27 апреля на Netflix вышел второй сезон «Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами» (2021 — по сей день) — американского телесериала по мотивам серии одноимённых комиксов Джеффа Лемира от Vertigo Comics, события которого происходят в постапокалиптической реальности. Причиной произошедшего предстаёт неизвестный вирус, не только унёсший много жизней, но и поспособствовавший появлению детей-гибридов вроде главного героя Гаса.
Надо отметить, что оригинальный комикс по атмосфере вышел гораздо мрачней его игровой адаптации, которая при просмотре кажется слегка простоватой и предназначенной как минимум для семейной аудитории. Однако эта его особенность вовсе не представляется недостатком. Это лёгкая история о путешествии главных героев, где без труда прослеживается лейтмотив дороги и приключений, в лучших традициях Стивена Кинга.
Постапокалипсис — жанр, имеющий множество ответвлений и подвидов. В Sweet Tooth он показан как что-то более поверхностное, не столь мрачное и во многом близкое к привычной современной «цивилизации». Но современные постапокалиптические сериалы представляют разные взгляды на жизнь после конца света. Так что с другими разновидностями отображения жанра мы разберёмся в этой статье.
С «постапокалипсисом» традиционно ассоциируют «зомби», что не удивительно, ведь существует множество фильмов и сериалов подобного жанра: одни только «Ходячие мертвецы» от AMC (2010 — по сей день) и их огромный вклад в поп-культуру и игровое изображение постапокалиптической реальности. Там героям приходится сталкиваться не только с внешней угрозой в виде самих ходячих мертвецов, но и с межличностными проблемами. О классификации и деволюции зомби мы уже говорили в другой статье: «зомби-апокалипсис» — достаточно объёмный и практически самостоятельный жанр, чтобы ввести в нём собственную классификацию.
Природные явления
Радикальные изменения погоды и биосферные аномалии часто оказываются причиной апокалипсиса в кинематографе, отчасти и потому, что о подобной вероятности часто рассуждают учёные в реальной жизни. Достаточно вспомнить хотя бы бум дискуссий о «глобальном потеплении», которое не даёт мировой общественности покоя много лет и до сих пор остаётся актуальной проблемой.
Например, в «Иерихоне» (2006 — 2008) от CBS причиной апокалипсиса становится загадочное грибовидное облако, появившееся над ближайшим крупным городом. Людям приходится самостоятельно разбираться в ситуации и искать способы выжить, постоянно задаваясь вопросом «Последние ли они выжившие на земле?» Здесь у катастрофы скорее техногенный характер, так как во втором сезоне раскрывается причина взрыва, произошедшего по вине людей, однако само «облако» затрагивает атмосферу земли.
В сериале от Netflix «Дождь» (2018 — 2020) апокалипсис возникает по весьма очевидной причине — из-за дождя, в каплях которого содержится смертоносный вирус. В центре повествования находятся девушка и её младший брат, пережившие сам эпицентр внутри бункера и вынужденные покинуть его для поиска припасов и пропавшего отца. В сериале тесно переплетаются тропы довольно часто встречающиеся в постапокалиптический жанре: дорога и выживание, но к ним также приплетаются семейные ценности, что выделяет «Дождь» из-за необходимости наблюдать, как героям приходится делать сложный выбор между собой и родными, не всегда в собственную пользу.
«Сквозь снег» (2020 — по сей день) от Netflix показывает альтернативный, слегка антиутопический мир, в котором техногенная катастрофа привела к новому ледниковому периоду. Люди уцелели только внутри огромного защищённого поезда, мчащегося по трансевразийской магистрали. Внутри спасательного судна также царит строгая иерархия: от правящей элиты в первых вагонах до низших в хвосте. Здесь сложность выживания обуславливается замкнутым пространством, ограниченными ресурсами и нарастающим конфликтом между прослойками уцелевшего общества. Можно легко проследить, как герои трансформируются: кто-то учится идти на уступки, а кто-то со временем становится всё больше удручённым реальностью, в которой им приходится существовать.
