Мультфильмы часто ассоциируются с детством и беззаботностью, но, будучи маленькими, мы не всегда понимаем заложенные в них отсылки. Особенно, когда они созданы под влиянием субкультуры, например, панка. Он сильно повлиял на анимацию, многие мультипликаторы посвятили свою карьеру тому, чтобы увековечить эпоху свободы и самопознания. В этой статье рассмотрим, как именно панк-культура повлияла на анимационную индустрию и какие мульты учили детей и взрослых сарказму, чёрному юмору и новым взглядам на жизнь.
Три мульта в духе панка
«Шоу Рена и Стимпи» (The Ren & Stimpy Show, 1991)
Этот мультфильм — праотец «Южного парка» и «Бивиса и Баттхеда». Сериал наполнен чёрным юмором, отрицанием и разрушением традиций (анимации и не только), пошлостью и прочими приколами в духе панка. Автор идеи Джон Крисфалуси хоть и был фанатом джаза, но «Рен и Стимпи» абсолютно точно делал по канонам новой культуры: Крисфалуси не были важны сроки, главное — качество анимации; вся работа выполнена по важнейшему правилу панков — DIY (или Do It Yourself), к тому же с использованием новейших на тот момент технологий Adobe Flash.
Крисфалуси говорил, что хотел создать шоу, которое отличалось бы от всего, что было на телевидении в то время. Получилось, что именно панк-культура придала сериалу эту уникальность.
О героях:
Рен — маленький пёс, астматик и социопат. Он часто называет идиотом своего друга кота Стимпи. Рен тщеславен, агрессивен, маниакален, но он дорожит дружбой со Стимпи, поэтому иногда чересчур сентиментален. Рен постоянно унижает всех вокруг и имеет склонность к насилию, сам при этом страдает от самобичевания, но на публике строит из себя интеллектуала.
Если Рен считается антигероем, тогда Стимпи — его антипод. Этот огромный пушистый кот — самый добрый и наивный персонаж в сериале, он лишён даже капли злого умысла. Хоть Стимпи и показан глуповатым, он по-настоящему ценит Рена, потому и терпит все его выходки. Он видит в нём не просто маньяка, а настоящую личность! Тоже панковский подход, не находите?
О духе панка:
Мультфильм буквально олицетворяет фразу «Театр абсурда». Это касается и лора, и поведения героев. В мире Рена и Стимпи куча моментов, которые подходят под клишированный быт панков: планета вонючих носков, океан сосисок, даже есть мужик с тостером вместо головы! Полёт фантазии и неприкрытая пародия на привычные образы — вот что наполняет мульт. Причём, эта пародия не только внешняя, но и духовная, характеры героев с двойным дном: Человек-тостер геройствует, чтобы рекламировать свой бренд, комик Мадди живёт так же, как Красти из «Симпсонов», а Джордж Ликёр, при всей своей помешанности на правилах и дисциплине, склонен к телесным наказаниям.
Герои и обстановка — не основная отсылка на панк-культуру. Философия мульта — вот на чём строится дух панка в «Рене и Стимпи»! Здесь и открытая насмешка над супергероикой, и презрение к офисным работникам, но главное — абсолютное отрицание каких-либо авторитетов. Самый нашумевший мем — монолог Рена, в котором он указывает на все пороки общества, добавляя, разумеется, своё самое экспертное мнение.
«Гадкие американцы» (Ugly Americans, 2010)
Семейный ситком? Американская мечта? Нет! Только сатира на идеальные образы и никакой деликатности. «Гадкие американцы» — олицетворение духа свободы, который не принимают люди старой закалки. На этом и строится основной конфликт сериала.
Кстати, над идеей работали Девин Кларк (автор «Атомного ТВ») и Дэвид Штерн (сценарист «Симпсонов»). Они говорили, что главный посыл мульта — неподчинение правилам. Авторы не загоняли сюжет в рамки политкорректности. Шутки, секс и андерграунд — всё в лучших традициях панка.
О героях:
По сюжету, американское общество представляет собой всевозможную нечисть из разных культур. Главный герой Марк Лилли — добрый простак, который хочет помочь всем, кто к нему обращается. Он любит свою работу, выполняет её добросовестно и обожает отрываться со своей девушкой, демоном Келли.
