Создатели «Рика и Морти» прекрасно понимали, что после разборки с Праймом нам, как и Рику, понадобится разрядка/отвлечение. Лучший кандидат — терапевтическая антология историй а-ля «Межгалактическое телевидение»: низкие ставки, короткие сюжеты, много шуток. И на этот раз для формата придумали новую обёртку в виде космических Наблюдателей.
Начинается эпизод с опустошённого Рика, который потерял цель в жизни и теперь не хочет ничего делать. Буквально: напивается до состояния абсолютного пофигизма, лежит на полу и пердит языком. Судя по реакции Морти, Рик страдал фигнёй не день и не два, поэтому он решил взбодрить деда. Кстати, интересная параллель с предыдущей серией: в её начале Злой Морти как раз использовал нетрезвое состояние Рика, чтобы поработить его. Наш Морти наоборот, хочет достать Санчеза со дна, заставив выполнить обещание и свозить внука на приключение по его выбору. А панч-карт у того накопилось много, плюс он ожидал сопротивление со стороны Рика, поэтому подготовил «смету» их приключений. Вот, что видно на первой странице:
- Смертельная гонка Зорбулокса
- Планета памяти!! + Воспоминание о планете памяти
- Мозграбление Лабрадудла
- Межпланетный кубок по крикету
- Остров Мортизавров
- Зомби-апокалипсис детей в шапочках х2
- Тёмный бранч
- Региональный съезд сантехников
- Дурак дурака видит издалека
- Тренировки по йо-йо
- Куриный сэндвич-вафля
- Бизнес: гранаты в виде банок из-под газировки
Рик, конечно же, во всё это не верит и обвиняет внука во лжи. Не очень понятно, насколько Морти распланировал эту ситуацию, потому что деда он хорошо знает и вполне мог умышленно спровоцировать, но вроде как он не был готов к такой реакции. А Рик решил неопровержимо подловить напарника с помощью расы Наблюдателей, которые видят и могут воспроизводить всё, что происходит во Вселенной. Он явно ожидал, что Морти сдрейфит, но тот не выглядит особо удивлённым появлением всевидящего летающего камня.
Наблюдатели, кстати — отсылка к Хранителю вечности из «Звёздного пути», правда там он был временным порталом.
Дальше мы скорее будем следить за единым сюжетом серии, потому что вставки там по большей части чисто ради шутки — их будем просто фиксировать.
Первый клип: один большой оммаж The Legend of Zelda (стиль и геймплей) + шутка над детской задачкой про рыцарей, говорящих только ложь и только правду.
Второй клип: дед отправил внука за бургером, потому что был вусмерть пьян.
Третий клип: пародия на фильм «Максимальное ускорение», в котором техника оживает и восстаёт против человечества.
Четвёртый клип: пародия на «Блейда» и шутка о том, как реднеки любят оружие и понты.
Пока что сценаристы просто экранизировали внутренний спор, что можно считать приключением, а что — нет. Перепалка Рика и Морти — как раз семантика на эту тему. И когда внук орёт «Но погибли люди!», речь не о его беспокойстве о жертвах, а чисто о параметрах того, что такое приключение. На деле же героям пофигу на смерть второстепенных персонажей — об этом, в частности, была седьмая серия четвёртого сезона.
Пятый клип: Рик превратил себя в ногу. Поняли, да? Ну, как когда он превратил себя в огурчик. Лучшая шутка в истории человечества. На деле это такая явная мета-шутка о всей ситуации вокруг Огурчика-Рика, в конце серии даже выясняется, что Санчез её повторял.
Шестой клип: трагичная история о том, как Морти случайно превратился в лодку. Её Наблюдатель показал, потому что предлагал защитить фразу «R.I.P. Большой Даг» авторским правом. Параллельно, кстати, Рик мутил что-то с хомяками, которые восстали против него.
У Наблюдателя были и другие причины перехватить бразды правления показом клипов: он явно получает от этого удовольствие. Особенно, когда «преподносит урок» зрителям и этим превозносит себя над ними. Это настораживает героев, и они уходят обсуждать аудитора в другую комнату. Оба решают забить на разногласия, чтобы побыстрее от него избавиться — это показывает, что они скорее спорили ради веселья, а не из разногласий. Рик и Морти сливают Наблюдателя — грубо, но потому что тот сам напросился, мог бы и сделать вид, что не подсматривал за их разговором.
Дальше скрытый «клип»: «Рик и Морти разогревают буррито» — прикольная сцена, которая вполне могла бы быть частью антологии. Но её прерывает Наблюдатель, подловивший Рика на лжи самому себе по поводу диеты. Его новая цель — просто опозорить героев с помощью новых клипов.
