В конце сентября 2024 года закончился показ серий третьего сезона «О моём перерождении в слизь». Аниме уже продлили на четвёртый сезон, и оно, несмотря на постоянную критику в адрес любого исекая, заслуженно пользуется популярностью как у критиков, так и у обычных зрителей. В ожидании продолжения истории о приключениях обычного офисного клерка, переродившегося после смерти в новом мире слизью, самое время разобраться в феномене этого проекта и узнать, что же скрывается за таким необычным названием.
Очередной исекай?
Но сперва о жанре. Исекай — как много в этом слове. Сегодня это один из самых неоднозначных феноменов в аниме-сообществе. Но феноменов важных. В апреле 2024 года термин даже был занесён в Оксфордский словарь. Правда, настоящие любители аниме от него не в восторге. Уже долгое время этот жанр (речь не всегда исключительно о японских анимационных проектах), где герой переносится или перерождается в неизвестном для себя мире, становится предметом шуток и издевательств. Недовольны фанаты и надоевшими клише (самое главное — роль грузовика-куна), и типовым характером параллельных миров, зачастую неинтересных и безликих, и обилием ненужных, скучных второстепенных персонажей. Несмотря на это, индустрия поставляет всё новые и новые проекты в жанре, всё меньше и меньше заботясь об их качестве.
Кажется, найти тайтл, достойный просмотра — задача сверхтяжёлая. Хотя всё-таки выполнимая. История современного исекая началась с успеха аниме «Мастера меча онлайн» о похождениях Кирито в пространстве виртуальной игры. Бум популярности жанра пришёлся как раз на начало 2010-х. Вслед за увеличившимся интересом прошла лавина новых проектов, не все из которых выдерживали высокую планку. Тем не менее, за эти годы жанр однозначно вышел за пределы Японии: к нему подключились и Китай, и Корея.
Недавний хит «Поднятие уровня в одиночку» тоже наследует огромное количество черт исекая, пусть напрямую им и не являясь. Китайское дунхуа «Слабейший монстр» — классический пример жанра, кстати, чем-то напоминающий «О моём перерождении в слизь». Несмотря на большое количество сомнительных тайтлов, среди них есть и сильные, любимые всеми работы. Это и «Восхождение героя щита», и «Реинкарнация безработного», и в том числе «О моём перерождении в слизь».
Команда создателей
За создание последнего отвечала студия 8-Bit и режиссёр Ясухито Кикути. Среди других известных работ 8-Bit — «Синяя тюрьма», спортивное аниме о подготовке футболистов в специальной тюрьме для победы на Чемпионате мира, и третий сезон аниме в жанре повседневность — «Лагерь на свежем воздухе». Вместе с «О моём перерождении в слизь» эти два тайтла стали для студии наиболее значимыми проектами, которые и подарили появившейся в 2008 году студии заметную популярность. Так почему одним из главных проектов стало аниме «О моём перерождении в слизь»?
О чём эта история?
Любой исекай начинается по похожему сценарию. Сатору Миками, обычный офисный работник, приглашён на прогулку своим другом и коллегой, но оказывается жертвой нападения. Герой грудью защищает товарищей, сам получая ранение и умирая. Сразу первое важное отличие: Сатору был убит ножом, аниме обошлось без смертоносного грузовика. Правда, это не конец — героя ждёт перерождение в другом мире в виде… слизи. Как окажется впоследствии, в таком состоянии есть определённые преимущества. Поначалу это будут обычные свойства вроде устойчивости к холоду или огню, но полученные в результате перехода навыки постепенно будут развиваться и давать своему владельцу всё новые возможности.