Культ
Поклонение «идолу» — троп довольно часто встречающийся в жанре постапокалипсиса. Как минимум потому, что люди, лишённые социума как такового, часто прибегают к «культу», как к новой модели взаимодействия в обществе: так становится легче пережить разрыв с былой реальностью. Например, в мини-сериале от Paramount+ «Противостояние» (2020) — экранизации романа Стивена Кинга, выжившие разделились на два лагеря: первые остались верны традициям старого мира, а вторые примкнули к загадочному «Чёрному человеку», стремящемуся к мировому господству. Сериал сам по себе довольно мистический, тут и религиозная подоплека событий, и даже библейские мотивы, так что подобный троп вполне оправдан. Разделение на группы среди выживших также хорошо показывает, как люди справляются с изменением мира после апокалипсиса.
В другом мини-сериале — «Станции Одиннадцать» (2021) от HBO Max труппе бродячего театра, что несёт свет и надежду в этот разрушенный мир, приходится столкнуться с последователями зловещего религиозного культа и их лидером по прозвищу Пророк, захватившими власть в небольшом городке. «Культ» как троп взаимодействия между персонажами хорошо отображает необходимость существования главенствующей фигуры, способной обучить азам выживания. Да и библейские, религиозные мотивы вполне оправданы необходимостью «веры» как мотивации и утешения для поддержания относительной психологической стабильности выжившей части человечества.
«Мир после»
Существует множество достойных сериалов, показывающих судьбу человечества спустя много лет после апокалипсиса. Тут наиболее чётко прослеживаются все метаморфозы, которые успевает претерпеть общество за долгие годы. В сериале «Терра Нова» (2011) от Fox, например, показывают действительность 2149 года. Земля перенаселена. Большинство растений и животных уже исчезли с её лица. Будущее человечества под сомнением, единственную надежду на выживание учёные видят в прошлом. Неожиданно обнаруженный ими пространственно-временной портал позволяет переместить группу выживших на 85 миллионов лет назад, где они должны будут попробовать выстроить цивилизацию заново и избежать вымирания.
Один из немногих сериалов, где апокалипсис тесно связан с инопланетным нашествием, — «Рухнувшие небеса» (2011 — 2022) от DreamWorks Television. События происходят спустя полгода после вторжения внеземных захватчиков. Главный герой пытается вернуть сына, который оказался в плену на инопланетном корабле. В этом сериале получилось грамотно раскрыть тему инопланетного вторжения, не перегрузив этим сюжет. Большое достоинство проекта — качественный визуал, достигающий эффекта погружения, что особенно сильно выделяется на фоне многих других картин 2010-х, вершина графики которых — зелёный фон.
«Последний человек на земле» (2015 — 2018) от Fox — история о простом человеке Филе Миллере, которому приходится выживать в отчасти магической постапокалиптический реальности. Главный герой не идеализирован, как это часто бывает в жанре «постапокалипсиса»: он не гений, не красавец и не силач, что вызывает симпатию со стороны аудитории. Прекрасный гротескный трагифарс с элементами простейшего, незатейливого, но хорошего юмора. В последующих сезонах, спойлер, главному герою удаётся найти ещё группу выживших, но локации всё ещё остаются довольно ограниченными (возможно, подкачал не самый высокий бюджет). Хотя это не так важно, так как ключевой фактор — выживание и психология отношений между узким кругом людей в заданных условиях (как в реалити-шоу).
«Сотня» (2014 — 2020) от The CW объединяет почти все вышеперечисленные тропы. Большое количество сезонов позволило создателям показать разнообразие всевозможных проблем и опасностей. Всё начинается с космического челнока, который спустя девяносто семь лет после апокалипсиса отправляет группу выживших подростков на землю, где им в последующих сезонах приходится встретиться и с идолопоклонением, и с нашествиями других видов, и с кислотными дождями, и с другими аномалиями природы.
Хронометраж и продолжительность сериалов сильно сказываются на возможностях реализации и масштабах раскрытия фантастических авторских миров, в которых существуют герои. Сценаристы и режиссёры с каждым годом представляют всё больше и больше проектов в жанре постапокалипсиса, который находит массу новых проявлений и путей реализации, начиная с инопланетян и заканчивая детьми-гибридами, как в продолжении нашумевшего сериала Sweet Tooth от Netflix. У него, кстати, выйдет третий и финальный сезон.
Сериал по комиксу Джеффа Лемира смог показать зрителям нестандартную историю о выживании и путешествиях от лица гибрида, который и сам аномальное последствие апокалипсиса, упростив изначальный концепт оригинального комикса до приятной, лёгкой истории для семейного просмотра. А что вы хотели бы увидеть в основе постапокалиптического сериала?