На первый взгляд кажется, что «Клуб романтики» — поверхностная история для коротания времени, возможности почувствовать себя принцессой и выстроить идеальный вариант реальности. Ведь приятно иногда оказаться в роли богатой наследницы или шпионки, у которой кроме насыщенной событиями жизни — гора поклонников. Но за всей этой внешней несерьезной мишурой скрывается не самый лояльный к пользователю посыл. Давайте разберемся, какая на самом деле философия у «Клуба романтики».
Система алмазов
Как устроена игра? Каждый день вам дают на «карманные расходы» алмазы — единственную валюту в «Клубе». Вы можете тратить ее как на шмотки, так и на выбор действий. Алмазы можно получить еще и за просмотр рекламы, и за ежедневное посещение игры, и просто за покупку. При первом знакомстве с игрой вы транжирите — даже не тратите, именно транжирите — алмазы на запросы внутреннего барахольщика: купить платье за 50 алмазов? Конечно! Выбрать самую роскошную комнату? А как без этого! Но алмазов не хватает на все «хочу», и игра ставит конкретный выбор: покупай много за реальные деньги или экономь на всяких вещах. Потому что чуть позже приходит понимание — хочется круто поступать и выбирать сюжетные повороты, которые приведут к чему-то интересному. И включается режим «Экономия на максималках».
Но самое интересное, что даже при растратах алмазов исключительно на действия, а не на одежду, их никогда не хватает на самый притягательный вариант игры. Причем осознается это не сразу: вы включаете игру, вас погружают в ситуацию, где именно вы — звезда вечеринки, планета крутится исключительно вокруг вас, а харизматичные персонажи дерутся за ваше внимание. Но чуть позже всех этих героев вокруг постепенно начинает отпускать, и чтобы снова завоевать их внимание, надо уже подсуетиться. Конечно, как и в жизни, в игре сюжетные ходы зависят исключительно от вас. Но из четырех стандартных вариантов — обычно только один сведет беседу в романтику (это одна из самоцелей, посмотрите на название «Клуба»), а остальные выставляют вас самодовольным персонажем. А таким быть не хочется. И кроме очевидной несправедливости тут заложена еще одна хитрость создателей.
Реальное положение дел
Первые ходы не требуют алмазов, даже за самые лучшие опции. Чуть позже платными становятся самые лакомые повороты в игре, и вы, как экономный игрок в самом бюджетном варианте наряда, тут же ведетесь на этот платный способ. Он роскошен, и большая вероятность, что приведет к отношениям с кем-то из героев. Тем более, как мы писали чуть выше, вам этот герой становится резко нужен — ведь пару ходов назад он целовал песок, по которому вы ходили, а сейчас начал отстраняться. Естественно, вы выбираете крутой вариант, но… он ни к чему вас не приводит.
Знаете, такое бывает в жизни, когда вы погружаетесь в общение с человеком, но в какой-то момент он начинает отдаляться. Причем импульс этого действия обычно не особо понятен, это не какая-то конкретная ссора. И вы начинаете усиленно тратить на него свои главные «алмазы» — внимание, мысли и время. Он сжирает их, но никогда не наедается. Вы начинаете усиленнее копить «алмазы» для этого человека, а он вместо благодарности только ставит планку выше. И вам приходится докупать алмазы неестественным путем — в «Клубе» это вариант приобретения за реальные деньги — или же не есть, не спать, запустить себя (привет всем самым дешевым и странным нарядам), только чтобы скопить энергию на устройство личной жизни.
Так и в игре, «Принц» в последний момент отстраняется от поцелуя или переключает фокус внимания. И вы сидите с нулевым алмазным бюджетом и странным ощущением. А дальше игра дает вам выбор — либо сейчас вы все усугубляете и потом вообще непонятно, как расхлебывать, либо платите, и принц все же возвращается. И главная мысль такова: ты либо богатый игрок, либо никогда не ошибаешься и всегда знаешь, на что реально стоит тратить драгоценные алмазы. Но так как все мы люди, а не роботы, знающие все на свете, многие перепроходят игру, зная уже все сюжетные повороты и осознавая, где и на что и правда стоило потратиться. Без права на ошибку и без возможности расслабиться. Только вот в реальности «перепройти» этап своей жизни — с теми же вводными, в тех же ситуациях — по сути нельзя.
Конечно, важная миссия любой игры — зацепить и заинтересовать человека с другой стороны. Почему-то, например, Samurai Jack: Battle Through Time просто дает возможность выдохнуть и будто провести время с хорошим приятелем. Почему-то другие игры находят альтернативные точки соприкосновения с нами, которые цепляют и затягивают. И не все строится на платных опциях, которые часто можно достать и так, просто путь к ним чуть сложнее и дольше. И когда ты приобретаешь что-то крутое в других играх, это реально того стоит, а в «Клубе» часто затраты схожи с пачкой чипсов — с виду вроде много, а на деле — половина заполнена воздухом.
Конечно, в «Клубе» есть и свои плюсы. Например, абсурдные диалоги сначала выглядят странно, но по ходу игры понимаешь, что и в обычной жизни встречаются люди, которые максимально непонятно выражают свои мысли. Или забавные харизматичные персонажи: нервная служанка, которая очень напоминает кассиршу в местном универмаге; тихий лакей, который тенью появляется в вашей жизни, но через время оказывается важным человеком (вы еще наверняка на первой встрече с ним не подумали бы, кем он окажется для вас через пару месяцев); да даже элементарная возможность попутешествовать (особенно в наше коронавирусное время) — все эти пойнты примагничивают, ведь они выглядят как калька на реальную жизнь.
Да и если так подумать, минусы игры, ее жестокость тоже можно обратить в плюс: ведь на контрасте с «Клубом» понимаешь, что в реальной жизни не нужно лезть из кожи вон ради внимания человека, которому всегда будет мало «алмазов» и придется их где-то вечно докупать. А если у вас «алмазов» на старте больше, чем нужно (затарились на всю серию целиком, да еще и с запасом), то все как-то просто оказывается и скучно. А хочется этого баланса — чтобы ценили за те «алмазы», которые ты можешь дать, не прыгая постоянно выше головы, и при этом была мотивация иногда все же прыгать, чтобы улучшать отношения и знать, что это заметят и оценят.
После этого негативного толчка от игры меняется и собственное представление о свиданиях. Ведь часто, особенно на первой встрече, мы хотим, чтобы все прошло идеально. Правда, обычно все равно все идет кое-как, и поэтому особенно важно, чтобы партнер был к нам лоялен. Ведь когда тебя буквально «выпарывают» за твои ошибки в сюжете и отсутствие алмазов, начинаешь задумываться, насколько ты сам категоричен в обычной жизни к людям.
«Клуб» дает три сильно контрастных варианта: ты либо богач, либо годами копишь алмазы при просмотре рекламы и посещении игры, либо соглашаешься на какой-то «такой» себе вариант развития событий. Это подстегивает, но в то же время отдаляет от игры: ведь у нее нет посыла «слушай, при прохождении тебе встретятся чудовища, но ты сильный и все получится». Есть посыл «ты королева вечеринки, и я люблю тебя просто так», но он лишь крюк для привлечения в игру. Будь «Клуб» честнее, возможно, не было бы «першинки» во время прохождения и игра могла бы стать правда хорошим другом. Но, конечно же, мешает «бы».
Источник фото на обложке: Your Story Interactive