Она, кстати, довольно умна и агрессивна. Келли постоянно отказывается от титула наследницы подземного царства и прячет чувства к Марку за маской демонической жестокости. Её главная страсть — секс, благодаря чему она часто устраивает возлюбленному садомазохистские ночи, и неважно, хочет Марк того или нет. В лучших традициях персонажей из метал- и панк-культуры, ей присущи дьявольские черты: огненное дыхание, рваные кожистые крылья и страшный демонический голос. Она своевольна, импульсивна, делает всё сама, да и в целом её можно считать главным панком сериала.
Из прикольных нетипичных персонажей ещё есть зомби Рэндал, постоянно снимающий порно, и волшебник-алкоголик Леонард, периодически дающий дельные советы Марку. Леонард настолько преисполнился в познании, что знает всё и обо всём, но эта авторитетность меркнет на фоне трусости. Его также можно назвать самым настоящим импостером, но этот факт уже из категории «осторожно, спойлер»!
Характеры здесь в большинстве своём построены на агрессии и пагубных привычках. Почти все герои страдают от алкогольной или сексуальной зависимости, из-за чего их жизненные наставления воспринимаются одной большой шуткой.
О духе панка:
Анимация ломаная и уродливая, основные цвета тёмные, кроваво-красные, или кислотные, редко встречается что-то милое и пастельное. Персонажи то и дело орут, ругаются, дебоширят и слушают тяжёлую музыку. Сцены в баре часто сопровождаются оригинальными рок-саундами. А ещё в мультвселенной есть чародей, за билеты на концерт которого идут реальные бои без правил, естественно, в сопровождении хардовой музыкальной подложки. А бонусом в конце некоторых серий играет песня группы Rammstein — America!
При этом каждый из героев — настоящая личность со своими переживаниями (от суперинтимного до глобального уровня), бэкграундом и характером. Однако большинство передряг, в которые попадают эти личности, — настоящая хохма. Авторы жёстко высмеивают попсовые ситкомы, а чёрный юмор гармонично разбавляет антураж мультсериала.
«Параллельный мир» (Cool World, 1992)
Это настоящая находка для всех ценителей глубоких мыслей и культовых гэгов. Ральф Бакши (автор идеи, режиссёр и сценарист) неоднократно отмечал, что «Параллельный мир» — рефлексия на темы творчества и поп-культуры.
Незадолго до этого фильма произошла культурная перезагрузка — вышел «Кто подставил кролика Роджера», нуар для всей семьи. Но что, если бы была возможность сделать что-то похожее для старшего поколения? Опыт Бакши в анимации для взрослых сделал его идеальным кандидатом для этой работы. Ошеломляющий успех предшественника повторить не удалось, но аудитория оценивает фильм как «более сложный андеграундный комикс». Панк-культура в «Параллельном мире» и там, и тут — от акцентного цвета в кадре до философии персонажей.
О героях:
Фрэнк Харрис (в исполнении Брэда Питта) – бывший ветеран Второй мировой войны, перенесённый доктором Винсентом Вискерсом в мультипликационный мир. Он добрый, смелый и верный. Фрэнк обладает невероятным состраданием ко всем жителям «Параллельного мира». Он закалённый детектив, который намерен любой ценой остановить Холли Уолл, роковую мультяшную женщину, желающую стать настоящим человеком.
Холли — красивая блондинка, всегда готовая к убийству. Она искусная соблазнительница: использует свою красоту и обаяние, чтобы получить желаемое. Аморальность Холли только усугубляет её положение, ведь ей что съесть яблоко, что убить кого-то — разницы никакой.
Она опасный и непредсказуемый персонаж, продукт своего окружения, ей движет только желание. Общество вынудило девушку жить в угоду собственной инфантильности. Противостояние Фрэнка и Холли — главный двигатель картины.
У этого мира есть создатель — аниматор Джек Дибс, нарисовавший собственную вселенную и продумавший в ней каждую деталь. Он сотворил не только внешнюю оболочку (цвета, интерьеры и предметы быта), но и её обитателей, в частности, Холли, которую нарёк своей невестой. Джек — главная причина, по которой Холли стремится стать человеком.
Другие персонажи, например, паукообразный каракуль Нэйлс (верный друг и помощник Фрэнка) или учёный Винсент Вискерс в основном играют роль надёжной опоры Фрэнка в борьбе с манипулятивной красоткой.
