4 ноября в прокат выходит «В чужой шкуре» (Possessor) — второй фильм сына знаменитого хоррормейкера Дэвида Кроненберга («Муха»). Этот занимательный технотриллер предлагает новый взгляд на чипирование, которого все так боятся в 2020-м. Кинокритик Иван Афанасьев скинул собственную шкуру и попытался внедриться в голову режиссера, чтобы оценить этот необычный, невероятно жестокий и довольно пугающий фильм.
В недалеком будущем фильма технологии зашли настолько далеко, что некая тайная организация, занимающаяся заказными убийствами (привет, Темное Братство!), приспособились совершать свои грязные делишки чужими руками. Буквально: специальные агенты, внедряя в свой организм особый имплант, научились удаленно брать разум человека под контроль и руками ничего не подозревающей «марионетки» умерщвлять жертв. Тася (нет, не русская) — один из таких агентов. Она в совершенстве освоила любопытный навык, но дистанционные убийства плохо сочетаются не только с нормальной семейной жизнью, но и со здоровой кукухой: каждый новый «сеанс» телепатической связи дается ей все труднее. Однажды она получает непростой заказ: устранить могущественного бизнесмена руками жениха его дочери. Но, взяв под контроль будущего зятька, Тася сталкивается с сопротивлением его разума — а он, в свою очередь, начинает видеть ее воспоминания.
Те, чье детство пришлось на конец 1980-х — середину 1990-х годов, должны помнить склизко-мерзко-пульсирующие боди-хорроры сумасшедшего канадского гения Дэвида Кроненберга. В своих фильмах он предсказывал скорую эпоху слияния человека и технологий: в «Видеодроме» главный герой срастался с телевизором, в «Мухе» телепортации превращали изобретателя в чудовищного монстра, в «Автокатастрофе» люди грезили о том, чтобы заняться сексом со своим автомобилем.
Сын Дэвид пока что явно находится под влиянием отца и воспроизводит его пророческие сентенции, продолжая темы ранних фильмов: «В чужой шкуре» (оригинальное название — «Обладатель») смотрится, как идейное продолжение культовых «Сканнеров» и «Мертвой зоны». Убийства по дистанционке могли бы стать отличным трендом 2020-го: если Эрмитаж и вписки по Zoom доступны, почему киллерам оставаться в стороне?
Забавно, что предыдущий фильм Кроненберга-младшего, «Антивирус», как раз был о том, что ради близости к своим далеким, как звезды, кумирам, люди пересаживают себе их болячки. «В чужой шкуре» тоже предлагает новую степень сумасшествия перспективного мира будущего, где дистанция между людьми, номинально оставаясь, фактически стремительно сокращается; в одном мозгу могут уживаться два разума — почему бы, собственно, и нет? Подручный Таси, попавший под ее контроль Колин Тейт, вполне себе интеллигентный молодой парень, просто мечтавший понравиться жесткому отцу своей возлюбленной, на наших глазах превращается в сумасшедшего маньяка, хватающегося за оружие. Где то мы уже это слышали. Прикол в том, что покинуть разум носителя можно лишь после его смерти — а что, если его собственное психическое состояние окажется достаточным, чтобы не только взять под контроль «паразита», но и не дать Тасе покинуть его разум?
Раскрашивая свой фильм в кроваво-красный (если соберетесь смотреть, готовьтесь — в фильме немало сцен откровенного насилия и психодела), Кроненберг-младший следует заветам отца: технологии — зло, когда они причиняют вред людям. Логично, банально, ага. Но именно экспрессивный тон фильма, его гипертрофированная жестокость и реки крови, а заодно аккуратно разбросанный там и сям метаюморок (скажем, бизнесмена, которого заказали Тасе, играет никто иной, как Шон Бин), отличают его от творчества сверхсерьезного и аккуратного папаши.
В отличие, кстати, от первого фильма, в котором Брэндон как раз шел за Дэвидом след в след, вторя его стилистике (и пытаясь нащупать собственное лицо, но натыкаясь лишь на незнакомые гримасы). «В чужой шкуре» — кино, безусловно, сделанное с холодным разумом, но не настолько пессимистичное. Эдакая веселая, бодрая «бэшка», созданная без насупленной мины дебюта.
Очень интересно, кстати, что Кроненберг-младший будет делать дальше, когда вылезет из шкуры старшего родственника-коллеги. Ведь, по сути, мы живем в эпоху некоторых оживших кошмаров его предка. Едущие крышей представители всесильной элиты — были в «Космополисе». Телевизор (читай — интернет), заменивший кому-то голову, фигурировал в «Видеодроме». Желание трахнуть свою тачку, как это было в «Автокатастрофе» — да просто посмотрите клип «Кадиллак» Моргенштерна с Элджеем.
Мы реально живем в мире сбывающихся пророчеств одного из самых сумасшедших (а значит, гениальных) режиссеров в истории искусства. Теперь миссия его сына — развить и преумножить дело папочки, стращая нас всех оцифровкой человечества, 5G-вышками и бессмертным Властителем вселенной в северной стране.