно перевести несколькими способами. Речь об уходе главного героя.
«Скотт Пилигрим жмёт на газ» — ода чувствам. Найти партнёра суждено не только Скотту или Рамоне. Каждый получит по любви, даже Гидеон. Все эпизоды герои ищут эфемерные искры, которые в конце концов приобретают физическую форму. «Скотт Пилигрим» — продукт, сумевший отделиться от первоисточника. Возможно, впереди нас ждёт продолжение истории. Так что внимательно смотрите титры!