Это сейчас в моде всякие медиа, а раньше у нас была пресса (даже с ларьками)! Многие после школы зебегали в них, чтобы купить один из мириада подростковых журналов. А кто-то на них даже подписывался, когда ещё не было стриминговых подписок, и получал по почте! Мы редакцией поняли, что совместно у нас получается небольшой ностальгический список из 10 журналов, так что собрали его, чтобы вы тоже могли повспоминать прессу.
Секреты Сабрины (~2007)
Серию с той самой маленькой ведьмой хотела заполучить каждая девчонка — журнал отлично отрабатывал запросы двенадцатилетних фанаток. Во-первых, он создавал иллюзию интерактива с самим сериалом: можно было читать секреты Сабрины, вместе ругаться на Салема и презирать тётушек. Во-вторых, каждый номер сопровождался косметикой, со временем можно было собрать свой первый бьюти-бокс (после «Принцессы», конечно же). В журнале давались советы, как правильно распределять на физиономии всё то, что шло в комплекте с журналом.
Когда косметичка была заполнена, вышел номер с материалом «Как повторить образ Сабрины». Мне, девчонке со светлыми волосами и миловидным лицом, это было ОЧЕНЬ НАДО. Я приятно удивилась, увидев в зеркале молодую версию Сабрины. К сожалению, тогда у меня не было кота, чтобы образ совпал на все сто. Зато сейчас, спустя лет десять, у меня дома живёт свой Салем — так действительно зовут моего кота. Частично он назван в честь питомца-колдуна из сериала, а частично напоминает о Джейми Пи Салливане из «Корпорации монстров». В любом случае, теперь, с бьюти-боксом и личным Салемом, я смело могу причислять себя к главным фанатам сериала.
— Наташа Лобачёва, редактор
Зажигай с нами! (2006-2009)
Все мои любимые журналы из детства были так или иначе связаны с супергероикой. Знаменитые карточки из «Человек-паук: Герои и злодеи» становились чем-то вроде местной валюты в школе. Многие пытались подороже обменять злодея Сплава, у которого все характеристики были равны нулю. Спекулянты убеждали, что его показатели на самом деле бесконечны. Ещё был журнал «Играй и учись с Человеком-пауком», в который авторы укладывали наклейки с персонажами по алфавиту. Члены моей семьи долго смеялись над мутантом Кабелем (так перевели Кейбла) и называли его «кобелём». Но жемчужина этого ностальгического трипа, конечно, журнал «Зажигай» (внезапно оказалось, что на самом деле он называется «Зажигай с нами!»).
Кажется, что писать тексты с шутками в скобочках (вот так) и злоупотреблять ироничными многоточиями… меня научил именно «Зажигай с нами!». Комикс от Marvel — это не самое интересное, что было внутри (хотя у меня сохранилась забавная история про лягушку Тора). В переживших генеральные уборки выпусках оказались положительные рецензии на фильм «Солдаты неудачи» с Беном Стиллером и мемный мульт «Ночь в супермаркете» (как же они лгали!). А в конце редакция с удовольствием понижала самооценку молодым читателям и издевалась над их письмами с вопросами.
— Семён Трясин, редактор
COOL (1997-2006)
В мои подростковые годы существовал всего один молодёжный журнал — Cool (и его версия для девочек). Нет, изданий было наверняка больше, но знал я почему-то всего про одно. Вероятнее всего, моё первое знакомство произошло после поездки в Калининград в 2001 году. Крутой журнал с пошлыми историями, постерами и странными письмами читателей словно бы сошёл с экранов ТВ-сериалов. Ну, знаете, не хуже классного шмота и какой-то еды, которую ты смог попробовать только десятилетие спустя.
