Что выйдет, если смешать Алекса Гарленда («Из машины», «Аннигиляция»), библейские мотивы, великолепную Джесси Бакли («Чернобыль») и крипового Рори Киннера, который играет сразу несколько ролей? Получится «Род мужской» — новый хоррор от студии A24. В России он выходит в четверг, 23 июня. Мы успели его посмотреть, так что делимся впечатлениями — хотя их очень сложно собрать в ясный и понятный отзыв (но мы попытаемся).
В центре сюжета «Рода мужского» девушка Харпер. Она приезжает в тихий английский город, чтобы прийти в себя после самоубийства мужа. Периодически зритель получает немного флешбэков. Они показывают динамику отношений супругов — токсичных и зависимых, а моментами и абьюзивных.
Уже на первых минутах нам ясно дают понять: это будет не просто хоррор, а настоящая притча. Харпер заходит во двор шикарного поместья и срывает в саду яблоко. Хозяин дома встречает её и в шутку называет фрукт «запретным плодом». Параллельно мы с каждой новой минутой понимаем, что героиня пытается справиться с ужасной травмой: незадолго до своей смерти муж прямо сказал ей — если он покончит с собой, то это будет её вина.
Вернёмся к хозяину дома. Его играет Рори Киннер (мы его лучше всего запомнили по роли премьер-министра в «Чёрном зеркале»). А ещё он отвечает за всех героев-мужчин, кроме мужа главной героини. Каждая встреча Харпер с персонажами Рори Киннера — это столкновение с патриархальными идеями.
Местный викарий (Киннер, но теперь в белом парике и рясе) намекает героине, что она довела супруга до самоубийства. Странный мальчик (лицо Киннера, прилеплённое к телу 10-летнего ребёнка) заявляет Харпер, что она — стерва, ведь она отказалась с ним играть. Офицер полиции (вы уже отгадали: Киннер, но в служебной форме) спокойно отпускает сталкера Харпер (Киннер, но на этот раз лысый и голый). По сути, главная героиня каждый раз противостоит одному и тому же человеку. Согласитесь, метафора довольно сильная.
Оценивать, насколько «Род мужской» можно назвать хоррором, довольно сложно. Пугает ли он? Иногда. Например, практически в самом начале героиня находит в лесу заброшенный туннель. В сцене (да и вообще в фильме) нет скримеров. Но благодаря постановке кадра и голосу Харпер нам становится неспокойно. Кроме этого, общение главной героини с персонажами Киннера частенько вызывает непроизвольный страх и дискомфорт. Ну а финальные сцены с «перерождением» вполне можно назвать идеальным боди-хоррором.
Будете ли вы иногда прыгать от страха? Вряд ли. Сейчас фанаты хорроров частенько жалуются на то, что приходят в кино за фильмом ужасов, а получают фильм про травму. Нас такой вариант не смущает: некоторые работы могут довольно круто работать с этой темой — взять ту же «Сомнию» Флэнагана или менее впечатляющую «Сторожку» Вероники Франц и Северина Фиала.
А вот Гарленд немного утопает в своём символизме. Вся концепция звучит отлично, подобраны интересные и интригующие метафоры. Но всё это остаётся на поверхностном и довольно базовом обсуждении горя и утраты.
В итоге, практически каждая идея, которая поднимается в «Роде мужском» сперва даёт нужные напряжение и восторг, но очень скоро приводит только к разочарованию. Так что под конец остаётся только вопрос: и зачем всё это было?