Многие фильмы из детства навсегда остаются в памяти, и только во взрослом возрасте мы узнаём, что их делали одни и те же люди. Именно так у некоторых происходило в случае с работами Норы Эфрон — сценаристки, которая подарила нам лучшие мелодрамы 90-х: «Неспящие в Сиэттле», «Когда Гарри встретил Салли», «Вам письмо». В новом эпизоде «Поп-девичника» Наташа и Лена решили подробнее разобрать творчество Эфрон. Послушать его можно на любой удобной платформе. А если читать вы любите больше, чем слушать, предлагаем текстовый конспект выпуска.
Свою карьеру Нора Эфрон начала с журналистики: она довольно долго работала репортёркой в газете «Нью-Йорк Пост». Эфрон также выпускала литературные произведения, а параллельно вела колонку по женским вопросам для журнала Esquire. Но, конечно, больше всего она прославилась сценариями к романтическим комедиям, которые сейчас считаются культовыми. Среди них «Силквуд», «Когда Гарри встретил Салли», «Неспящие в Сиэтле», «Вам письмо», «Джули и Джулия».
Как Нора Эфрон работает с клише романтических комедий
В своих сценариях Эфрон удивительно точно и реалистично могла передать динамику отношений между людьми — будь то дружба, любовь или даже ненависть. Особенно хорошо это можно заметить в её раннем фильме «Когда Гарри встретил Салли». Несмотря на то, что мы видим приёмы, которые характерны для мелодрам, Эфрон не боится аккуратно и гармонично выходить за рамки жанра. Например, в романтических комедиях мы часто видим следующий троп: парень встречает девушку, сперва они друг друга терпеть не могут, а потом начинают влюбляться (привет, «Гордость и предубеждение»).
Нора Эфрон же даёт своим героям больше пространства: да, Гарри и Салли знакомятся, но потом происходит внезапное — они не остаются вместе, чтобы подогревать сюжет, а расходятся. Каждый из них получает возможность пожить так, как он хочет. И лишь спустя много лет они снова видятся. Но и тут неожиданность: они не ненавидят друг друга, а начинают дружить. Подробнее об уникальности сценария этого фильма можно посмотреть в эссе Lessons from the Screenplay.
Ну и как не упомянуть феноменальную сцену с имитацией оргазма в кафе. Момент кажется смелым не только для 90-х, но и для современности. У Эфрон получилось ввести в сюжет табуированное обсуждение женского удовольствия весьма смело и с долей юмора. При этом направлен он не на Салли, а на Гарри, который уверен, что может отличить имитацию от настоящего оргазма — ну, ну!
Если же вспомнить «Вам письмо», то в нём особенно забавно наблюдать за динамикой отношений героев, когда они общаются в сети и в реальной жизни. Кажется, что в фильме снова куча клише, но благодаря этому конфликту мы можем хорошо запомнить старый добрый урок: «Не суди книгу по обложке».
Важность сказки
Кроме описаний романтических и дружеских отношений, Эфрон отлично вводит в сюжет волшебство. Особенно это заметно в фильме «Неспящие в Сиэттле». Помимо самой завязки (героиня слышит по радио сообщение ребёнка, который пытается найти своему отцу новую девушку), в нём очень важно завершение. Герои знакомятся в последние минуты — мы не знаем, действительно ли они хорошо друг другу подходят, будут ли они вместе до конца жизни. Но мы наблюдаем, как героине всю жизнь не хватало волшебства, и она готова всё бросить и рискнуть.
Благодаря успеху своих первых работ, у Норы Эфрон было довольно много креативной свободы. Например, она спокойно взяла в несколько фильмов подряд Мэг Райан. Если вы вдруг решили смотреть все работы Эфрон разом, то вам может показаться, что героини Мэг — это одна и та же женщина, кочующая из сюжета в сюжет.
Роль Эфрон в индустрии и Голливуде всё ещё остаётся огромной. Её фильмами вдохновляются, в поп-культуре постоянно всплывают отсылки к её героям. И, вероятно, именно она показала, что мелодрамы — это не просто слезливая и сладкая история. Это жанр, в котором можно сделать действительно уникальное и завораживающее кино.