Седьмой клип: Рик снова стебётся над Морти, делая с другими Риками ставки на то, где пролегают границы внука. В этой сцене прикольно объяснили, почему Морти вышел замуж за Мистера Жопосранчика в комиксах — это всё была многоходовочка Рика.
На шумиху сбегаются остальные Смиты, которые просят Рика быть потише. Наблюдатель ловит Саммер на лжи, та его обзывает, ситуация эскалируется и пришелец начинает шеймить вообще всех Смитов.
Восьмой клип: Бет пошла по стопам отца, стала алкоголиком и скрывает это, хотя вся семья в курсе.
Девятый клип: Джерри снова опозорился, но его уже не волнует реакция родственников, потому что он позорится всегда.
Десятый клип: Саммер пытается выяснить, насколько она красивая — с неутешительным результатом.
Одиннадцатый клип: КосмоБет пукает на собрании. Тут разве что интересно снова увидеть Птичью Личность и заметить женскую версию Сквончи (возможно, его дочь или жену).
Двенадцатый клип: Морти ворует двадцатку у деда, превращается в собаку и ныряет в чан с китовой спермой.
Это становится для парня последней каплей, и тот начинает прямо бычить на Наблюдателя. Он продолжает их шеймить, винить в избиении Мочемастера и агрессии, хотя сам явно их провоцирует. По сути это прямое повторение той ситуации. Кстати, вы наверняка пропустили, что Морти не толкнул наблюдателя на дорогу — он лишь замахнулся, а камень слегка уступил, чтобы увернуться, но попал под грузовик. Но этого оказалось достаточно, чтобы устроить суд над Риком и Морти. Суд камней с присяжными-камнями над людьми за убийство камней. Угадайте, кто победит.
В попытках найти виновного главные герои вернулись к старому спору, но на деле оба признали свои ошибки: Рик сказал, что с его стороны это было мелочно, а Морти раскрыл, что слегка подогнал списки. Дальше авторы неловко обыграли, что похожая ситуация уже была, только там их вытащил адвокат, а тут выбираться пришлось самим. А ещё там не было главной мысли всей серии: «Не суди, да не судим будешь». Банально, но это и нужно для разрядки после Прайма.
Тринадцатый клип: неплохой гэг с тематическим пушками а-ля таблетки от головы и таблетки от головной боли. Тут было прикольно снова увидеть Джессику, но свидание было явно до её превращения в Богиню Времени.
Обвинитель так пытается осудить их за тупость и повторение ошибок, но защита решила назвать это «экспериментированием».
Четырнадцатый клип: отсылка к «Кладбищу домашних питомцев», которое Рик и Морти решили тщательно исследовать. Напоминает гэг с призраком из начала седьмого сезона. Из этого клипа разве что стоит запомнить, что оба героя были искренне счастливы, экспериментируя с почвой.
Дальше суд переходит к поиску ответа на неправильно поставленный вопрос: Рик и Морти — они добрые или злые? Хорошие или плохие?
Пятнадцатый клип: очередная экзистенциальная шутка вроде Мистера Франдлса. Рик, как раз плюнуть, создаёт бессмертную жизнь, а потом не знает, что с ней делать. В итоге герои приобретают нового вечного врага, который точно ещё вернётся, судя по сцене после титров. Возможно, прямо в этом сезоне. Единственный вопрос: почему Рик не мог создать семью для Чурри, зачем оставлять его с неоживлёнными чуррос?
Шестнадцатый клип: забавное оправдание камео Рика и Морти в «Космическом джеме», которое по идее идёт против их принципов.
Рик понимает, что этот фарс пора заканчивать и берёт дело в свои руки. Сначала он пытается оправдаться с помощью повторения шутки с ногой, потому что, кажется, искренне считает её смешной. Наблюдатели прикол не выкупили (снова мета, но закапываться в неё не будем), и приговорили Рика и Морти к смерти, но было уже слишком поздно. Санчез использует их же тактику и начинает шеймить, только делает это более конкретно: обвиняет в бездействии, нарушении закона и абьюзе. А дальше те начинают перекладывать вину друг на друга, что приводит к заварушке и досрочному окончанию суда.
В конце эпизода Рик благодарит внука за то, что тот попытался достать деда из эмоциональной ямы. И затея вроде как даже удалась: Санчез снова в хорошем расположении духа. Есть подозрение, что создатели сериала как бы намекают, что они теперь тоже свободны от оков большого сюжета со Злым Морти и Праймом и могут «вернуться» к классическим историям. Посмотрим, надолго ли их хватит.