7 ноября на Apple TV стартовал сериал «Одна из многих» (Pluribus) — новый проект Винса Гиллигана, которого многие знают как создателя культовых «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу». Шоу перевалило за экватор, вопросов за все эпизоды накопился целый вагон, но постановщик не спешит баловать ответами, томя зрителей в порой мучительном ожидании. Рассказываем о самой амбициозной и загадочной новинке осени.
До премьеры сериала «яблочный стриминг» держал детали сюжета в строжайшем секрете, выпускал промоматериалы без какой-либо конкретики и даже западным критикам, которым показали большую часть сезона, запрещено было раскрывать подробности. Наверное, неправильно разбивать концепцию тайны и рассказывать завязку тем, кто ещё не успел посмотреть проект, но мы будем плохишами и без спойлеров (по возможности) всё-таки обрисуем сюжет. В любом случае к чтению всегда можно вернуться после просмотра.
Если не сильно вдаваться в подробности (хотя это сложно), то в один день учёные в астрономической обсерватории поймали зашифрованный сигнал из глубин космоса. Помимо того, что человечество получило чуть ли не прямое подтверждение внеземной жизни (всем на это оказалось наплевать), выяснилось, что сообщение содержит рецепт вируса, который лучшие американские умы месяцами воссоздавали в лаборатории под контролем военных. Естественно, в изоляции зараза не задержалась и после маленькой оплошности молниеносно стала распространяться по планете.

Во время массового инфицирования погибли почти миллиард человек, а все остальные превратились в большой коллективный разум без самоидентичности. Вдобавок люди стали миролюбивы и счастливы (выпустили всех зверюшек из зоопарков и даже от мяса отказались), но в семье не без урода. На планете нашлось 13 (вот уж действительно — чёртова дюжина) личностей с иммунитетом, которых не удалось приклеить к подавляющему большинству. Одной из них оказалась писательница эротико-фэнтезийно-приключенческих романов о пиратах Кэрол Стурка (Рэй Сихорн), только что вернувшаяся из турне по презентации новой книги. Женщина не планирует принимать изменения, но проблема в том, что и вернуть всё как было она не может.

Действия сериала разворачиваются преимущественно в Альбукерке, Нью-Мексико (видимо, Винс Гиллиган просто не знает других городов), чья субурбия идеально подходит для декораций необычного конца света. Хотя называть так случившееся даже неловко. Катастрофой — безусловно, ведь погибла масса людей, да и мир изменился до неузнаваемости, но в рамки обычных представлений конца света концепция не совсем вписывается. Планета пережила что-то между вторжением инопланетян и зомби-апокалипсисом, но загвоздка в том, что в произошедшем не читается враждебности (подозрения есть, но за пять серий всё очень мирно). Заражённые услужливы, миролюбивы и крайне хрупки: если героиня на них кричит или воздействует физически, страдают все. Негативные эмоции вызывают припадок, который распространяется на коллективный разум.


Мысль Гиллигана весьма прозрачна. В толпе угадывается общение с нейросетью. Ответы людей стерильны и вежливы, а спектр услуг практически не ограничен: по первой просьбе Кэрол они готовы привезти ей запрещённые вещества, боевую гранату или атомную бомбу (хоть и скрипя зубами). Стурка по понятным причинам не хочет жить в таком мире, а вот другие личности с иммунитетом либо смирились, либо извлекают пользу из перемен. На всеобщем фоне главная героиня действительно выглядит самым несчастным человеком на планете.
«Одна из многих» — настоящий бенефис Рэй Сихорн, так как большая часть внимания сфокусирована на Кэрол (на подхвате в основном массовка и местами Каролина Выдра как представитель коллективного разума). Это женщина со своими травмами, проблемами и демонами: вспыльчивость, грубость, пристрастие к алкоголю, самобичевание и нелюбимая работа (встречи с фанатами ей не нравятся, а свои книги Стурка считает «мусором»). Порой кажется, что она совершенно не восприимчива к эмпатии.


Актриса выдаёт потрясающий перформанс, вызывая то сопереживание, то (чаще) раздражение, однако её можно понять. Писательница, может, не самая выдающаяся личность на планете, однако свою уникальность терять не хочет по вполне резонным причинам. Удивительно, насколько искусно Винс Гиллиган заставляет нас глубоко сочувствовать Уолтеру Уайту в сериале «Во все тяжкие», который становится ужасным монстром и готов пойти по головам ради собственных целей, и злиться на Кэрол, что оказалась в одиночестве в постапокалиптичном мире и пытается всё исправить.
Шоу неспешно наращивает темп (во второй серии первое слово произносят через 12 минут после начала), и это вызывает недоумение у многих зрителей. Но если оглянуться на прошлые проекты Гиллигана, можно понять, что спешить ему некуда. Достаточно вспомнить легендарный эпизод с мухой из «Во все тяжкие» и принять тот факт, что создатель просто смакует историю со всех сторон, а любые топтания на месте — лишь часть грандиозного плана (надеемся). Амбиции истории уже выходят за рамки одного сезона (второй официально был подтвержден ещё до премьеры), а в каждом кадре чувствуется работа мастера: до идеала выверенные ракурсы, изысканная операторская съёмка, красивые монтажные склейки — Apple явно не пожалели денег, а шоураннер выжал из бюджета всё.


Новый проект Винса Гиллигана таинственный ровно настолько, насколько его обрисовывали. Только если детали сюжета теперь не секрет, то маршрут истории всё ещё туманный. За четыре оставшихся эпизода он способен пару раз свернуть не туда и разочаровать, но на данном этапе «Одна из многих» выглядит невероятно перспективно и изысканно с кинематографической точки зрения. Хочется верить, что создатели знают, куда идти, а зритель получит ответы на все вопросы. Пока что это точно один из лучших сериалов года.
На момент написания материала вышло 5 из 9 серий.

