В «Рике и Морти» постоянно происходит что-то странное и абсурдное. Семья живёт в потоке треша и привыкла к нему. Но замечали ли вы, что остальные земляне реагируют относительно спокойно на события, которые должны их шокировать? Да и вообще, перипетии, происходящие на нашей планете, в анимационном сериале показываются не так часто. Предлагаем разобраться, какое место Земля и родной дом занимают в жизни Смитов.
Мы хотим поразмышлять над неочевидной трактовкой невозмутимости землян. Легко предположить наше вынужденное спокойствие возникло вследствие перенасыщения событиями из-за влияния медиа, да и в целом из-за ощущения ускорения времени. Тогда любое удивление сходит на нет, реакция на что-то шокирующее блокируется. Инопланетяне, война, говорящие коты — неважно, наша психика уже перегружена. Это буквально выражается в 4 серии 1 сезона «М. Найт Шьямал-Инопланетяне!» (M. Night Shaym-Aliens!), когда Морти, сомневаясь, что находится в симуляции, спорит с Риком, утверждая, что хот-дог наоборот (булка между двух сосисок) он в реальной жизни видел, как и кошек на поводке. Сомнения закрались только в момент, когда хлеб запрыгнул в тостер и поехал на работу, что вызвало незамедлительные издевательства Рика:
«Ты уверен, что никогда не видел такого в реальной жизни?»
Но, может быть, есть и другая трактовка? Может, Земля не в чести у авторов, потому что этот «фон» в сравнении с другими мирами не особенно и нужен? Треш происходит и там, и там. Даже телевидение похоже. Разве что, на Межгалактическом кабельном абсурд становится более очевидным, типа муравьёв в глазах. А так, «Чихоня Пахоня Макс Делюкс» из «Скандалы, Рик и расследования» (Rixty Minutes; 8 серия 1 сезона) вполне похожа на обычную земную рекламу автомобиля. Или бургера (да, нас смутило слово «делюкс»).
Да и Смиты сами по себе уже не совсем земляне: Саммер, например, успела побыть «женой» сталкера смерти в постапокалиптическом мире в серии «Рикман с камнем» (Rickmancing the Stone; 2 серия 3 сезона), Рик и Морти, которых мы видим, прибыли из другого мира после катастрофы с любовным зельем и Кроненбергами из 6 серии 1 сезона «Напиток Рика #9» (Rick Potion #9), Джерри перепутали в детском саду с другим Джерри в серии «Успеть до Морти-ночи» (Mortynight Run; 2 серия 2 сезона), а с Бет вообще всё сложно, клон ли она или нет, до конца так и не понятно («Звёздные Морти: возврикщение Джерри» Star Mort Rickturn of the Jerri; 10 серия 4 сезона). Если у героев нет устойчивого дома, как это влияет на их состояние и внутрисемейные отношения?
Потерянное «противоядие» от недружественной среды
В нашем сознании сосуществуют несколько образов дома. Каждый из них играет для человека роль психологического ресурса в разных жизненных ситуациях. Так называемый «повседневный» образ базируется на близких людях или питомцев. Он ответственен за любовь и эмоциональное тепло. Повседневный дом может стать «противоядием» к недружелюбным ситуациям или среде вообще.
Отсутствие дома повседневного лишает героев защиты от враждебного внешнего мира. Он мог стать для Смитов отдушиной на изменившейся Земле, которую захватила Галактическая Федерация в серии «Рикбег из Рикшенка» (The Rickshank Rickdemption; 1 серия 3 сезона). Вместо этого Бет чувствует себя запертой, ведь она больше не может «сбегать» на работу лошадиным хирургом. Счастлив, пожалуй, только Джерри, который теперь получает «шестизначную зарплату с пилюлями вместо нулей».
Без труда можно отметить, что в семье Смитов и Санчеза туговато с любовью и эмоциональным теплом. Постоянные склоки и разборки, отчаянные ссоры, лишь изредка разбавляемые спокойным разговором. Джерри даже «сворачивается» в дом переносной, напоминая мокрицу в 3 серии 6 сезона «Бетсновной Рикстинкт» (Bethic Twinstinct), после очередного неудачного Дня Благодарения.
Если в доме недостаточно места для отдыха и развития, а психологическая обстановка в семье далеко не лучшая, то может возникнуть состояние отчуждения — сокращается время, проводимое в родных стенах, что выражается в разных формах: трудоголизме, командировках или даже в отказе от бытовых обязанностей, привычке мусорить. А для Бет весь дом — это одна большая травма. Начать стоит с того, что он — нежелательный. Прямо как Саммер. Это дом вынужденный, находиться внутри для Бет — тягость, поэтому она задерживается на работе, детей знает не очень хорошо, и хотя пытается быть хорошей матерью, отличить их от собранных Риком подделок-автоматов не может (или не хочет).