За время своих первых скитаний в пещере Сатору в виде слизи наткнётся на огромного дракона — Вельдору, которого 300 лет назад заточили сильной магией. Измученный одиночеством, Вельдора обретает в слабейшем существе единственного за долгое время друга. Герои дают друг другу новые имена, что придаёт им сил, а Сатору, названный теперь Римуру Темпестом, даже обещает однажды вызволить дракона. Найдя выход из пещеры, слизь встречает первую деревню гоблинов, сражающуюся со стаей жутковолков. Помощь в обороне становится его первым испытанием. Когда же битва заканчивается, Римуру обретает новый дом (деревню гоблинов) и верных соратников и друзей, которых постепенно будет становиться всё больше. Своей главной задачей герой теперь видит мирную жизнь вместе с друзьями. Но, как вскоре станет понятно, даже у этой безобидной цели могут появиться враги.
В чём уникальность этого аниме?
Отличает «О моём перерождении в слизь», конечно, не завязка, а всё, что впоследствии наполнит эту историю. Как в повествовательном, так и в художественном плане. Неизменно высокий уровень анимации раскрывается здесь не только в тщательной детализации боёв, но и в динамичном характере каждой сцены. Действие никогда не заканчивается на непосредственных его участниках, оно подключает всех персонажей. На глазах у зрителя обычно статичные кадры в аниме всего несколькими движениями оживают. Так, во время серьёзного разговора Римуру с его секретарём Сион в одном из эпизодов второго сезона, где-то в углу помещения один из второстепенных героев невозмутимо уплетает тарелку за тарелкой с вкусной пищей. Или во время неловкого признания в любви ухмылка одной из героинь показывает частным примером отзывчивость и всего мира, и его жителей. События не разворачиваются в вакууме, но находят естественный отклик.
Наблюдать за фоном — отдельное удовольствие при просмотре «О моём перерождении в слизь», ведь там всегда продолжается своя маленькая жизнь. Точно таким же удовольствием становится поиск, на первый взгляд, незаметных деталей. Одна из них — содержимое записной книжки Сион. Достаточно часто режиссёр будто случайно показывает эти записи, куда сама героиня переносит всю необходимую информацию, и не раз демонстрирует её важность. Правда, зритель увидит другое: заметки Сион полностью состоят из рисунков её господина, слизи Римуру, и сердечек вокруг него. Более того, для тех, кто подметит это, ещё смешнее станет фрагмент, где Сион не может правильно произнести имена допрашиваемых ею лиц. Быть может, дело в её чрезвычайно рьяном подходе, а, возможно, всё дело в том, что она отвлекается на своё «хобби». Такие крупицы истории, едва ли привлекающие внимание, становятся яркими показателями качества. Когда хватает времени на проработку столь незначительных элементов, не остаётся сомнений в творческой ценности всего проекта целиком.
Мир аниме и его жители
Столь же тщательно создателями аниме продуманы и его основные составляющие. Главным в исекае всегда остаётся перерождение и новый мир. Как уже можно понять, в этом аниме он большой, развивающийся и расширяющийся. Вместе с Римуру зрителю предстоит его узнать и стать неотъемлемой частью. Сама концепция «О моём перерождении в слизь» интересно обыгрывает классические тропы жанра. Строительство собственного нового дома где-то глубоко в лесу в параллельном мире обретает неожиданный смысл. Присущий жанру эскапизм и появление в иной реальности не представлено как высшее благо. Другие «попаданцы» или «призванные» часто скучают по родине, да и сам Римуру не вспоминает прошлую жизнь с отвращением. Разве что в любви в современной Японии ему не везло.
