Фильмы о медвежонке Паддингтоне — шедевры. Не шедевры семейного кино, а именно что Шедевры с большой буквы, способные сместить с пьедестала «Гражданина Кейна», дать огня Тому Крузу и его «Невыполнимым Миссиям», заставить плакать Николаса Кейджа и Педро Паскаля, и всё это — на полном серьёзе, что не может не вызвать чистую радость на душе. То, что раньше было национальным достоянием Великобритании и одной из её ярчайших культурных жемчужин, с недавнего времени обрело неоспоримый мировой статус. И вот прошло 10 лет с момента явления маленького мишки из Дремучего Перу на большие экраны, в кинотеатры вышла третья номерная часть «Приключений Паддингтона» (Paddington in Peru), а мармеладная лихорадка и не собирается утихать. В чём же секрет?
Мишка, который ожил
После того, как в нулевые (и прорыв в компьютерной графике) подарили известным мультгероям возможность на «равных» делить кадр с живыми актёрами, что-то явно пошло не по чертежам. Если исключить «Скуби-Ду», который изначально вышел за множество рамок одним только наличием Джеймса Ганна в сценаристах, всех американских анимашек будто бы скопом сглазили. Все они страдали общим недугом: продюсерской ленью, базированной на железобетонной уверенности в кассовой состоятельности экранизированной ими интеллектуальной собственности. Стараться действительно для них не было никакой нужды, поэтому и работали фильмы вроде «Элвина и Бурундуков», «Гарфилда» или «Смурфиков» приблизительно по одной и той же формуле, которая пускай и показала свою эффективность, но устарела с удивительной скоростью и сформировала мощную зрительскую предвзятость к подобным комбинированным картинам. Она же, к слову, чуть ли не поставила крест на киношном «Паддингтоне» в самом начале его пути.
При этом мировой общественности до медвежонка толком не было никакого дела, так как персонаж Майкла Бонда (несмотря на статус классического и огромные тиражи книг) был исключительно британским сокровищем на протяжении больше полувека. Это не случай Гарри Поттера, когда вселенная Роулинг моментально взорвалась, стала сенсацией на весь земной шар и буквально напрашивалась на экранизацию. Паддингтон для среднестатистического англичанина — нечто крайне сакральное. Близкий друг, который желает тебе добра и счастья, а ты всегда готов ответить ему тем же. Такого героя просто так не сделаешь кинозвездой. Уж точно не по тем правилам игры, что были приняты Голливудом в рамках жанра в 21 веке. И потому очень красиво, что до серебряного экрана Паддингтона довёл тот же человек, что сделал киношную карьеру Гарри Поттеру — продюсер Дэвид Хейман.
Режиссёр Пол Кинг о сотрудничестве с Хейманом:
«Самое замечательное в Дэвиде — он буквально в первый день производства сказал, что мы будем разрабатывать фильм до тех пор, пока не поймём, что он достоин съёмок. И что как только мы начнём их — мы сделаем его настолько хорошо, насколько сможем. Наверное поэтому «Паддингтон» находился в разработке 105 лет».
«Пожалуйста, позаботьтесь об этом медвежонке»
Трепетное отношение Хеймана спасли детище Бонда от того, чтобы оно читало рэп и шутило туалетные шутки. Но самое главное — продюсер отстоял эссенцию персонажа и чистоту того замысла, что в него заложил автор. Будучи олицетворением бескорыстной щедрости, порядочности и альтруизма, одно только это делает медвежонка универсальной ролевой моделью, с которой невероятно легко резонировать как взрослым, так и детям. Но не стоит и забывать, что Паддингтон — это персонаж, напрямую вдохновлённый еврейскими детьми-беженцами из Европы, прибывшими в Великобританию во время Второй мировой войны, и лондонскими детьми, которых эвакуировали из города (во время бомбёжек) в сельскую местность. Они битком заполняли станции поездов и с их одёжек свисали бирка с просьбой позаботиться о найденном. Будучи не просто ребёнком, а ребёнком-иммигрантом, который в любой дворец вхож, потому что его доброта — не следствие ассимиляции в незнакомую среду, а врождённая черта характера, вневременная идея Паддингтона несёт ещё и политический оттенок, работающий как нельзя мощно в сложившихся реалиях постбрекзитовской Великобритании. Да и не только её.
Развивая темы общественного приятия и коллективизма, «Паддингтонов» можно без всякого юмора назвать family-friendly вариацией на работы Майка Ли и Кена Лоуча, играючи трансгрессирующей целые социальные модели и институты, которые в принципе трудно изменить. Так, например, в какой-то момент Паддингтона несправедливо обвиняют в воровстве и приговаривают к серьёзному тюремному сроку. На глазах прямо-таки разворачивается материал о сломанной системе и о том, как пренебрежительно она относится к инородным элементам. Актуалочка во все поля, можно на полном серьёзе подавать заявку на Каннский Кинофестиваль с намерением отобрать главный приз у условных братьев Дарденн. Но в какой-то момент тюрьма окрашивается в розовые тона, а голова напрочь отгоняет мысли о том, что заключенные в этом мире попадают в исправительные учреждения за что-то, кроме перехода через светофор на красный свет. А это уже достойно Нобелевской премии мира.
