Двадцать лет назад, 9 июля 2003 года, «Пираты Карибского моря» отправились в дебютное прокатное приключение. Публика встретила ленту бурным восторгом. Из-за феерического успеха «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» (Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl) были обречены на продолжение. Сегодня мир находится в ожидании шестой части серии. Но вернёмся к началу пиратской истории и разберёмся: почему, несмотря на множество огрехов, фильм завоевал любовь стольких зрителей?
Работа Гора Вербински смотрится бодро даже спустя два десятилетия. Кино «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» выглядит крайне привлекательным: выверенная пиратская эстетика здесь гармонично сочетается с мистикой, великолепный актёрский состав и разбойничий пафос делают просмотр ещё более захватывающим. Но спустя время многие из этих компонентов не воспринимаются так же свежо, как раньше. На передний план вылезают нелепые недостатки, которые прежде прятались за безоговорочными достоинствами картины. Какие же слабые места есть у «Пиратов Карибского моря», и почему они не помешали фильму стать общепризнанным шедевром?
Команда из импульсивной и смелой леди, трогательного, тайно влюблённого кузнеца, великолепно орудующего шпагой, и слегка сумасшедшего отвязного пирата выглядит колоритно и эффектно. За этими ребятами интересно наблюдать, даже если их мотивация понятна не в полной мере. И если к Элизабет (Кира Найтли) и Уиллу (Орландо Блум) у зрителей отношение неоднозначное, то Джек Воробей считается абсолютным любимцем публики.
Кастинг к первой части проходили и другие звёзды мировой величины, такие как Джим Керри, Хью Джекман и Меттью МакКонахи. Но всё же трудно представить более подходящего актёра на роль «самого удалого пирата», чем Джонни Депп. Два десятилетия на экране блистает очаровательный морской разбойник, завораживая зрителя своей харизмой, хитрым прищуром и безумным взглядом, который не может оставить равнодушным и способен влюбить в себя любого скептика.
Обаяние капитана Джека Воробья велико, но важно помнить: морские волки в первую очередь воры и проходимцы, а уж потом прелестные бродяги. Неоднозначность и есть причина очарования капитана, но зрительская симпатия не делает персонажа авторитетным и не может оправдать пиратство. Понятно, что капитан стремился и к личной выгоде, просто оказался добрее и неуклюжее любого другого рядового пирата. Да, Джек (как и его новая команда) — обладатель множества положительных человеческих качеств. Но он не занят бравыми делами. Так же, как и прочие преступники, он промышляет грабежом (хотя сам говорит, что не «ворует», а «реквизирует»). И, кажется, знак «равно» между пиратством и свободой, который предлагают поставить создатели ленты, не совсем правомочный. Это может показаться душным, но в сухом остатке мы имеем неотёсанное восхваление разбойничьего образа жизни и на этом всё. Зачем оно нужно и нужно ли?
В целом, лента не позиционирует себя как энциклопедия морали. Её стоит воспринимать как аттракцион (собственно, создатели и вдохновились аттракционом в Диснейленде), причём редкого качества и наполнения. Пираты, как и любые люди, неоднозначны, но их жизнь наполнена приключениями и захватывающими передрягами, и эту развлекательную составляющую фильм отрабатывает на все сто.
Несмотря на эти преимущества жанра, фильмов про пиратов не так уж и много. Пиратское кино процветало в середине двадцатого века, но интерес к теме постепенно сошёл на нет. Конечно, его не перестали снимать вовсе. Многие помнят и любят «Остров сокровищ» (1988) и «Пиратов ХХ века» (1980), кто-то вырос на «Капитане Крюке» (1991), а некоторые предпочитают более современные произведения, такие как сериалы «Чёрные паруса» (2014) или «Наш флаг означает смерть» (2022). Может, именно из-за противоречивости пиратской натуры фильмы о морских волках встречаются намного реже, чем, например, о космических приключениях. Чаще всего они имеют небольшой бюджет и такую же популярность. В этом смысле «Пираты» – яркое исключение из правил. Поэтому и визуал «Пиратов Карибского моря» вызывает любопытство, его хочется рассматривать: он не избит, и мало какому фильму может уступить в качестве даже сегодня. Необитаемые острова, гигантские парусные суда, бескрайние морские просторы, пещеры с сокровищами, диковинные шляпы-треуголки с цветными перьями, блестящие плащи с обилием карманов и ремешков, длинные грязные ногти, мутные глаза, гнилые зубы… Художественное решение ленты вдохновляет: не везде можно встретить такое внимание к деталям, подобную тщательную проработку декораций, грима, костюмов. Стилисты по волосам особенно постарались: бороды, дреды, усы и даже лысины пиратов выглядят в меру грязными, что добавляет картинке правдоподобности.
Отдельной строкой в этом перечне нужно выделить сцены с проклятыми пиратами. Чтобы на экране появились живые мертвецы, студия ILM отсканировала каждого актёра и создала для них скелетную модель: Вербински хотел достичь индивидуальности в каждом скелете, чтобы призраки не слились в однородную толпу, а оставались непохожими друг на друга проработанными персонажами. Получилось весьма убедительно.