О духе панка:
По большей части дух панка окружает героев в параллельном мире: яркие кислотные цвета, андеграундный экстерьер, вычурные образы героев, их агрессивность, нежелание подчиняться правилам.
Важно, что Холли в этом фильме — самый главный панк! Она живёт по навязанному сценарию, все её желания буквально нарисованы Джеком, потому не настоящие, а исходящая агрессия — способ справиться с переживаниями. Девушка ищет себя, но создатель давно решил всё за неё, оттого она и в бешенстве.
Философия здесь многогранная: с одной стороны, в фильме представлен традиционный взгляд на мир, в котором герои сильны, храбры и готовы бороться за то, что правильно. Фрэнк Харрис, Нэйлс и доктор Вискерс — воплощения истинного добра. Они готовы подвергнуть себя опасности, чтобы защитить мир от злых планов Холли Уолл. С другой стороны, фильм также бросает вызов традиционному представлению добра и зла, представляя ряд несовершенных и сложных героев. Например, Джек Дибс — бывший художник-карикатурист, превратившийся в болванчика после воздействия Шипа Силы. Вначале он злодей, но в конце искупает свою вину и становится героем. Так, даже несовершенные личности находят в себе силы на изменения.
Лента бросает вызов типичным голливудским сценариям о внутреннем героизме. Истина проста — герои могут происходить из разных слоёв общества, даже несостоявшиеся люди способны на великие подвиги.
Три мульта о панке
«Поп Америка» (American Pop, 1981)
— Что общего у американской мафии, Российской Империи, еврея и рока?
— Всё это малая часть мультфильма «Поп Америка»!
Спродюсированный Ральфом Бакши (автором «Параллельного мира») мульт вышел в 1981 году и собрал в себе самые культовые саунды рока. Сюжет понравился даже самым ярым кинокритикам!
Ральф Бакши и сценарист Ронни Керн исследовали 80 лет жизни в Америке с точки зрения музыки, которую они слушали. Мультфильм изобилует популярной музыкой: The Doors, Jimi Hendrix, The Mamas & the Papas и другие.
The NewYork Times назвал это «эпопеей о рок-звёздах, мультфильмом для взрослых и о взрослых как по стилю, так и по содержанию». И не зря, ведь Бакши широко известен своим талантом делать качественную эдалт-анимацию, в которой всегда оставляет зрителю пищу для ума.
О героях:
Всё начинается с истории Залми, русского еврейского мальчика, который в 1900 году приезжает в Америку вместе со своей овдовевшей матерью. Юный Залми отчаянно хочет добиться успеха и ищет славы и богатства в бурлеске, где встречает стриптизершу, которая умеет петь и женится на ней.
Бенни — сын Залми, средний по уровню пианист и автор песен, чья музыка отражает 30-е и 40-е годы. Перед тем, как принять участие во Второй мировой войне, Бенни женится на дочери главаря мафии и после смерти оставляет разочарованного сына.
Этот мальчик, Тони, выросший на Лонг-Айленде, уходит от семьи, чтобы стать сначала поэтом-музыкантом, а затем автором песен для звезды 60-х годов Дженис Джоплин. И вот когда умирает Тони, став наркоманом и бездельником, линия должна была бы остановиться, но он тоже оставляет наследника, который, наконец, поднимается на вершину в качестве звезды панк-рока.
Все персонажи — не просто карикатуры, они — отражение своей эпохи, живущие, чувствующие, совершающие ошибки и ищущие свой путь. Бакши умело сделал их воплощением реальных чувств.
О панк-культуре:
В мультфильме есть совершенно необыкновенная сцена, в которой поэт-музыкант Тони, встречает и соблазняет девушку из маленького городка в Канзасе на краю кукурузного поля. Предпоследний эпизод, рассказывающий о Тони и его незаконнорожденном сыне Пите, мрачно смешной, грустный и страшный.
Весь мульт сопровождается присущими стилю Бакши яркими неоновыми и кислотными цветами. Характеры персонажей раскрываются по-разному, что не позволяет однозначно вынести приговор кому-то из них: они учатся, бунтуют, самореализовываются, пробуют что-то новое, ошибаются и решают начать всё с нуля. Всё как у людей!
