1 апреля стартовал второй сезон «Обоюдного согласия» — продолжение нашумевшей истории Валерии Гай Германики о проблеме сексуализированного насилия в России. Проект именуется антологией, так что новые эпизоды рассказывают другую историю. В этот раз Гай Германика решила затронуть тему домашнего насилия. Рассказываем, каким получился сериал.
Первый сезон «Обоюдного согласия» вышел в 2022 году. В нём Валерия взялась за сложную тему сексуализированного насилия, попытавшись своим высказыванием снять с проблемы статус «табуированности». Проект получил неоднозначные отзывы, однако положил начало антологии «честной жестокости». Второй сезон связан с первым ключевой темой. На этот раз режиссёр окунается в домашнее насилие, говоря о том, что за мишурой счастья порой скрывается ад.
На первый взгляд, семья Венишевых счастлива. Для многих жителей маленького городка она — пример для подражания. Но всё меняется после торжества в честь двадцатилетней годовщины супругов, когда радостные крики чередуются одиноким воплем, а кусок торта — ножевым ранением.
Сюжетный вердикт прост: многодетную мать Марину Венишеву (Глафира Тарханова) обвиняют в смерти мужа Григория (Максим Ползиков). Улики налицо: это и кухонный нож с отпечатками пальцев, и общее поведение женщины. Марина моментально выкидывает вещи супруга, хочет поскорее уехать из дома и не собирается присутствовать на похоронах. А на вопрос свекрови «ты убила?» даёт отрицательный ответ.
Могла ли Венишева зарезать мужа? Вполне. Зритель понимает это уже с первых кадров, когда в полумраке машины Григорий кидает супруге раздражённую реплику: «Ты так и будешь целый день со своей тупой рожей»? Собственно, за ней следуют крупные планы мигалок. Впоследствии вскроются и остальные детали. Григорий систематически подвергал жену насилию. Та терпела, но параллельно вела двойную жизнь, встречаясь с любовником.
В первом сезоне героиня Светланы Ивановой сразу публично высказывает обвинение в изнасиловании. Марина Венишева, напротив, тщательно скрывает информацию, то ли пытаясь замять мотив убийства, то ли сохранить репутацию мужа. Вряд ли женщину можно назвать жертвой стокгольмского синдрома, так как она явно намеревалась уйти от супруга. Те, кто смотрел первый сезон, мгновенно спроецируют в голове развязку истории, где героиня окажется хорошим манипулятором. Однако в продолжении сериала Гай Германика идёт от обратного, сразу показывая сцены «несогласия». И тут зритель чувствует подвох.
Пересечение с первым сезоном проекту добавляют и другие признаки. Один из них — место действия. Драма разворачивается в небольшом городке, утопающем в безнравственности сильных мира сего. Второй признак — дотошный следователь, пытающийся вопреки коррупции докопаться до правды. В первом сезоне это был Виктор Нестеренко (Андрей Козлов), во втором — Анна Клинских (Диана Арбенина), к которой мы вернёмся позднее.
На самом деле, в сериале вокруг Венишева выстраивается целый культ. Григорий оказывается автором медицинского метода и главой клиники, которая, скорее, не лечит, а «исцеляет». Всё показанное походит на секту, где вольно-невольно оказалась семья героя. Исключением стала только старшая дочь Женя (Мария Кончаловская), которая будто понимала сущность отца и была свидетелем жестокости (но это пока не точно). Иронично, но именно Женя вызывает в проекте чувство симпатии и сочувствия. Героиня становится фундаментом, который не даёт семейной конструкции рухнуть. Гай Германика очень точно работает с «детскими» образами. К примеру, средний сын Сева оказывается отражением отца. Мальчик проявляет агрессию по отношению к ближним, сначала замахиваясь на собаку, потом — на мать.
Визуальный костяк второго сезона «Обоюдного согласия» — «дрожащая камера», которая стала намного динамичнее, нежели в первом сезоне. В качестве фишки Гай Германика добавляет в повествование хоррор-сцены с рогатым бесом, пытающемся вломиться в квартиру и символизирующем домашнее насилие. По прошествии двух серий приём ощущается лишним, будто не сильно вписывающемся в общий антураж. Одна метафора тонет в море бытовой истории.
При этом видно, что оператор Геннадий Успангалиев и Валерия Гай Германика действительно ищут интересные визуальные решения. Второй эпизод сериала вообще начинается путешествием кухонного ножа от первого лица. Что-то вроде: «Посмотрите, чем я занимался до убийства». Жестоко, но верно. Этический плюс истории — бодипозитив. Режиссёр честно «раздевает» главных героев, не пытаясь что-либо скрасить. Показанное походит на реальность.
Валерия Гай Германика добавляет трагичной истории драйвовый саундтрек, который работает на контрасте. К примеру, сцена убийства Венишева сопровождается песней «Пушка Бомба Огонёк» Александра Труфмана, а эпизод задержания Марины — композицией группы Zoloto. И так построен весь сериал. Порой сопоставление кадров и музыки выглядит неуместно. Так, «Пушка Бомба Огонёк» звучит и во время похорон. Возможно, съёмочной группе показалось, что подобное решение словит хайп, но выглядит оно сомнительно. Хотя, добавить «окэй» всё же можно.
Гай Германика разбавляет профессиональный каст неактёрами. Так, в кадре появляются певица Диана Арбенина, журналистка Елена Ханга и ресторатор Максим Ползиков, с которым мы уже познакомились. Диана играет следователя Анну Клинских, Елена — адвоката Иду Кузнецову. «Я никакая не актриса, и вы это увидите сами», — сказала Арбенина во время премьеры. На удивление самой певицы, в кадре всё выглядит невычурно и органично. Диана вживается в роль непробиваемой следовательницы, интересующейся лишь фактами. В противовес ей выступает героиня Ханги, которая вроде эмпатичнее предыдущей, но при этом не менее профессиональна в работе.
По прошествии двух серий новый сезон «Обоюдного согласия» не затмевает первый. Пока что он выглядит сглаженным, а детективный сюжет внушает обыденность. Мы всё же расследуем убийство, а не домашнее насилие. Героиней сложно проникнуться — она вялая. Увиденное смахивает на стандартный российский теледетектив, от которого изначально не ожидаешь многого.
Драма «Обоюдное согласие» пытается дестигматизировать важные социальные темы, за что отдельное спасибо Гай Германике. Но что-то смущает: то ли излишнее желание казаться сложнее, то ли, наоборот, бытовая драматургия. При этом проект вовсе не плохой. Скорее — нормальный. На премьере Валерия волновалась и невзначай воскликнула: «Если чё, извините». Пока не за что. Но мы подождём следующих серий.