Искусство многогранно, потому порой сложно разобраться, какие потайные смыслы зашифровали в нём авторы и какие идеи провозглашали конкретные направления. Мы решили посмотреть на искусство — его явления, течения и жанры — со стороны анимации, чтобы уже на знакомых мультфильмах понимать, что из себя представляет сюр, а что — модерн.
Никаких двухчасовых лекций и таблиц на запоминание, только мы, вы и анимация. Поехали.
Символизм
Иногда голубые занавески — это просто занавески, а иногда — всё же хранители авторского шифра. Если мы залезем в литературу, то, например, гоголевский «Нос» — повесть о существовании имиджа отдельно от человека, о том, как, бывает, непросто потерять лицо. Символично, что и примером этого направления мы выбираем «Нос или заговор не таких» Андрея Хржановского.
Во-первых, в нём сохранилась гоголевская аллегория. Во-вторых, режиссёр начал и закончил мультфильм символичными самолетами с важными для повествования героями. В-третьих, разделение всего сюжета на три блока-сна — это тоже элемент символизма. И это мы не говорим про мелкие пасхалки, а их там достаточно.
Реализм
Важное преимущество анимации — возможность выдумать мир и зазвать в него зрителя. Мы все знаем, что на экране неправда, с радостью соглашаемся и погружаемся в эту выдумку. Только вот попробуйте отыскать реалистичный мультфильм, где кошки не разговаривают, Кощеи не бегают по местным пейзажам, а сюжет похож на жизнь вашего соседа. Реализм намного легче найти в литературе или живописи. «Бурлаки на Волге» — картина Репина — отличный тому пример. Трудящиеся люди, настоящий корабль — никакой мистики и никакого сюра.
Вот в короткометражке «Тип-топ» всё выглядит максимально адекватно: просто люди на остановке, просто двигаются в ритм (а кто из нас не пытается попасть в такт музыке при ходьбе?), из волшебства — наконец-то приехавший автобус. Возможно, конечно, чудеса оставили за кадром, но вряд ли мы это узнаем.
Импрессионизм
Где-то на середине просмотра «Очень одинокого петуха», где мужик превратится в инопла, а у птицы отвалится хвост, вам покажется это всё явным сюром, но давайте чуть детальнее рассмотрим короткометражку.
Да, в ней каждую секунду происходит непонятно что, но это не фантасмагорический сон, где всё непонятно. Есть петух, есть верёвочка, есть двор. При каждом к«лац» за верёвочку в жизни птицы что-то меняется: то у хозяина отрастают волосы, то падает с небес какое-то существо. Это всё — явный импрессионизм с присущей ему ритмичностью и яркой визуальной частью. Сам автор говорит в одном из интервью:«...всегда хочется какой-то глупости, несостыковки, „воздуха“. Как в жизни». Шмельков не стремится наделить каждую секунду великим смыслом, а скорее фокусируется на самом впечатлении — impression — от происходящего. Такие произведения часто остаются как бы незавершёнными, и «Петух» — с грустной песней в открытом финале — только подтверждает это.
Сюрреализм
Сразу понятно, что перед вами сюр, — вам НИЧЕГО НЕПОНЯТНО. Это как картины Сальвадора Дали — испанского художника-сюрреалиста: всё похоже на чей-то сон, кругом сплошная фантасмагория и бесконечный поток символов, что уже неясно, к чему они здесь все. Разгадать такие работы сложно. Впрочем, это не всегда и нужно: например, тот же Дали считал, что каждый может понимать одно и то же совершенно по-разному. Поэтому некоторые картины он не подписывал вовсе.
В мультипликации хороший пример направления — «Халиф-аист», где злой колдун превращает героя в птицу. Обилие странных персонажей, непривычный стиль и попытки героев изменить и переосмыслить реальность — приятно познакомиться, Сюр.
Модернизм
Бывало у вас такое, что вы потеряли связь с реальностью, все истины кажутся сомнительными, а ваша жизнь похожа на перманентный хаос? Добро пожаловать в модернизм — место, где много противоречий, взглядов на происходящее и, понятное дело, много поисковых запросов «а что к чему вообще». Идеальное описание модернизма — картина Мунка «Крик»: вы орёте, ничего не понимаете, всё ярко и немного шатается.
