Недавно состоялась премьера полнометражного мультфильма «Орион и Тьма» (Orion and the Dark) — нового проекта Шона Чэрмэтца и Чарли Кауфмана, сценариста «Вечного сияния чистого разума». Лента рассказывает о тревожности и борьбе со страхами, помещая в центр внимания трясущегося от каждого шороха школьника. Разбираемся, как «Орион и Тьма» от DreamWorks показывает тревогу и говорит со зрителем о сложных вещах.
«Орион и Тьма» родился из одноимённой детской книги Эммы Ярлетт о мальчике, который боится всего на свете, но больше всего — темноты. Оскароносный режиссёр и сценарист Чарли Кауфман адаптировал историю, по максимуму сохранив визуальную составляющую произведения. В основном в портфолио мастера значатся художественные фильмы с метаповествованием. Как-то Кауфман участвовал в качестве одного из сценаристов в мультсериале Moral Orel, однако «Орион и Тьма» — его первая серьёзная анимационная работа.
Орион — школьник и одиночка, прячущийся от жизни в огромном блокноте с зарисовками. Наверно, в мире нет ничего, что бы ни пугало парнишку: излучение телефонов провоцирует рак, комары разносят инфекции, а девчонки могут отшить тебя и высмеять перед одноклассниками. Орион живёт визуализацией негативных процессов — он боится жизни. Однако больше всего на свете героя пугает тьма. Выключенный свет, шорохи, запертая дверь и зловещие тени — каждую ночь мальчик трясётся под одеялом. Но в один из дней Тьма приобретает физическую форму и предлагает Ориону сделку — провести с ним один день и забыть о страхе.
На этом моменте историю дополняет приключенческий мотив. Орион и Тьма проводят вместе 24 часа. Пугающий герой демонстрирует мальчику свою важную работу — наступление ночи, без него не будет места отдыху как людям, так и Земле. Параллельно авторы вводят в повествование второстепенных персонажей, для которых абсолютное зло — вовсе не Тьма, а Орион. Спутниками ночи оказываются Бессонница, Дремота, Непонятный шум, Тишина и Сладкий сон.
Проект Кауфмана отчасти похож на «Головоломку», особенно второстепенными героями. Если в первом мультфильме персонажи изображают компоненты ночи, то во втором — эмоции. «Головоломка» учит понимать себя, «Орион и Тьма» — бороться со своими страхами, что как раз взаимодополняемо.
Орион — не трус. Перед нами человек с повышенной тревожностью. Как он борется с этой ситуацией? Ходит к школьному психологу, который советует придавать страхам очертания в виде записей или рисунков. Помогает ли это как-то контролировать страхи? Не то что бы. С этой точки зрения уместно рассмотреть отношения Ориона с родителями. Семья поддерживает мальчика, пытаясь подтолкнуть к социализации. Они будто понимают грань между заботой и гиперопекой, не паразитируя вторым, — тактично отказывают сыну в чтении перед сном, прося лишний раз не будить их ночью.
Но Орион — не единственный тревожный герой. На самом деле, Тьма не так уж уверен в себе. Ему важно мнение и любовь общества, без них он не чувствует себя полноценным. Персонажу не нравится выглядеть злодеем, поэтому он и идёт на сделку со школьником. Как раз-таки здесь и наблюдаются сюжетные изменения Кауфмана — в книге Тьма не обладал комплексами. Собственно, и Орион не был настолько тревожным. Сценарист разворачивает драматургию, что играет на руку мультфильму.
При этом Чарли Кауфман сохраняет стилевые особенности первоисточника. 1/3 мультфильма демонстрируется от лица Ориона, для этого авторы используют закадровый текст. Одновременно сценарист вводит метаповествование — свой излюбленный приём. Параллельно детскому восприятию «здесь и сейчас» противопоставляется фигура рассказчика в виде уже подросшего Ориона. На этом моменте в сюжете появляется совершенно ненужная линия перемещений во времени с ребёнком и внуком главного героя. Авторы неуместно мешают жанры, пытаясь сыграть во «Всё везде и сразу».
Ещё одно важное стилевое решение — сохранение набросков, которые одновременно отдают дань книге и служат драйвовым визуальным элементом повествования, ведь именно с помощью них мы знакомимся со страхами героя. Да и в принципе мультфильм выглядит интересно, напоминая популярные проекты Pixar.
По сюжету Орион проводит вне дома целые сутки. Авторы обыгрывают это беспробудным сном родителей мальчугана. Вместо того, чтобы искать сына, они спят. Возможно, герой действительно утомил их своими ночными криками, но эта линия будто бы сильно притянута за уши. Орион начинает помогать Тьме и его помощникам, не имея магических способностей. Он спокойно меняет сладкие грёзы людей на ночные кошмары и остаётся незаметным для их взора. Всё это можно отнести к маленьким драматургическим промахам, которые так или иначе влияют на восприятие проекта.
Несмотря на шероховатости, «Орион и Тьма» — неплохой и милый мультфильм, затрагивающий важную тему познания себя и мира вокруг. Главный вопрос — помогла ли герою встреча с Тьмой? Орион доверился миру и начал изучать неизвестное, а не сторониться его. Возможно, он перестал бояться лишь персонажа, а не темноту в глобальном смысле. Но мальчик сделал шаг навстречу жизни, что гораздо важнее.
Кауфману и Чэрмэтцу удалось из маленького рассказа для детей слепить многогранную историю для разных поколений. Авторы говорят о принятии неизвестного, следуя правилу «нас пугает то, что мы не понимаем». Однако стоит осознавать, что всеобъемлющий страх всего и вся — тяжёлая форма повышенной тревожности, которую мало лечить одними лишь зарисовками. В первую очередь «Орион и Тьма» — история борьбы со страхами, а не иллюстрация жизни с тревожным расстройством, которую из раза в раз гиперболизируют.