С 5 по 11 августа в Выборге прошёл юбилейный, 30-й кинофестиваль российского кино «Окно в Европу». В былые времена он позиционировался, как более экспериментальная альтернатива «Кинотавру», но сейчас, по понятным причинам, сам собрал программу. В этом году фестиваль ближе всего подобрался к актуальным тенденциям: 8 из 11 фильмов игровой программы — дебюты, 6 из них сняты женщинами, герои примерно половины фильмов — молодые люди в возрасте от 15 до 35 лет. Кинокритик Иван Афанасьев побывал на кинофестивале и рассказывает про самые интересные картины, большинство из которых уже закуплены для проката.
Экспресс
Неудачливый, но неунывающий студент какого-то техникума в Карачаево-Черкесии Саша Сосланов по кличке «Сос » вечно ищет лёгкие способы заработать. С этой целью он покупает на последние деньги клубную карту в местной букмекерской конторе — если повезёт, можно выиграть миллион. И… ему везёт: победы настигают его одна за другой! Всё бы здорово, но во всём остальном дела куда хуже: карта пропала вместе с собутыльником, из общаги выселили, девушка — и та бросила.
Главный хит фестиваля, отхвативший сразу три приза, включая награду за главный фильм (и чуть было не отжавший ещё один у другого фильма). Это тот редкий случай, когда единодушными оказались все: и зрители, и жюри, и кинокритики. Говорят, лучшее кино — то, которое не описать словами. Если попытаться описать «Экспресс», будет примерно так: Кантемир Балагов решил снять свою версию «Карты, деньги, два ствола», вдохновившись «Реальными пацанами». Но лучше это просто увидеть, а заодно и услышать: то, как общаются местные персонажи, — отдельная история.
Император
В небольшом приморском городке появился новенький в школе. Его зовут Арсений, или просто «Арс». Он не похож на остальных: молчаливый, сосредоточенный, себе на уме, но отнюдь не робкий, постепенно он завоёвывает умы и сердца людей вокруг, включая местного авторитета. Это всё ужасно не нравится другому местному хулигану по кличке «Неженка»: он решает поставить на место новичка, разумеется, при помощи силы. Но у Арса другие методы сопротивления.
Дебют выпускницы ВГИКа Альфии Хабибуллиной, который и стал тем самым фильмом, обогнавшим «Экспресс» в битве за награду жюри кинокритиков. Это экспрессивное, яркое, бескомпромиссное и по-своему жёсткое кино о школьном буллинге, стойкости духа, дружбе и соперничестве. Едва ли не самое яркое в нём — центральный дуэт молодых актёров Владимира Сарапульцева и Данила Тябина: недаром фильм получил награду «за дуэт антагонистов». Да, именно антагонистов: в «Императоре», как и в жизни, нет ничего однозначного.
1000 дешёвых зажигалок
Артём и Костя — лучшие друзья и, по совместительству, школьные аутсайдеры. Они обожают что-нибудь взрывать. Когда Костя оказывается первым в составленном администрацией школы «списке взрывников», его тут же признают все в школе, хотя Артём всегда был главным в их паре — это он способен из петарды и подручных материалов соорудить маленькую бомбу. Обидевшись на Костю, который предал их дружбу, Артём понимает, что единственный способ вернуть авторитет — устроить по-настоящему грандиозный взрыв.
А тут у нас случай противоположный: подростковую драму про бунтарей без особой причины не слишком взлюбили критики, но зрители, в основной своей массе, фильм оценили. Лично я склоняюсь именно ко вторым: это неровное, но пробирающее (местами до мурашек) кино о том, как появляются всевозможные «колумбайны» и прочие подобные истории, которых в последнее время почему-то становится всё больше.
Далёкие близкие
Борис, учитель географии в обычной школе в Хабаровске, живёт в гордом одиночестве, и не удивительно, при таком-то склочном характере. Когда взрослый сын Миша дарит ему смартфон, папаша тут же наводит контакты с блогеркой Надеждой, с которой у него находятся общие интересы по выращиванию баклажанов. Осознав, что за всю свою жизнь он ни разу не был нигде дальше своего родного гнезда, Борис собирается вместе с сыном в путешествие по России. В финале — Москва, где он надеется познакомиться со своей баклажанной музой.
«Родные» здорового человека — именно так хочется с ходу описать «Далёкие близкие», второй полный метр Ивана Соснина, прославившегося короткометражками, снятыми в копродукции с производителем огурцов «Дядя Ваня» (да, вот такое у нас инди-кино в России!). Чертовски трогательное роуд-муви, знаменательное не только тем, что это идеальное жанровое кино для всей семьи, но и тем, что свою последнюю роль сыграл в нём великолепный актёр Евгений Сытый, чьей памяти и посвящён фильм «Далёкие близкие».
По-мужски
Глебу 35 лет. Он чертовски успешен: свой бизнес, красивая квартира в Москве и ещё более шикарный загородный дом. Кажется, всё сложилось, как надо. Однажды на отдыхе пьяный сосед ударяет жену Глеба — и тот не решается за неё заступиться. С этого момента его жизнь стремительно меняется — супруга смотрит косо, друзья смеются, а его самого раздирают противоречия: трус ли он или просто решил не идти на конфликт? Да и мужик ли он вообще после такого?
Сам Антон Лапенко, не только исполнивший в фильме главную роль, но и выступивший продюсером, признавался, что искал такой сценарий очень давно. Что ж, сценарий, очевидно, искал его тоже: перед нами одно из лучших доказательств того, что в лучших комиках таятся бездны драматических талантов. Помимо этого, «По-мужски» — лучший фильм про токсичную маскулинность и стереотипы о мужчинах в России, выходивший в нашей стране: умный, не занудный, образцово написанный и задорно поставленный.