18 февраля в прокат выходит «Поворот не туда: Наследие» (Wrong Turn: The Foundation), новая часть популярной некогда серии хорроров о людях, забредших в края современных дикарей, не знающих жалости. Это, правда, не сиквел, а скорее переосмысление серии, построенное на той же концепции. Кинокритик Иван Афанасьев окрасил лицо боевым малиновым джемом и наточил свой перочинный нож перед просмотром, чтобы рассказать, куда повернула серия в 2021 году.
Честно говоря, первые два «Поворота не туда» были весьма неплохи — своего рода новая версия культового «Ада каннибалов» Руджеро Деодато, про путников, неудачно наткнувшихся на семейство мутантов, решивших наказать нарушивших их спокойствие гостей. Как любой аналогичный фильм (например, «Спуск» и ключевой идейный вдохновитель, оригинальный «У холмов есть глаза» Уэса Крэйвена), первый «Поворот не туда» строился на подсознательном страхе современного человека столкнуться с первобытной дикостью затаившихся за пределами цивилизации неандертальцев.
По стилистике он, кстати, был даже ближе к экзистенциальному триллеру «Избавление» Джона Бурмена, где группа туристов наткнулась на агрессивных реднеков, учинивших над ними террор — там тоже сталкивались между собой два мира, условного homo sapiens и homo sadistiks, не сумевшего обуздать свои инстинкты. А вторая часть так и вовсе облачила эту идею в оболочку пост-хоррора, с отсылками ко всей классике ужасов. Но впоследствии серия быстро сошла на нет и превратилась в скучнейшее torture porn на манер поздних частей «Пилы». И вот, спустя семь лет после предыдущей части, «Поворот не туда» возвращается. Что же вышло?
Главные герои снова группа молодых ребят, отправившихся в поход по знаменитой Аппалачской тропе (по ней, например, также шагали герои фильма «Прогулка по лесам»). По дороге они заглянули в городок поблизости, чтобы познакомиться с местным колоритом, но наткнулись лишь на презрительное отношение местных к «мажорам» да советы идти прямо и не сходить с заветной дорожки. В горах, конечно, всё почти сразу идёт не так: сперва одному из друзей расплющивает голову не вовремя подвернувшимся бревном (которое подозрительно покатилось в их сторону самостоятельно), а потом какие-то дикари открывают на них охоту. Или так кажется: после череды смертоносных неудач ребятам удаётся прикончить одного из агрессоров, но их быстро ловят местные, живущие здесь со времён Гражданской войны. Выясняется, что туристы просто зашли не на свою территорию, и так бы их отпустили, но не после убийства одного из членов общины. Что дальше — да ничего хорошего.
Вполне каноничная завязка, правда? Что в таком случае можно сказать о свежем «Повороте не туда»? Он… норм. Просто норм. Довольно компетентный олдскульный ужастик, которые сейчас становятся новой модой, словно все устали от мудрёных метахорроров и слоубёрнеров прошлого десятилетия. Ничего нового, но и никаких разочарований для фанатов жанра: жестокие расправы — в наличии, хотя и без особой фантазии; троглодиты в масках, бормочущие что-то на своём языке (и на английском!) — пожалуйста; опешившая от ужаса молодёжь — тоже на месте и истошно орёт. Всё то, ради чего ходят на такие фильмы, ничего неожиданного, практически по ГОСТу. Вопрос в том, нравится ли вам «мясо», или за последние несколько лет вы стали настолько избирательны, что без какой-нибудь сложносочинённых социальных подтекстов даже не будете пытаться знакомиться. Каких-то изысков «Наследие» не предлагает, и это даже правильно: не тот случай.
С другой стороны — доморощенный интеллектуал вроде меня раскопает ставший ещё более актуальным конфликт цивилизованного и захолустного мира, ожесточённый последними событиями в США с уходом со поста президента Дональда Трампа, своего рода воплощенном символе грубой силы и эффективности. Дикари, до сих пор не признающие отмену рабства (судя по их манерам и обычаям), материализуются в расхожий страх среднестатистического американца перед беспределом и беззаконием. Удивительно, но у этих людей даже есть свой суд — и он целиком основан на охлократии, желаниях не особо понимающих в зачаточной юриспруденции присяжных. Это выглядит как минимум интересно, и хотелось бы даже, чтобы идею как-то докрутили до логического завершения, но она так и остаётся наброском к очередной рифме жуткого слэшера с вполне себе столь же жуткой реальностью.
Но ладно, это стенания избалованного хорроролюба, привыкшего, что ужасы стали площадкой для интеллектуальных упражнений. В конце концов, первоочередная задача любого ужастика — развлекать и трепать нервишки зрителя. С этим «Поворот не туда: Наследие» вполне себе справляется. Можно сказать, что наследие оригинала не посрамлено, маршрут построен, никто не расстроен.