Благодаря сохранившимся воспоминаниям своим товарищам «по несчастью» он рассказывает сюжеты аниме, манги и видеоигр, выход которых те не успели застать. Впоследствии некоторые герои даже читают мангу «Клетки за работой», а в одной серии обсуждают количество новых частей Final Fantasy. Для Римуру перерождение не стало ответом на все вопросы или освобождением из оков ненавистной жизни. Поэтому и к новому миру он относится подобающе, основываясь на уважении к каждому, кого встречает. Стремление обосноваться и обзавестись новыми друзьями выводит на первый план коллективного героя — целое государство и его жителей. Ближайшие соратники станут верными спутниками на время всего путешествия. А каждый из второстепенных героев и героинь — не просто функция, но важная и незаменимая часть команды. За этими персонажами и их эволюцией (причём в прямом смысле слова) хочется наблюдать, им хочется сочувствовать и сопереживать. И это вполне получается, так как аниме удаётся уделить внимание каждому, показывая их постепенно улучшающиеся навыки и способности. Это усиливает вовлечённость зрителя. Аниме производит эффект видеоигры в жанре стратегии, когда за благополучие собственных граждан зритель/игрок несёт персональную ответственность. Это больше не город одного Римуру, но город каждого, кто смотрит аниме.
Жанровая трансформация
Классическая структура исекая здесь подвергается незначительным изменениям. Потому что преодоление трудностей в попытках обрести силу не играет существенной роли в истории Римуру. Сила здесь — лишь средство достижения желаемого. А желаемое — это мир, в котором ему будет комфортно жить. Такая цель требует формирования определённых правил для себя и друзей, которые герой формирует почти сразу же.
Его идеалы, выраженные в трёх лаконичных приказах о мирном сосуществовании с людьми, со своими соседями и другими расами, с расширением его города, а затем и государства, будут подвергаться постоянным нападкам. Как мирно сосуществовать с людьми, если армия одного из человеческих королевств направляется войной на дом Римуру? В этот момент философия главного героя и всего аниме аккуратно переходит с рельс всеобщей справедливости (явно провалившейся из-за несовершенства людей) к реальной политике отстаивания своих интересов. «О моём перерождении в слизь» с каждым новым эпизодом из красочного путешествия превращается (но чрезвычайно гармонично) в политический триллер. Интриги, союзы с новыми странами, альянсы против третьих сил — такой антураж напоминает в упрощённом виде «Игру престолов». Впрочем, отличий сильно больше. Совещаниям с союзниками, обсуждению планов войн или строительству новых торговых путей между странами аниме уделяет внимания ничуть не меньше (а подчас и больше), чем красочным боям. Они, кстати, тоже поставлены со знанием дела и выполнены оригинально. Магия, битвы врукопашную, на мечах или катанах — сражений в аниме более чем достаточно. А аудиосоставляющая в таких сценах создаёт объёмную картину всего происходящего: звуки разрушений или мощных заклинаний — такое запомнится надолго. Если искать в аниме красивую хореографию поединков — «О моём перерождении в слизь» подойдёт однозначно.
Что ещё посмотреть в ожидании новых серий?
После такого невероятного путешествия хочется одного: его продолжения. К счастью, помимо готовящегося четвёртого сезона (а к тому же и второго фильма) в рамках вселенной «О моём перерождении в слизь» уже вышли спин-оффы и специальные выпуски. К примеру, есть эпизоды сериала «Гламурная жизнь учителя Римуру», посвящённого тому, как главный герой проводит время в качестве преподавателя в академии в королевстве Инграссия, где у него есть ученики. Также доступны мини-сериалы, где главный герой разбирается в дворцовых интригах королевства Колеус («О моём перерождении в слизь: Мечта Колеуса») и где Римуру рассказывает о своих обычных буднях («О моём перерождении в слизь: Дневник слизи»). Поэтому, если совсем не хочется оставлять путешествия Римуру, есть достойные варианты, как продлить просмотр!
Если подводить итог, то «О моём перерождении в слизь» — это тот самый исекай, что сможет удивить и порадовать своего зрителя. Умное, интересное, захватывающее и, самое главное, доброе аниме, которое поступками героев учит терпимости и сочувствию. Хотя не забывает, что подчас добро может и должно быть с кулаками. Ждать уже анонсированный четвёртый сезон однозначно стоит. Или же самое время «переродиться» в этом аниме и начать просмотр с самого начала!