26 октября на большие экраны выходит «Отпуск в октябре» — четвёртый фильм Романа Михайлова и, по его мнению, самый сложный. С первого взгляда картина исследует кино. Со второго — представляет собой трактат о природе времени. Мы посмотрели премьеру на фестивале «КАРО.Арт» и решили исследовать её многомерность.
Петербург. Наши дни. Молодая актриса Света (Мария Мацель) недавно окончила театральную академию. Пока что актёрская карьера не блещет хитами. Героиня вязнет во второсортных российских сериалах, мечтая о большом кино. Но тут девушке выпадает шанс принять участие в болливудском проекте. Закравшиеся сомнения об обмане перекрывают ожидания хэппи-энда. Сначала Болливуд, потом — созвучный Голливуд. В жизни ведь всё возможно, верно? Главное — не упустить шанс.
И Света не упускает его. Вместе с подругой Леной (Анна Завтур) они отправляются за песнями и плясками. Правда, вместо самолёта с бизнес-классом получают газель, а вместо Индии — местечко под Петрозаводском. Подруга осторожная — отказывается от поездки и советует Свете поступить аналогично. Но героине очень нужно светлое будущее. Это ведь аргумент?
«Отпуск в октябре» — многомерное кино, полное подводных камней. Роман Михайлов уходит от реализма, погружая зрителя в сновидение. Съёмки болливудского фильма — ирреальность. Здесь никто не знает сценария, не понимает, что происходит. Сцены снимаются с одного дубля, а танцы ставятся за двадцать минут. Здесь пропадают актёры, то и дело прибывает очередная газель.
Света не может отличить реальность от сна. В начале фильма она просыпается от грохота упавшего предмета и тут же падает обратно на подушку. Героиня уже видела газель во сне. Девушка знает финал истории. А вдруг всё нереально? Нет никакого Петрозаводска? Съёмок? Надежд на Болливуд? Большую часть сюжета персонажи живут в темноте. Смены то и дело переносятся на вечер, потому что режиссёр уважает астрологические прогнозы и лишний раз не рискует. Актёры томятся в неоновом угаре, теряя почву под ногами. Они оказываются в тумане. Физически. Танцуют в нём, забываются и теряются.
«Отпуск в октябре» — визуальное наслаждение. Оператор Алексей Родионов — верный спутник Романа Михайлова, снявший все четыре картины режиссёра. Большое внимание он уделяет деталям и текстурам. Открывающая сцена начинается исследованием одеяла, которым укутана героиня. Родионов изучает каждую линию узора, каждый волос, который, уцепившись за шерстяную поверхность, решил остаться на ней.
Узоры — концепт ленты. Фильм снят на балабановскую плёнку. Режиссёр философски исследует феномен орнамента. Наполняет ленту коврами на полу и в рамках на стене. По его мнению, современная жизнь гораздо менее узорчата, чем прошлое. Мастер добавляет магические элементы, в которых на советскую плёнку «Свема» наложен алхимический код.
С узорами связана и игра, в которую втягивается главная героиня. В свободное от съёмок время актёры смотрят фильмы 1970-х на плёнке. Затем начинается самое интересное — разыгрывание ролей. Персонажи реконструируют увиденные сцены, проживают чужую жизнь. Роман Михайлов говорит о глубоком прочтении кинотекста. Ролевая игра — метод освоения культуры. Лишь прожив иную жизнь, мы можем понять стороннее.
«Отпуск в октябре» удивляет актёрским составом. Главная роль досталась Марии Мацель, которая совсем недавно блеснула в мистическом сериале «Чёрное облако». Девушка продемонстрировала яркое перевоплощение. Дерзкая и свободолюбивая Оля из сериала сменяется скромной и совсем зелёной Светой, которая боится сделать шаг в сторону. Также в ленте появляется Евгений Ткачук в образе популярного диджея, который затаскивает трусливую героиню в мир киноигр. Роли второго плана достались Кириллу Полухину, Фёдору Лаврову и, вишенка на торте, рэперу Замаю! А в одной из сцен вообще мелькают Михаил Елизаров и Юра Борисов, который в последнее время лишний раз не пропускает даже эпизодические предложения.
«Отпуск в октябре» — музыкальное кино с обилием танцевальных пауз. Влияние болливудских лент? Возможно. Порой подобные вкрапления утомляют хронометражом. Однако в общей сложности они дополняют сновидческий мир проекта. Кстати, одну из композиций исполнила сама Мацель. Песня символично начинается фразой: «И будто бы не сплю я, и будто бы я сплю…»
В картине множество цитат. «Отпуск в сентябре», «Осенний марафон» и даже «Донни Дарко» — Михайлов создаёт из фильма мозаику значений и теорий. Он путает зрителя. Вводит в транс. И заставляет подумать.
«Отпуск в октябре» — эзотерический тракт со множеством противоречий. Это и исследование времени, и анализ природы кинематографа, что неразрывно связывает ленту с предыдущими работами. Советуем не придерживаться заданного маршрута, а довериться ощущениям. Вдруг откроете новые смыслы.