Пивозавр и его философия. Разбор главного символа этого лета

Дима Веснин

Вы никогда не видели пивозавра. Ваши друзья и учителя тоже никогда не видели пивозавра. Ваши бабушка и дедушка тоже никогда не видели пивозавра. Зато футболки с этим животным стали символом лета 2021 года: их легко найти в каждом крупном онлайн-маркете с одеждой, а людей, которые гордо носят футболки с пивозавром, можно найти в каждом городе России. Например, на одном популярном сайте футболку с пивозавром купили более 50000 раз, а это значит, общее количество проданных футболок, включая физические магазины, стоит оценивать в сотни тысяч.

В июне корреспондентка отдела трендов сайта Medialeaks Алёна Штрейс написала статью, которая доказывает существование пивозавров: о священных животных этого лета делают мемы и снимают тиктоки, а футболки с ними дарят друг другу во время свиданий. Как пишет Штрейс, для некоторых людей наличие футболки с пивозавром стало тем, что отличает «своих» от «чужих». Но если разобраться чуть глубже, то в чём именно заключается это различие?

Иллюстрация: @mf_oddity / Twitter

Наука ничего не знает о пивозаврах. В Дарвиновском музее есть большая экспозиция о развитии органического мира, и огромное внимание в ней уделено динозаврам. Там есть даже движущиеся модели, но о пивозаврах в этой экспозиции нет ни слова. Кстати, слово «динозавр» появилось, когда соединили греческие слова «дайнос», то есть «страшный, великий, опасный» и «заврос», то есть «ящерица». Но эти ящерицы злые только со слов учёных. Пивозавр — результат устного народного творчества, в котором на место страха ставится пивко. Оно превращает огромную ящерицу в товарища, который взял пива не только на себя, но и на вас. Добрый ящер, позитивный.

Религия тоже ничего не знает о пивозаврах. Она не знает и о динозаврах тоже — статья википедии «Динозавры в культуре» так и говорит: «Динозавры отсутствуют в вероучениях мировых религий». И даже те из религий, которые не отрицают существование динозавров, соглашаются, что огромные ящерицы вымерли ещё до человека. Наука поддерживает их, предлагая такие причины вымирания нептичьих динозавров, как астероид, нескольких астероидов, взрыв сверхновой, столкновение Земли с кометой, усиление вулканической активности, резкое изменение уровня моря, охлаждение океана, переизбыток кислорода и многое другое. Короче, непонятно от чего, но, кажется, они вымерли.

Трюк в том, что никто из нас не знает наверняка. В своём эссе о «Доисторическом», французский философ Квентин Мейясу пытается разобраться в том, как говорить на человеческом языке о временах, в которых людей не было. Нелепо описывать времена динозавров человеческими критериями: насколько тогда было жарко или холодно, чем пахло и как светило солнце. Мейясу предлагает философам найти «потайной ход», «выйти из самих себя и познать то, что существует независимо от того, есть мы или нас нет». Одна из проблем, которые видит философ, заключается в том, насколько уверенно религия и наука говорят о временах, в которых их не было. А что, если там и правда был пивозавр?

Что, если вопреки всему, что мы знаем об устройстве мира, в древние времена жила огромная ящерица, которая пила пивко из огромных стаканов? Эта фантазия сближает нас с доисторическими временами на уровне, которого никогда не смогут достичь ни «Динотопия», ни «Парк Юрского Периода». Что, если, когда-то наука забрала право рассказывать о доисторическом прошлом себе, его можно отбить обратно? И не просто отбить, а подружиться и выпить с ним пива. Что, если мы все — пивозавры, которым пора научиться разговаривать друг с другом напрямую без того, чтобы постоянно обращаться к религии и науке за подтверждением того, что мы чувствуем?

Из отзывов на товар на сайте Wildberries

Красота пивозавра в том, что его никогда не найдут на раскопках. Никто не сможет рассказать, на каком языке он говорит и какое пиво ему нравится: светлое, тёмное или вообще кислое. И если мы вместе можем поверить в пивозавра, то мы можем поверить друг в друга, даже если наука обещает конец света, а религия говорит, что мы обречены. Вот эта вера друг в друга и отличает «своих» от «чужих». Тех, кто верит в пивозавра, от тех, кто не видит ничего кроме фактов.

Почти 400 лет назад французский философ и математик Рене Декарт заложил фундамент западной рациональной мысли фразой: «Я мыслю, следовательно, я существую». Пивозавру всё равно, мыслите вы или нет. У него в руках пиво, и он существует. И если мы можем поверить в него, то никто не сможет убедить нас в обратном.

куратор про игры и будущее, преподаватель, геймдизайнер, ценитель шаурмы и стримов судоку

Понятно