6 июня на стриминговом сервисе Hulu вышел «Хищник: Убийца убийц» (Predator: Killer of Killers) — первый анимационный фильм во франшизе о легендарной расе межгалактических охотников со стильным внешним видом. Проект был полностью готов ещё в конце 2024 года, но режиссёр Дэн Трахтенберг держал его в рукаве в качестве секретного, вынужденного в нужный момент подогреть дополнительный интерес к новому полнометражному фильму про Яутжа — «Хищники: Пустоши», который выйдет в ноябре этого года.
Только трейлер «Убийцы» вышел в сеть, как за счёт своей концепции, объединяющей воинов несколько исторических периодов и прокачанного инопланетного браконьера, он тут же стал в глазах фанатов куда интереснее нового фильма (даже несмотря на новый кроссовер со вселенной «Чужих»). В итоге «Убийца убийц» без пяти секунд считается самым высоко оценённым фильмом франшизы. Но заслуженно ли?

Стоило 20th Century Fox перейти во владение Disney и перенести часть проектов на стриминговый сервис Hulu, закончившаяся в 2007 году битва Чужого и Хищника разгорелась с новой силой. Ведь, как мы знаем, ни одна интеллектуальная собственность в руках Микки Мауса не остаётся забытой. В отличие от многих попыток коварного мыша эксплуатировать любимые народом тайтлы, легендарным киномонстрам студии Fox в каком-то смысле несказанно повезло. Ведь 2020-е стали временем, когда до гиковских франшиз наконец-то дошли творчески созревшие фанаты, которые на них росли и потребляли всевозможный связанный с этим контент. Особенно игры и комиксы.

Вселенная «Чужих», которая теперь курируется Феде Альваресом, стала более геймерской. Ретроэстетика и параноидальная атмосфера «Чужого: Ромул» напрямую вдохновлена работой команды Creative Assembly в игре Alien: Isolation. Этим фильм и заслужил большой респект от фанатов ксеноморфов (на фоне «Прометея» и «Завета» от Ридли Скотта — тем более). А что касается «Хищников», то они всегда тяготели к комиксности. С самой первой ленты, когда и главные персонажи, и центральный антагонист представляли собой крайне гипертрофированные «крутые» образы — ультрамаскулинная мощь железных мышц и тяжёлого вооружения. Дизайн представителей расы охотников Яутжа с их дредами, стальными масками, разнообразным технологическим арсеналом и восхитительно уродливым лицом с раздвижными жвалами даже не столько кинематографичен, сколько будто сошёл со страниц комикса, который всегда существовал.

Трахтенберг, ответственный за пилотный эпизод сериализации «Пацанов» Гарта Энниса и Дарика Робертсона, знаком с этим видом графического искусства не понаслышке и чувствует его прекрасно. Благодаря этому в «Добыче», своём дебюте во франшизе, он не отправил Хищника в приевшиеся ему современные джунгли (обычные или каменные), а смешал несколько комиксных арок: Predator: 1718 и Predator: Blood on Two-Witch Mesa (посвященный коренным американцам на Диком Западе). Хотя фильм несправедливо был обделён кинотеатральным релизом (в отличие от «Ромула», которого буквально «протолкнули» на экраны), схватка Хищника с Команчи стала хитом. И это положило начало покорению Хиш-Ку-Тенами (самоназвание Хищников) разных исторических периодов в рамках своей же кинофраншизы. Что нас и приводит к «Убийце убийц», который развивает эту концепцию крайне продуктивно.


Мультфильм разбит на три большие новеллы, чем наталкивает на ассоциации с известными анимационными альманахами последнего времени (вроде «Любовь, Смерть и Роботы»). Но сам он таковым не является, потому что в третьем акте объединяет сюжетные линии в общую нарративную точку. События первой разворачиваются в Скандинавии 841 года и посвящены мстительной валькирии, что в компании своего сына идёт по головам Кривичей, дабы добраться до убийцы своего отца. Вторая новелла сводит лбами двух братьев, шиноби и самурая в феодальной Японии начала 17 века. Третья — фактически «Топ Ган» в сеттинге Второй Мировой про молодого механика (самый раздражающий «мэри-сью» персонаж фильма), мечтающего стать лётчиком.
Визуально все выполнены с оглядкой на анимацию «Аркейна» с использованием компьютерной псевдоротоскопии, гиперстилизованной рисовки с низкой частотой кадров. Фактически оживший комикс, способный похвастаться высокой детализацией всех красот и всех уродств экранного насилия, коего тут предостаточно во всех формах и расцветках. Навыки детально прорабатывать экшн-эпизоды Трахтенберг продемонстрировал уже на «Добыче». Но именно тут их стремительность и нюансированность, свойственная тем же самым комиксам или японской анимации (на которую режиссёр тоже ориентировался, называя в качестве главного вдохновителя «Акиру» Кацухиро Отомо), дошла до необходимой плотности формы.


Викинги брутально рубят головы сломанными щитами и прут навстречу горящим в ночи стрелам. Лезвие ниндзято, высекающие искры о толстую самурайскую броню. Бесконечная копоть артиллеристских залпов над Атлантическим Океаном, превращающая авиационный театр войны в злую несуразицу. Здесь и без Хищников хватает захватывающих дух моментов, преисполненных и визуальной поэзией, и боевой кинетикой (взять хотя бы драку у колокольни во второй новелле). Да и герои получились такими, что хочется провести с ними больше времени. И это при том, что нарративно все истории — без сюрпризов и выполнены плюс-минус по одной и той же формуле: заявление протагониста и его драмы, демонстрация его смертоубийственных талантов, драка героя с Хищником раз на раз, и да победит сильнейший! Постановка сильно перевешивает содержимое историй. Хотя факторы «что» и «как» всё же сойдутся воедино в ярком финальном акте фильма, когда в ход пойдут отсылки на старые части франшизы, богатое расширение лора Яутжа и даже катарсическое завершение арок персонажей.

Однако когда на экране появляются сами охотники, которые под призмой анимации как на стероидах раскачались в гигачад-титанов, то всё хорошее становится ультракайфовым. Начинается гик-фестиваль для любителей брутальщины, тотальная фиеста из креативного технологического крошилова. Настоящая отрада для тех, кто мечтал, чтобы смертоносный потенциал Яутжи получил самую «правильную» реализацию. С этим «Убийца убийц» полностью справляется и становится воплощённой фантазией на тему исторических кроссоверов с участием ходячего инопланетного танка, рвущего всё живое одним щелчком жвал. И как бы такое не хотелось посмотреть на большом экране, хоть раз можно сказать стримингам «спасибо» за то, что подобная красота может найти своё пристанище.
Ждём новый полный метр от Трахтенберга, ведь, судя по всему, у франшизы «Хищников» наконец-то появился крутой рулевой, которому в кайф то, что он делает. И, честно говоря, нам тоже.