«Волшебники» (Wizards, 1977)
Пока в мире панк-культура набирает обороты, Ральф Бакши радует всех её фанатов своими неоднозначными (и безумными, на первый взгляд) творениями. Так и получается, что из музыкальной и социальной сфер панк перекочевал в киношную, но без клише, пародий и авторских осуждений! Бакши грамотно подошёл к вопросу и использовал элементы новоиспёченного молодёжного движения в контексте «люди, задумайтесь!»
«Волшебники» — полнометражка в жанре постапокалипсиса, естественно, с большим уклоном в фэнтези. Основная тема, которую Бакши поднимет ещё не раз, — битва между добром и злом, действие которой разворачивается на постапокалиптической земле, населённой нечистью, появившейся после ядерной зимы.
О героях:
Во главе угла два брата-близнеца-волшебника — злой Блэквульф и добрый Аватар. Их соперничество началось после смерти Делии, их матери и королевы мира. Блэквульф всегда был озлобленным, грубым и своенравным — в отличие от Аватара. Они полные противоположности, и так было всегда. Они ненавидят друг друга, но с другой стороны — Аватар не способен отвечать злом на зло из-за своего характера. Он просто не принимает философию брата, а Блэкфульф по сути своей аутсайдер, распространяющий идеи зла просто потому, что «родился злым».
Братья яро сражаются за превосходство, но борьба оборачивается в пользу Блэквульфа, когда он узнаёт о методах ведения войны, которые использовали злополучные люди прошлого. Подлости, уловки, обманы и прочие нечестные методы привлекают Блэкфулфа, он научился даже превращать обычный проектор в машину для убийств (не повторяйте этого дома!). Ну, а его брат, наоборот, готовит заклинания, чтобы освободить мир от помыслов злого колдуна…
Наряду с этим, в «Волшебниках» раскрыты и другие темы: от недовольства народа, которому надоело воевать, до любовной драмы Аватара и Элиноры.
О панк-культуре:
Одна из главных особенностей «Волшебников» — используемый Ральфом Бакши так называемый ротоскопинг. Это анимационная техника, при которой рисунки создаются на основе съёмки живых актёров. Благодаря этому у мультипликационной картинки непривычное реалистичное движение.
«В 1970-ых это был дерзкий вызов диснеевскому методу. В фильме ощутим период, в который он был снят. Он так или иначе кричит “1977!” в каждом кадре, хотя схема дизайна основана как на далёком прошлом, так и на далеком будущем», — комментарии Крейга Батлера, и с ним сложно не согласиться.
Первое, что важно понимать о местной философии, — мультфильм проповедует бунтарскую и анти-авторитарную позицию. Герои не принимают жестокость и деспотичность Блэквульфа (кроме заколдованных) и всячески противятся его попыткам захватить власть над миром эльфов. Здесь отлично показаны мотивы нонконформизма и протеста. Волшебники, сражающиеся за свободу, организовывают восстания и выступают против Блэквульфа и его прихвостней. В мультфильме много смешных панковых моментов, например, когда Аватар ворчит об утраченных ценностях и закуривает сигару правой пяткой.
Все битвы сопровождаются классическими произведениями Эдварда Грига, отсылая зрителя к первоисточнику вдохновения истинных панков. Такой оксюморон очень гармонично связывает век ушедший и век наставший.
Хотя мультфильм «Волшебники» не прямая ода панку, его элементы анти-авторитетной философии и бунтарского духа вносят свой вклад в создание атмосферы фильма. Это был первый мультфильм, который показал, как ротоскопия и анимация могут сочетаться, создавая новые миры и персонажей. А ещё он свидетельствовал о том, как их можно использовать для создания нонконформистского и дерзкого искусства.
«Рок и правила» (Rock & Rules, 1983)
Возможно, вы никогда не слышали о культовой классике «Рок и правила»… Что ж, этот мульт — один из примеров западной эдалт-анимации, где акцент на битве приоритетов.
Действие фильма происходит в довольно странном постапокалиптическом мире, населённом исключительно антропоморфными животными. Самовлюблённая рок-звезда Мок путешествует по этому миру в поисках единственного голоса, который может открыть портал в ад и воскресить самого жуткого демона. Да-да, вы правильно прочитали!
