«Один день в Стамбуле» — новый фильм «Квартета И». Коллектива, который подарил нам бесспорную классику русских комедий: «День выборов» (2007), «День Радио» (2008) и «О чём говорят мужчины» (2010). Можно заметить, что в этом списке самая свежая дата была аж 14 лет назад, хотя сиквелы, новые пьесы «Квартета И», их экранизации и адаптации чужих текстов выходят стабильно раз в пару лет. И каждый раз есть не безосновательная надежда, что получится что-то выдающееся. Как «тогда».
«Один день в Стамбуле» получился как «сейчас»: это типичный «Квартет И» образца последних 10 лет. Если вы смотрели все последние фильмы (и сериал), причин пропускать нет; не смотрели — то и аргументов посмотреть именно эту работу тоже нет.
В центре сюжета снова компания друзей, которые вместо того чтобы ехать по России, плывут на яхте по Босфору. Их собрал старый эксцентричный друг Вадик, а накануне взял и зачем-то умер (предварительно всё забронировав и оплатив). Поэтому отпуск резко превращается в поминки.
А дальше большой спойлер (но не спойлер). Без него, к сожалению, никак.
Если ещё на этапе аннотации вы придумали, каким мог бы быть финальный твист, то да, авторы его тоже придумали. Оказывается, что Вадик по итогу жив и всю ситуацию подстроил. Наверное, это чтобы друзья поняли, какую огромную роль он играл в их жизни; или он в чём-то провинился, а поездка своеобразный способ разом от всех получить прощение. Чтобы «либо хорошо, либо никак» по итогу фильма говорили о ещё живом Вадиме. Так зачем и почему он это сделал? Цитируя сам же «Квартет И»: «Да потому что!» Какой-то морали, нравственного урока или хотя бы хитрой многоходовочки от «усопшего» нет.
Поминки тоже не получаются. Мужчины как будто заведомо знают, что никто не умер и поэтому уже через 15 минут фильма перестают хмуриться. Вместо могильной ошарашивающей рефлексии (герои находятся в том моменте, когда ещё даже не прошли похороны) — снова игривая демагогия и подмигивания женщинам. Истории о Вадиме не складываются в портрет, а сводятся к «мне долг простил», «а у меня девушку увёл» — причём в пересказе героев эти вмешательства Вадима оставили не то что бы глубокий след.
Разговор на Высокие Темы — в прошлой работе «В Бореньке чего-то нет» такой, например, была самореализация и рефлексия творческих людей, — у «Квартета» не получаются. Максимум «пронзительные» и «глубокомысленные», но по факту пошловатые сцены, которые не получают должного развития или предыстории — расчёт на зрителя, у которого такое было и он как бы сам поймёт.
И новые персонажи с другими профессиями и именами оказываются всё те же Лёша, Слава, Камиль и Саша. Состоятельные мужчины средних лет без особой фактуры, у которых в целом всё хорошо. Они просто плывут-плывут и в конце… приплывут.
Самым фактурным персонажем «Квартета И» за последние годы стал Борис Наумович (Ростислав Хаит) из постановки/сериала «В Бореньке чего-то нет» — нудный, но исполнительный продюсер.
Получается, что без конфликта, без персонажей с другой оптикой, без сюжетных событий и даже без визуализации устных разгонов от «Одного дня в Стамбуле» остаётся только набор озвученных афоризмов на 1,5 часа. Нравится вам такое кино или нет — решайте сами. Возможно, эти претензии — проблема адаптации. Спектакль-первоисточник идёт почти на час дольше.
Однако в сравнении с прошлыми работами в «Стамбуле» находится интересная интонация. Поскольку речь всё-таки о «наших людях за границей», посиделки «этих русских» комментируют турецкий капитан и стюард. Их диалоги абсолютно внезапно роднят новый фильм «Квартета И» с великими «Особенностями национальной охоты». «Особенности» тоже были сборником баек и анекдотов, рассказанных под рюмку водки, но на самом деле обставлены как почти документалка о непостижимой русской душе.
Если в будущих работах, авторам удастся ухватить вот это настроение и сделать его центральной частью фильма (а заодно насытить не только разговорами, но и событиями), на такое будет очень интересно посмотреть.
А пока что «Один день в Стамбуле» — дежурная порция комфортной «жизы» про мужчин. Люди в зале стабильно смеялись.