В моём родном городе найти новые номера было трудно, да и родители довольно строго относились к увлечениям поп-культурой, поэтому моя коллекция была скудноватой. В качестве альтернативы отец даже как-то принёс мне номер «Древа познаний» (его я умудрился собрать до четырёх книжек). Постеры, кстати, мне тоже не разрешали вешать на стены, поэтому я тупо их хранил до самого своего переезда. В целом родителей можно понять, потому что единственное знание, которое я вынес благодаря Cool — это то, что надо есть больше арбузов и дынь перед оральным сексом (по аналогии с ананасовым соком, ну, вы поняли).
— Артемий Миндрин, SMM
Лучшие компьютерные игры (2002-2011)
Свой компьютер у меня появился очень поздно, но мне с детства хотелось больше узнать об играх и индустрии, в которой они существовали. Поэтому я достаточно рано начал собирать игровые журналы. Из всех мне больше всего понравились «Лучшие компьютерные игры». В них я не только узнавал новости о мире видеоигр, но и читал подробные прохождения, советы, описание врагов и даже персонажей и т.д. Спустя годы некоторые из игр мне всё же удалось попробовать, но многие так и остались в памяти со страниц журналов.
До сих пор у меня сохранился лишь один выпуск — он сильно потрёпан временем, но я его берегу, потому что в детстве перечитывал раз 200. Номер посвящён игре «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», и в нём есть подробное на несколько разворотов описание игры. Я в неё так толком и не поиграл, но в детстве мне очень понравился сеттинг, и статья в этом журнале даже побудила покупать серию книг по мотивам игры.
— Варков, редактор
Чародейки W.I.T.C.H. (2003-2012)
Представьте, что вы странная девчонка, лет примерно 10, которая бегает с палкой по двору, колдует над крапивой, просит маму сделать ей ведьминскую шляпу с полями побольше и в целом не особо интересуется ничем мирским, потому что везде хочет видеть магию и волшебство. А потом эта же девчонка забегает за гелевыми ручками с запахом в магазин рядом со школой и видит на прилавке журнал с названием W.I.T.C.H. УУУУ… Считайте, мир разделился на «до» и «после».
Помимо блока комиксов в журнале был раздел с письмами от читателей, которые тоже колдовали над крапивой, разговаривали с птицами и вообще этого не стеснялись. А ещё был раздел про отношения, дружбу, влюблённость, подростковые переживания и разные классные тестики. В какой-то момент я перестала собирать издаваемый в то время Cool Girl, потому что казалось, что в нём гораздо меньше правды, чем на страницах W.I.T.C.H. с яркими иллюстрациями и настоящими рассуждениями о насущном. Этот журнал всё время тебе сквозь строки пытался донести одну важную мысль: «Даже если ты отличаешься от своих сверстников, это нормально. В этом твоя сила». Хочется напоминать себе об этом как можно чаще.
— Эльмира Любаева, менеджер проектов
GEOлёнок (2003-2018)
Мне нравились комиксы про Скуби-Ду и тот же «Зажигай с нами!», но родители пытались подсунуть «литературу» поумнее. И в один Новый год я получил от них конверт, сначала обрадовался, что там деньги, а внутри обнаружил годовую подписку на «GEOлёнок». Ну ладно, чего лукавить, я сам попросил этот подарок, потому что уже читал его. И был приятно удивлён, когда понял, что это такой же прикольный журнал для подростков, как и все остальные, а не просто GEO по менбше.
В «GEOлёнке» лишь делали больший упор на познавательные факты, чем всякие «Классные журналы». А так там тоже были разделы про видеоигры, кино (много рассказывали про анимацию!), викторины, развороты от непутёвого художника, на которых нужно было найти ошибки, письма читателей, простенькие комиксы с псом-маскотом и т.д. Хотя, конечно, без заумного не обходилось, но, знаете, про вулканы читать было не менее интересно, чем про магию и супергероев.
Но больше всего «GEOлёнок» запомнился мне тем, как раз в месяц я по дороге из школы пользовался ключом от почтового ящика (по единственному доступному мелкому парню поводу), чтобы забрать оттуда свой журнал и побежать его читать. А ещё говорят, что россиян сложно приучить к модели подписки!