Конечно, нам показывают, что семья для неё очень важна, например, в тех же «Скандалах, Рике и расследованиях», где в очках альтернативных реальностей Бет проживает успешную жизнь человеческого кардиохирурга, но становится счастливой лишь тогда, когда альтернативный актёр-Джерри заявляется на порог и говорит, что всегда любил её. Тем не менее, дом, как и семья, возникли в нежелательное время и по-прежнему мучают женщину.
Отчуждение от дома может провоцировать изменения идентичности, например, для подростков может оказаться привлекательным образ бездомного в связи с неформальностью, свободой от социальных норм и правил. А Морти, страдая, один раз сбегает вместе с Планетиной в серии «Неумортная приквда» (A Rickconvenient Mort; 3 серия 5 сезона), заявляя, что он исколесил тысячи миров, но только с ней «чувствовал себя нужным».
Ура коллажу из лошадиных копыт!
Дом динамический позволяет нам менять себя через изменение пространства вокруг нас. Сменили надоевшие голубые занавески? Переставили горшок с бальзамином? Просверлили дырку в стене и повесили картину эпохи Возрождения? Всё это показывает динамический образ дома, когда мы пытаемся подмять под нового себя старое пространство или, наоборот, меняемся сами, начиная с перемены в вещах.
Динамический образ используется при стремлении к личностным изменениям: в том же «Рикбеге из Рикшенка» видим, как Джерри пытается навести свой порядок в лаборатории Рика, показывая, что теперь он здесь хозяин. Тот же образ пытается реализовать Бет. Переживая тяжёлый развод, она старается поменять что-то в себе и в жилище: так, появляется коллаж из лошадиных копыт из «Конспирации» (The Whirly Dirly Conspiracy; 5 серия 3 сезона). Кстати, совершенно законный и здорово освежающий интерьер!
Быть как дома
Дом идеальный отражает представление о наиболее комфортной среде для нашего образа жизни, его воображение — инструмент самопомощи при нарушении личного пространства.
А каков идеальный дом для Смитов и Санчеза? В «Рике и Морти» такому образу уделяется не очень много внимания. Но мы можем предположить, что для Рика же идеальное убежище находится в прошлом, где жива его жена и настоящая дочь, поэтому неудивительно, что он нигде не ощущает себя дома, максимум для Рика — приближение к состоянию «быть как дома». Морти же безнадёжно сломлен уничтожением своего изначального дома и потерей «оригинальной» семьи.
Джерри тоже достаётся. Но вот его представление об идеальном доме вполне показано — это отсутствие Рика, что почти реализовывается в 10 серии 2 сезона «Свадебные сквончеры» (The Wedding Squanchers): новая планета, новый дом и Джерри, уговаривающий семью сдать Рика. Правда, Санчез в итоге сам сдаётся, и семья возвращается на Землю. Но время без деда длилось недолго, не без заслуг Саммер, для которой Рик — очевидная циничная отдушина в месте, где она не чувствует поддержки, даже когда банально беспокоится о своей внешности.
Оторванность, отсутствие и архетипы
Самый базовый образ — архетипический. Он присутствует у всех людей, независимо от индивидуального опыта и отвечает за идею безопасности и поддержания жизни. Для большинства дом — это неотрефлексированная данность, которую человек осознаёт в ситуации потери, когда уходит и физическая безопасность, и то, что поддерживает нашу личностную целостность, способность к долговременному планированию и построению целей.
Смиты и Санчез — не земляне и не пришельцы, у них происходит разлом базового архетипического образа дома, из-за чего ломаются и остальные образы. Они нигде не в безопасности. Нигде не могут быть уверены в надёжности. Ничто не может быть опорой в поддержании жизни. Семья живёт в состоянии постоянного глубинного ужаса. Неудивительно, что их внутрисемейные отношения оставляют желать лучшего.
На примере Смитов и Санчеза мы приходим к выводу, что дом и семья сильно замкнуты друг на друге. Проблемы героев можно рассматривать со стороны их личностных травм, а можно попробовать покопаться и выудить причины из отсутствия постоянного, надёжного и безопасного жилища. Рик и Морти, Бет, Саммер и Джерри — потеряны во вселенной. Эта «семья» собрана Риком по кусочкам: сам Рик — С-137, Джерри перепутали в детском саду, а потом он стал частью мистера Фрунделя в «Соляриксе» (Solaricks; 1 серия 6 сезона ), так что чаще мы видим Джерри 5126, с Бет непонятно, кто из них клон, версия Саммер — С-131 (такая же, как какая-то из Бет), а Морти… Морти это Морти.
Мультивселенность «Рика и Морти» становится не только удачным для сюжета приёмом, но и расширением образа скитальца, коими, по сути, и предстают герои, вплоть до вселенских масштабов. А это очень страшно. Так что, если у вас есть свободная минутка — уделите её дому и близким!