Кстати о мертвецах: удивительно, насколько сюжет «Пиратов Карибского моря» не хочет отвечать на элементарные вопросы. А по ходу действий их возникает немало.
Например, неувязка с кровью виновных. Фильм рассказывает о проклятье ацтекского золота, которое обрушивается на любого, кто посмеет украсть богатство. Команда «Чёрной жемчужины» хочет заполучить древний клад вопреки всем предостережениям. Накануне грабежа на корабле вспыхивает бунт, и капитана судна, Джека Воробья, предают его же соратники. Новым главарём становится пират Барбосса (Джеффри Раш), а недовольного переворотом на «Жемчужине» Билла Тёрнера выкидывают за борт. Позже обнаруживается, что все виновные пираты стали призраками-мертвецами, не способными получать удовольствие ни от еды, ни от выпивки, и уж тем более от женщин. Это не веселит команду, и всеми силами она пытается снять проклятье. Пираты узнают о необходимости вернуть все похищенные монеты и омыть их кровью каждого причастного к преступлению. Именно поэтому большая доля хронометража фильма посвящена наследнику и тёзке Билла Тёрнера и последней монете, которую покойный отправил сыну с глаз долой от презираемой команды. На этом моменте возникает много вопросов.
Во-первых, откуда пираты узнали, как избавиться от проклятья и почему так уверены в истинности этого метода? Во-вторых, как омыть золото кровью виновных, если все они стали скелетами-призраками, и в эпизодах сражений видна их неспособность истечь кровью? В-третьих, почему Тёрнер в итоге оказался проклятым, если он был против предшествующего грабежу бунта и ратовал за Джека Воробья? Почему его не сослали на необитаемый остров вместе с капитаном, а взяли с собой на дело? В этой ситуации можно было бы предположить, что Билл показал своё недовольство только после кражи богатства ацтеков, но как тогда он узнал об условиях снятия проклятья раньше остальных? Ведь он успел отослать монету-медальон сыну до утопления… Также, учитывая, что мы уже знаем продолжение истории пиратов, не совсем понятно, как на Тёрнера старшего подействовало проклятие Дэйви Джонса? Оно перекрыло проклятие ацтеков? Или всё-таки Билл не был проклят? Но тогда кровь его наследника не была бы необходима пиратам…
При этом, многие в высшей степени важные для понимания сюжета обстоятельства (тот же рецепт снятия проклятия) поданы в ленте как бы между делом, абсолютно без акцентов и пауз. Поэтому происходящее на экране часто выглядит скомкано и нелогично, а иногда и вызывает возмущение: почему так? Что происходит? И зачем герои поступают так или иначе?
Конечно, нестыковки в сценарии могут быть обусловлены количеством авторов. В написании участвовали Тед Эллиот, Терри Росио, Стюарт Битти и Джей Вулперт. Четырём людям бывает сложно договориться и прийти к единому драматургическому решению. Но, к сожалению, это не меняет сути: над сюжетом поработали непозволительно небрежно. Сценарий пестрит пустотами, а некоторые вопросы так и висят в воздухе спустя двадцать лет, тревожа душу внимательного зрителя.
Но также при тщательном изучении ленты нельзя проигнорировать остроумные реплики героев и не позаимствовать их. Джека Воробья цитируют особенно часто. Его бесконечное «Смекаешь?», уточнение про статус капитана и другие фразы стали мемами и очень полюбились зрителям.
Сами диалоги редко объясняют события внутри фильма, зато отлично передают характеры героев, добавляют комедийную составляющую и раскрывают нюансы взаимоотношений, развитие которых весьма понятно, в отличие от некоторых сюжетных поворотов. И, кажется, на фоне смешных шуточек и милых влюблённых перешёптываний, сценарные ошибки выглядят незначительно.
И, конечно, как умолчать о музыке? Она с лихвой окупает все недостатки фильма. Даже если «Пираты Карибского моря» вам не знакомы, увернуться от главного саундтрека киноцикла вряд ли удалось. Музыкальное сопровождение для фильма было написано в очень сжатые сроки: над ним работали примерно четыре месяца, столько занял и постпродакшн. Создавали звуковые дорожки талантливый молодой музыкант Клаус Бадельта и маэстро Ханс Циммер. Композиция «He’s a Pirate» стала всемирно известным хитом, ассоциирующимся не только с фильмом Вербински, но и с пиратским пафосом в целом.
«Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» не лишён недостатков. Сюжет действительно полон нелепых ошибок и недосказанностей, но фильм мы любим вовсе не за это. Даже спустя двадцать лет, ленту стоит пересмотреть, чтобы удостовериться: она всё ещё захватывает своей динамичностью, красотой, хлёсткими репликами и яркими образами. И не так важно, если что-то в повествовании смутит или запутает: ведь на экране появится обаятельный пират в красной повязке, отпустит колкий комментарий, сдобрит его добротной шуткой и улыбнётся своей фирменной улыбкой. И после этого всё встанет на свои места, смекаете?