— Артём Нечаев, редактор
Oops! (2001-2016, дальше в онлайне)
В детстве я покупала тысячи изданий: от «Всех звёзд» до культовых серий DeAgostini. Но журналом, который определил меня как личность стал Oops! Я помню, что обложки Cosmopolitan были слишком провокационными — там ведь было много статей про взрослые вопросы (да ещё с огромными заголовками вроде «СЕКРЕТЫ ТАНТРИЧЕСКОГО СЕКСА!»). Такое не положишь спокойно на книжные полки рядом с учебниками. А вот Oops! отлично подходил: он ориентировался скорее на «молодёжь», которую интересовали однотипные интервью с поп-певицами. То есть идеальный вариант для двенадцатилетней меня.
Периодически там были материалы про отношения, макияж, фитнес — всё, что вообще не было частью моей жизни. Но было классно представлять, что я вырасту и смогу понять, о чём все эти ребята пишут. А когда в выпуск попадало что-то про секс, ты вообще чувствовала, что обманула систему. Ведь маме можно просто сказать, что купила номер, потому что «там интервью с Машей из „Папиных дочек“».
— Лена Николаева, редакторка
Весёлый художник (2009-2010)
Когда мне было где-то пять лет, мама подумала, что я хорошо рисую, и решила отдать меня в художку, но не учла одного: пятилетка и какой-никакой академизм в рисовании уровня начальных классов несовместимы. Мне нравилось рисовать феечек и аниме, а ей хотелось, чтобы я каждый день рисовала фрукты в вазах. Понятно, что желание туда ходить у меня угасло, и мама начала покупать мне журнал «Весёлый художник» в надежде на то, что я буду вдохновляться советами по раскрашиванию, рисовать птичек и постепенно начну с удовольствием ходить в художку.
Помню, какой-то выпуск мама купила с чемоданчиком красок — был настоящий кайф, только все инструменты довольно быстро были потрачены на мои настенные росписи. Мама продолжала покупать журнал снова и снова, я его не читала, но он мне нравился только из-за одной страницы — самой последней, где в каждом выпуске была оптическая иллюзия, и нужно было сломать глаза, чтобы разглядеть объект. Где-то журналов через 20 мама просекла, чем я занимаюсь, и мы перешли на другие издания.
— Полина Медведева, видеорадактор
Классный журнал (1999-до сих пор)
Одним из первых журналов комиксов, с которым я познакомился, стал «Классный журнал». Довольно детский по наполнению он привлёк тем, что в нём публиковались комиксы-стрипы. Причём в одном выпуске их могло быть до четырёх-пяти штук, и все разные. Так, я, например, познакомился с Кельвином и Хоббсом, а ещё с Гарфилдом.
«Классный журнал» стал для меня одним из первых билетов в мир других комиксов, потому что до него я читал лишь «Микки Мауса», «Тома и Джерри» и супергеройские истории Marvel, а оказалось, что историю можно уложить и в пару кадров — для этого не нужно расписывать её на целый выпуск.
— Варков, редактор
Все звёзды (1995-до сих пор)
Давайте признаемся: этот журнал мы покупали исключительно ради плакатов. Более того, его и выпускали с той же целью. Иногда в нём были интересные факты или интервью, которые выглядели эксклюзивами в эпоху, где интернет был не в каждом доме. Помню, что все шкафы в моей комнате были завешаны постерами с «Ранетками», МакSим и Quest Pistols. Такое мини-прикосновение к музыке, которую тебе передали по ик-порту. Если сейчас вы тоже погрузились в ностальгию, спешу вас шокировать (или обрадовать): журнал всё ещё выходит и в нём до сих пор много плакатов! Значит, культура постеров жива, а это не может не радовать.
— Наташа Лобачёва, редактор