Хороший пример модернизма в анимации — «Длинный мост в нужную сторону» — мульт о несовпадении ритмов жизни героя на острове с реальностью, из-за чего персонаж теряется в своей же судьбе. Остаётся искать смысл в будущем на другом берегу или приметить наконец-таки слона.
Постмодернизм
Если автор будто с вами заигрывает, разрешает выбрать направление сюжета и показывает несколько версий происходящего, то велика вероятность, что перед вами постмодерн. Так, например, у всем известной Венеры Боттичелли есть альтернативная поп-арт-версия, которую сделал Энди Уорхол.
Так и в советском мультфильме «Принцесса и Людоед» есть несколько версий происходящего: то принцесса была ужасная, а погода прекрасная, то наоборот, а бедный главный герой только и делает, что бегает по этому замкнутому кругу, постоянно страдая от новой знакомой. Ситуации меняются, а автор будто подталкивает, мол, ну, зрители по ту сторону экрана, выбирайте, куда история пойдёт. Интерактивы «Чёрного зеркала» — это, конечно, хорошо, но вы когда-нибудь решали: Принцесса была ужасная или прекрасная?
Анахронизм
Ситуация: ваши друзья организовывают тусовку с неоновым дресс-кодом, а вы перепутали её с фестивалем греческой культуры в Коломенском и приехали в простыне. Вы не объект для шуток, вы анахронизм: течение в искусстве, где героя помещают в не подходящую для него локацию. Так у Джорджо де Кирико — создателя этого явления в живописи — много таких работ.
Вот, например, мульт «Ивашка из Дворца пионеров» — тоже анахронизм. Обычный школьник, интересующийся физикой и хорошо шарящий в технике, попадает к Бабе-Яге. Мифологические персонажи из картины — Кот-баюн, Змей Горыныч, да и сама бабка — явно не из советской тусовки. Несостыковка героев и временного периода — привет, анахронизм.
Ориентализм
Сложно назвать ориентализм махиной в искусстве — скорее это склонность некоторых авторов к восточным штукам. Если в работах не восточного производства выраженная любовь к экзотике, гаремам и семитским языкам — значит, перед вами ориентализм. Вот так Анри Матисс как-то написал «Марокканский сад» после поездки в Марокко.
Известный пример — советский мультфильм «Золотая антилопа» в технике ротоскопии: история по мотивам индийской сказки. Жара, раджа, пальмы — явно не советские локации и герои в советской анимации.
Футуризм
Ну что, давайте уже перестанем жить прошлым, сбросим груз с корабля современности и начнем творить свою реальность? Для вдохновения посмотрим мультфильм по одноименной поэме Маяковского «Летающий пролетарий». Как и литературная работа, мультфильм максимально передаёт идеи футуризма. Мир грядущий с крылатыми гражданами, бесконечными аэродромами и космосом:
Бонус: лубок
(Просто редактору нравится этот мультфильм, хотя он и не особо стыкуется с искусством 19-20 веков) Если в предыдущих пунктах мы рассматривали больше то, как идеи вкупе с визуалом перекочевали в анимацию, то здесь акцент только на графике. Посмотрев «Про Федота-стрельца, удалого молодца», ваш глаз точно запомнит лубочный стиль. Даже «неолубок» — ведь в первоначальном варианте он уже давно в прошлом. Раньше его использовали для листовок, сейчас у метро можете заметить, что люди так не запариваются. Зато вот для оформления ироничной сказки подходит идеально:
Конечно, все эти течения и направления часто миксуются и перетекают друг в друга — да и многие мультфильмы сложно отнести к чему-то одному (только если сам автор твёрдо заявляет об этом). Но в этом прелесть искусства: оно одновременно самостоятельно и пасхально к работам других творцов. Анимация — это не только проводник в запутанные дебри творчества, но и возможность вообще иначе взглянуть на устои модерна и фантасмагорию сюра.
Как видите, русская анимация — та ещё штука! Она помогает на простых примерах понять порой сложные идеи искусства и разобраться, что вообще из себя представляют некоторые явления. Конечно, искусство намного шире, чем пост про мультфильмы с уходом в символизм или сюр. Ведь мы не затронули тот же романтизм или классицизм — эпохи, формировавшиеся поколениями. Если бы этот был про все явления и направления в мире, то он бы никогда не закончился. Ведь искусство бесконечно.