Что потеряла новая «Золушка» помимо туфельки

Наталья Лобачёва

На Amazon Prime третьего сентября вышла новая экранизация «Золушки» (Cinderella), за сценарий и режиссуру которой отвечала Кэй Кэннон. В этот раз зрителя ожидает современная версия сказки Шарля Перро: гендерно-нейтральная фея-крёстная (в её роли Билли Портер), мюзикл с саундтреками XXI века и желание главной героини строить карьеру, а не бежать замуж.

Когда одновременно заявляют столько вопросов, автоматически охватывает сомнение — получится ли смешать «новое» со «старым», качественно проработать персонажей и не свернуть на дорогу кринжа. Спойлер: не получилось. Разбираемся, что потеряла Золушка помимо заветной туфельки.

Вселенная Золушек

Во-первых, «Золушка» — настоящий рекордсмен по количеству экранизаций. Если вбить в поисковике «Золушка фильм», увидите целый список адаптаций разных годов и форматов: каноничный мультфильм Disney, отечественная версия 1947 года, «Золушка и заколдованный принц», а ещё сказка 2015 года. Во всех них режиссёры совестно сохраняли концепцию волшебного мира, унося героев в цивилизацию без интернета.

Некоторые же режиссёры от сказки брали только базу: падчерица-прислуга волею судьбы знакомится с принцем, противостоит мачехе и сводным сёстрам, а в красивом финале выходит замуж. Отлично удалось это мини-сериалу «Золушка 80», где авторы сумели сохранить ощущение волшебства без стандартных сказочных атрибутов вроде кареты-тыквы, феи с крыльями и крыс-кучеров. Золушка там была самостоятельной, взбалмошной, нескромной и целеустремлённой девчонкой. Авторы дополнительно развили мотивации главных героев: в сериале мы узнаём, как её превратили в прислугу, какие были отношения с отцом, почему ей пришлось жить с мачехой. И это всё происходит в современном (для 1980-х годов) мире: одежда, музыка, городские пейзажи — авторы не пытаются отправить героев в Средневековье.

В той же экранизации был бал, замок и принц: через эти элементы нас знакомили с консервативной итальянской знатью, которая любила пошиковать и следовала традициям, давно изжившим себя. И сегодня та модифицированная история смотрится интересно: она одновременно погружает в восьмидесятые, уже тогда заявляя сильную героиню, пусть в уязвимом положении, но бунтующую и не мирившуюся с положением дел. И это ещё 1980 год.

Все эти подробности не совсем известного сериала прошлого — подтверждение: можно успешно переосмыслить известный концепт и снять хорошее кино с мотивированными героями, тем самым рассказать старую сказку языком своего времени. Это же и попытались сделать авторы новой экранизации.

Золушка-франкенштейн

Версия 2021 года — это огромная попытка совместить всё и сразу. Мюзикл похож на серию клипов: уж слишком часто (и не всегда сюжетно обосновано) герои поют, очередная музыкальная вставка порой начинается настолько внезапно, что кажется, будто вы случайно нажали на пульт и переключили на MTV. Комедийную часть хочется описать лицом Гарольда из мема: уж слишком натянуто и неправдоподобно герои грустят, радуются и веселятся. Безусловно, мюзикл часто предполагает некую гиперэмоциональность, когда хочется подскочить с дивана и танцевать с этими ребятами в такт. Но в «Золушке» драйв и энергетику подменяют актёрским переигрыванием, которое не даёт раствориться в сюжете.

Cinderella / Amazon Prime

Странно смотрятся современные танцы и саундтреки в средневековых локациях. Ощущение, будто зрителя подкупают его любимой музыкой, не пытаясь адаптировать под реалии времени, которое создатели сами и выбрали. В тех же недавно вышедших «Бриджертонах» авторы записали каверы на популярные треки с духовым оркестром, что сразу убило двух зайцев: вызвало приятные чувства от знакомых мелодий и гармонично дополнило сюжет. В «Золушке» же музыкальная часть явно рябит на фоне Средневековья.

Смог ли сериал «Бриджертоны» повторить успех культовой «Сплетницы»?
В топ Netflix попали «Бриджертоны», по концепции напоминающие Gossip Girl. Рассказываем, почему у сериала не получилось стать новой «Сплетницей».

Одномерная Золушка

Главная героиня здесь — сильная девчонка, не собирающаяся замуж и живущая мечтами о собственном ателье. Она отличается от каноничной Золушки, но кроме того, что она стремится к независимости, мы о ней толком ничего и не знаем. А учитывая, что фильм вышел совсем скоро после майского приквела Cruella 2021, «Золушка» совсем теряется на фоне большой истории злодейки, у которой действительно горели глаза.

В фильме про Круэллу авторы подробно рассказали, как зарождалось увлечение модой, что ей пришлось пережить, как она восприняла первый успех. Золушке решили сделать максимально банальную историю, где девушку, конечно же, никто не понимает, а потом на балу резко замечают её талант. «Персонаж может придерживаться новой системы ценностей, отвергающей чопорный традиционализм прошлых экранизаций, но сейчас героиня выглядит одномернее, чем когда-либо раньше. То, что должно было стать триумфом переосмысления, выглядит циничным расчётом», — так комментирует проработку Золушки Дэвид Симс из The Atlantic.

Сложности вылезают и в любовной линии: у той же Круэллы от романтики вообще отказались, что позволило сосредоточиться на целях, устремлениях и амбициях героини. Золушка же то не хочет замуж, выбирая шитьё по ночам в подвале, то всё-таки влюбляется в принца. Из-за этого непонятно, какой героиню вообще пытались показать авторы? Сосредоточиться на переживаниях Золушки по поводу её карьерной мечты не выходит: то танцы-пляски, то принц со своими каверами Эда Ширана. Погрузиться отдельно в любовную линию тоже сложновато: так-то мы ещё с детства помним о потерянной туфельке, поиске её владелицы и хэппи энде. А наблюдать за процессом их взаимной влюблённости не так интересно — новых вводных о них нам не дают.

Какой получилась «Круэлла» — приквел о злодейке, одержимой далматинцами
Потрясающие костюмы, злые собаки и Лондон 70-х.

Фея-крёстная, которую решили сделать гендерно-нейтральной, выглядит классно: настолько классно, что перетягивает на себя одеяло в сценах с Золушкой. Постоянно мотивируя героиню добиваться своего, складывается ощущение, что фея здесь — черлидерша из группы поддержки. Кроме постоянных громких «Ты всё сможешь, детка!» персонаж толком не за что другое и не отвечает. Билли Портер отлично справился с ролью, жаль, что она была не так хорошо прописана.

Cinderella / Amazon Prime

В итоге вышла не сказка о Золушке, а сказка о Франкенштейне — яркое несуразное кино с большими амбициями. Авторы наверняка старались сделать для зрителя праздник, но, к сожалению, так и не смогли выбрать тематику вечеринки. В итоге получилось, что мы попали в диско с современной повесткой, но в сказочных декорациях. И от такого калейдоскопа кружится голова (и немного тошнит).

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

Понятно