По сути своей, «Рок и правила» — мюзикл. Но остерегайтесь ассоциациями с Disney, ведь это в корне неверное сравнение. Здесь речь исключительно о рок-жанрах: от гремучей смеси из электроники и классического «тяжеляка» до выходца из панка — хард-рока. Каждая из песен написана легендой: Лу Рид (солист The Velvet Underground) озвучивает музыкальные номера злодея, а участница и фронтмен группы Blondie, Дебби Харри, подарила свой голос главной героине Энджел.
О героях:
Мок (или Мокийлиган) — крайне странный антигерой. Он старый и никому не нужный музыкант, желающий обессмертить себя. Мотив его примитивен, а последствия печальны, ведь ему в голову пришла просто безумнейшая идея: любой ценой найти самый красивый голос, чтобы подчинить себе разумы людей. Поэтому Мока не смущает насилие, агрессия и возможные жертвы, главное — его цель.
Кстати, внешность Мока основана на образах Дэвида Боуи и Мика Джаггера, рок-звёзд в реальной жизни. Джаггер должен был написать песни для Мока вместо Лу Рида, но из-за выхода нового альбома оказался занят.
Ему присущи такие черты характера как: хладнокровность, безжалостность и гнусность. Он умело манипулирует людьми, что и делает его злодеем. Жестокости Мока нет предела, а подтверждение тому эпизод, где он мучает главных героев.
Энджел — прекрасная и добрая кошка, с обворожительным голосом, который должен спасти мир от Мока. Она очень сострадательная, продвигает свой чудесный музыкальный дар, потому что верит, что музыка спасёт мир. Энджел состоит в группе The Chosen Few, где играет с друзьями: кроликом Диззи, мышонком Омаром, медведем Стрейчем и обезьяной Зипом.
The Chosen Few:
- Омар — барабанщик группы, мудрый и опытный, всегда готов оказать поддержку и дать совет своим друзьям. Омар также искусный боец и не боится противостоять Моку Суэггеру.
- Диззи — гитарист, веселый и импульсивный, часто кричит, что хочет просто хорошо провести время. Он также талантливый музыкант и привносит в группу много энергии.
- Стретч — басист, сильный и молчаливый, хранит верность друзьям. Он, как и Омар, искусный боец и не боится подставить себя под удар, чтобы защитить близких.
- Зип — клавишник, очень быстро говорит и крайне умён, постоянно придумывает какие-то планы.
О панк-культуре:
В первую очередь, это история о дружбе, музыке и борьбе за свободу. «Рок и правила» показывает, что в любых условиях можно найти и проявить свои таланты и достичь своих целей, если есть поистине сильное и несгибаемое желание.
Мультфильм производит незабываемое впечатление яркой анимацией. Он сочетает не только мультипликационные приёмы, но и другие художественные формы: трёхмерное моделирование и коллажи. Аниматоры использовали технологию, позволяющую разделить позы персонажей по слоям и наложить различные уровни анимации, что сделало картинку ещё более красочной и интересной.
Дух панка прослеживается на протяжении всей картины, начиная с внешнего вида персонажей и заканчивая их музыкой:
Герои одеты в панковском стиле (рваная одежда, волосы с шипами и яркий макияж). У них бунтарский настрой и желание выделиться из толпы. Музыка в мульте громкая и энергичная. Авторы подобрали идеальные саунды для борьбы с Моком и силами зла. В фильме звучат песни Дебби Харри, Игги Попа и Лу Рида — икон рок-музыки 1970-х.
А главный посыл — нонконформизм и анти-корпоративизм — очень панковский. Избранные (как их называл Мок) — аутсайдеры, которые отказываются соответствовать ожиданиям общества. Они готовы бороться против самого могущественного персонажа мультивселенной, даже если это безумно опасно.
Получается, что панк — не только про музыку и социальные движения. Он пробрался даже в кино и мультфильмы. Самое сильное влияние оказывал в период с начала восьмидесятых до нулевых: вдохновившись идеей панка, многие аниматоры пронизывали свои творения тонким чёрным юмором и бунтарским духом. А кто-то погрузился в тему полностью, создав особый стиль анимации. На самом деле, многие мультфильмы пропитаны духом панка, а нонконформизм стал базой и сюжетным двигателем в мультфильмах.