Сделал радость — сердцу… радость
Главная сила Паддингтона, как и постановщика Пола Кинга (выпускник «Майти Буш»), заключается в бесконечном уважении к человеческому ресурсу, чем могут похвастаться далеко не все семейные картины. Паддингтону нужны люди так же, как он нужен нам. Медвежонок с его исключительными манерами может и предстаёт сердцем серии, но за душу здесь точно отвечает семейка Браунов, у каждого из которых есть персонажная арка достойная отдельного фильма, по качеству ни разу не уступающая основному сюжету о пушистом любителе мармелада. Потому что мы любим смотреть, как хорошие люди становятся ЕЩЁ лучше. Однако круче протагонистов-людей, от лика которых ловишь эйфорию, а не скуку, только антагонисты с понятными мотивами, богатой персональностью и невероятной харизмой, которую смогли идеально передать как Николь Кидман в первой части, так и (особенно!) Хью Грант, выдавший в сиквеле «Паддингтона» лучшую роль за всю свою карьеру.
Хью Грант в интервью Vanity Fair:
«Я был презентёром на “Золотом Глобусе” и меня там представили как “звезду грядущего “Паддингтона 2”. После этого мне показали посты в Twitter и все они были пропитаны насмешкой, дескать “о боже, бедный Хью Грант, скатился до детского кино”. И это меня сильно взбесило, потому что я искренне считаю, что “Паддингтон 2” — это лучший фильм, в котором я когда-либо снимался».
Дилогия Кинга ворвалась в канон семейного кино с той же непосредственной искренностью, с которой её заглавный герой касанием Мидаса превращает жизни всех, с кем сталкивается, в настоящую сказку. Если угодно — он суровым, но нежным взглядом напомнил жанру о правилах хорошего тона. Превосходство меткого визуального юмора над гротескным физическим. Взамен унылой цифровой съёмке лондонских достопримечательностей Кинг пропускает реальные локации сквозь призму художественных маньеризмов Уэса Андерсона, Жана-Пьера Жене и Терри Гиллиама, по итогу формируя выразительный симбиоз буклетной Британии и вычурной фантазии о ней с элементами стим-панка. Вместо устаревших поп-референсов Паддингтон выступает идейным наследником чаплинского Бродяги, попутно позиционируя себя как главного приемника Бастера Китона, выводящего слэпстик-трюкачество на тот уровень, который в реальной жизни исполняет лишь Том Круз.
Отсылки на «Миссию: Невыполнима» обретают дополнительную культурную глубину ещё в тот момент, когда понимаешь, что последние 13 лет Итан Хант (начиная с «Протокола Фантом») представляет собой не просто образ суперагента, а главного амбассадора мира во всём мире, ради которого он готов буквально расшибиться в лепёшку самыми изобретательными способами из всех возможных. Подарить зрелище, которое даёт зрителю не только усладу для глаз, но и призывает выбрать путь доброты даже в самые тёмные и конфликтные времена. Как раз-таки очень в духе того, что делал Чаплин.
Новые времена
«Фильмы о Паддингтоне — настоящий плод любви, воистину. Так много людей отдавало свои сердца и души на протяжении месяцев, а то даже и лет, вручную собирая фильм вплоть до последнего кадра, это невероятно. И мы бесконечно благодарны зрителям за тот позитив, что получаем в наш адрес до сих пор. Мы надеемся, что это вдохновит людей пойти в кино, дабы они смогли сами убедиться в том, может ли фильм о говорящих животных быть настолько хорош, и может ли Хью Грант оставаться дьявольски роскошным, даже будучи одетым как монахиня. (Подсказка: да)», — комментарий режиссёра Пола Кинга изданию Rotten Tomatoes о рекордных рейтингах «Паддингтона 2»В народе уже сформировалась шутливая присказка: если совершенства не существует, то что же тогда «Паддингтон 2»? И в этой шутке, как полагается, всего лишь доля шутки. Хейман и Кинг своими трудами не просто спасли жанр семейного киноаттракциона. Они будто бы вытащили из трясины весь кинематограф в целом, заставив синефилов по всему миру серьёзно относиться к nicecore-фильмам о добре, творящем добро. Но есть ли будущее у мишки без своих отцов, особенно после достижения подобного пика? Ответа пришлось ждать семь лет.
В гостях хорошо, а дома…
«Приключения Паддингтона 3» страдают даже не из-за нехватки той уникальной магии, что творил Кинг в рамках этой франшизы. Это проект, изначально обречённый на каверзные сравнения с предшественниками. И он их, конечно, едва выдерживает. Линия семьи Браунов прописана более лениво. Сеттинг джунглей Амазонии мешает Паддингтону проявить себя в полную силу. Съёмки внутри хромакейных павильонов сильно бросаются в глаза на фоне крафтового продакшн-дизайна прошлых двух фильмов. Ну и искусственный напор на сантименты в жертву цельного комедийного тона тоже не пошёл на пользу. С такими вводными впору говорить о переходе нашего героя на тёмную сторону силы. Конвертацию в то, против чего он боролся.
Но это бы противоречило всему, чему нас научил Паддингтон вместе с тётей Люси за все эти годы. И в триквеле, на самом деле, можно найти много хорошего за что его стоит смотреть и даже полюбить.
Оливия Колман веселится с гитарой наперевес и смешно пародирует «Звуки музыки». Антонио Бандерас гордо принимает эстафету у Гранта и выдаёт нечто среднее между его Феликсом Бьюкененом (гримёры и костюмеры над актёром не сжалились) и персонажем Клауса Кински из «Фицкарральдо». Ну и, разумеется, Паддингтон всё так же непотопляем в своём очаровательном оптимизме.
Настолько, что даже самый средний по температуре фильм с его участием всё равно будет на три головы выше любого детского блокбастера, что сейчас выходят.