В последнее время Роман Михайлов стал человеком-обсуждением. Всё потому, что режиссёр снял уже пятый фильм за год! Последнюю работу «Поедем с тобой в Макао» показали на московском фестивале авторского кино «Зимний», где в течение недели синефильствовала редакция. Мы посмотрели новинку инди-режиссёра и добавили её в топ любимых фильмов 2023 года. Чем лента цепляет зрителя и в чём привлекательность творческого подхода Михайлова, рассказываем в материале.
— Он же хороший человек.
— А тут плохих нет.
Олег (Олег Чугунов) — типичный студент. Днём ходит на пары, а по вечерам рассуждает о философах в местном кафе, поедая пасту. Герой учится на юрфаке, хотя направлением не слишком доволен. Выбор был предопределён: мальчишка пошёл по стопам отчима, который по утрам надевает выглаженную форму с погонами. Но Олег не отчаивается, ведь всегда можно перевестись — к примеру, на журфак, о чём и мечтает. Правда, лишь до поры до времени. Неожиданно в будни героя вторгается только что вышедший из тюрьмы отец (Роман Михайлов). И в этот момент подготовка к сессии резко сменяется изучением покерных схем.
Папка — игрок, решивший затащить сына в азартный мир то ли для дополнительного заработка, то ли от желания сблизиться. Вряд ли втягивание мальчугана в риск можно назвать заботой. Хотя в случае с личностью отца — можно. Герой открывает для себя новый мир, где в обычных квартирах находятся покерные штабы со столами и всякими софтами, а в «Продуктах 24» — игральные столы с крупными ставками. Олег ничего не понимает, но из-за любви к родственнику решает научиться. Однако дорожка затаскивает его в покерные дебри, из которых не каждому суждено найти выход.
Роман Михайлов скоро получит звание одного из самых плодовитых режиссёров России. Его работоспособность уже стала мемом: на церемонии открытия «Зимнего» имя режиссёра упоминалось в контексте творчества Алексея Германа, который показал за жизнь шесть полных метров. Вдобавок удивляют длительность продакшена и бюджет: «Поедем с тобой в Макао» снят за девять смен и 7,5 миллионов рублей, что очень мало по меркам кинопроизводства.
Михайлов работает сродни европейским режиссёрам — на площадке царит импровизация и творческая раскрепощённость. Фильм снимается на ощущениях, порой с одного дубля. Предыдущие ленты мастера в той или иной мере направлены на исследование кинематографа. «Поедем с тобой в Макао» — исключение и, наверное, самый простой проект постановщика. Здесь нет сложных метафор и символических конструкций. Роман разговаривает со зрителем понятными визуальными решениями и смыслами.
Центрального персонажа исполнил Олег Чугунов, с которым многие познакомились в первой части «Майора Грома». Вторая главная роль досталась самому Михайлову — и это лучшее решение. Уверены, никто бы не сыграл подобно ему, даже именитый актёр (пусть это и громко звучит). Для подготовки к роли режиссёр лудоманил — результат налицо. Ему удалось передать одержимость не только репликами, но и мимикой с безумными глазами. В жизни Михайлов — фантастический человек, который обволакивает аудиторию сказочной энергетикой. Во время просмотра фильма зритель испытывает то же чувство. Роман не играет, он живёт в кадре. По сути, герой Олега Чугунова оказывается вспомогательным элементом, который приводит нас к персонажу Михайлова.
На протяжении пяти работ постановщик формировал собственную киновселенную. Актёры перекочёвывают из фильма в фильм. Большую часть каста «Поедем с тобой в Макао» мы уже видели в недавно вышедшем «Отпуске в октябре». Маша Мацель, Анна Завтур, Фёдор Лавров и другие — зритель наверняка знаком с их лицами. Но в ленте мелькают и новые герои — к примеру, Вячеслав Машнов, известный как Слава КПСС. Возможно, судьбы некоторых персонажей «Отпуска» переехали в «Макао» — предположим, героиня Маши Мацель, которая, отказавшись от актёрской карьеры и Болливуда, разливает кофе в питерской кофейне.
Ещё до премьеры на «Зимнем» судьба «Поедем с тобой в Макао» висела на волоске. Михайлову хотели отказать в прокатном удостоверении — ленту проверяли на пропаганду азартных игр. В ответ режиссёр опубликовал не вошедший в финальную версию фрагмент фильма, где его персонаж уговаривает медперсонал психбольницы исполнить желание пациента. Желание простое — всего лишь кофе. Отрывок заканчивается хэппи-эндом, как и судьба «Поедем с тобой в Макао». Съёмочная группа победила — прокат будет.
Романтизация чего-либо — тема многогранная, шероховатая и очень спорная. Факт в том, что зритель всё равно увидит в проекте то, чего нет, несмотря на старания режиссёра и кинокритиков. Недавний и, пожалуй, самый актуальный пример — «Слово пацана» Жоры Крыжовникова, в котором вместо беспощадного и бессмысленного насилия аудитория подмечает героизацию ОПГ. То же самое вполне может случиться и с картиной Михайлова.
При этом мастер не пиарит покер. Он медленно, но верно демонстрирует, как к свободе игрока прирастает приставка «не». Герой Михайлова — лудоман, который некогда проиграл квартиру. Выйдя из тюрьмы, он берётся за старое. Мужчина не умеет останавливаться, не умеет считать деньги. Он уверен в себе, но как раз в этом его главная ошибка.
Отличие «Поедем с тобой в Макао» от других подобных лент в том, что здесь азартный мир показывается не через мыслительный процесс игрока, а через призму сына, который наблюдает за разрушением отца. Карты доводят мужчину до психоза. Одновременно режиссёр демонстрирует реального человека, а не мага покера — он проигрывает, причём по-крупному.
По сути, лента снята в одних и тех же локациях — большая часть действия проходит в квартире, периодически разбавляясь ночным Питером и психбольницей. В фильме царит вечер, близость к ночи — здесь нет дневных съёмок. А обволакивает картину тёплый цветокор и инструментальный саундтрек с мелькающими перебивками крупных планов перетасовки карт.
«Поедем с тобой в Макао» — интригующее и человечное авторское кино из вселенной Романа Михайлова, которое цепляет своей энергией. Оно достойно проката и внимания. Уверены, постановщик вас удивит.