Издательство Hobby World поделилось с нами недавно вышедшей на русском настольной игрой «Непостижимое». Она создана на основе настольного приключения Battlestar Galactica, вышедшего в 2008 году (по одноимённому сериалу). Только вместо дальнего космоса и пришельцев игроки бороздят атлантический океан и отбиваются от глубоководных монстров. Мы в редакции сыграли несколько партий в «Непостижимое» и остались в смешанных впечатлениях — об этом и расскажем в статье.
1913 год. Пассажиры корабля «Атлантика» плывут в Бостон, как неожиданно оказывается, что среди них — культист, призывающий древних существ. Они атакуют корабль и пробираются внутрь. Теперь нужно не только постараться доплыть до точки назначения, но и понять, кто из игроков — предатель. А что, если их несколько?
«Непостижимое» напоминает одновременно «Ужас Аркхэма» и «Мафию». Игрокам нужно не допустить шести поломок на корабле, потери всех единиц любого из четырёх ресурсов и доплыть до точки назначения. Для этого придётся много ходить по кораблю, сражаться с глубоководными (в том числе с помощью заклинаний), латать дыры в корабле и спасать пассажиров. А ещё есть две роли — капитан корабля и хранитель фолианта (с доступом к заклинаниям). Обоим предстоит принимать решения за всю команду и оба могут оказаться предателями. В этом случае должность будет передаваться другим игрокам.

В конце каждого хода нужно тянуть колоду кризисов, в которых может быть что угодно — от неожиданного званого ужина у капитана или потери драгоценности пассажиром из первого класса до атаки Дагона на корабль или зловещего предзнаменования в небе, остановить которое можно, прочитав заклинание. Почти все кризисы требуют пройти проверки одним из навыков (или несколькими). Вот тут и покажут себя предатели на корабле. Подкидывая лишние карты, они могут испортить проверку, что обернётся какой-то бедой для пассажиров.
Играть за предателей можно как скрыто, так и открыто. Разница в используемых картах (предатели будут использовать карты коварства) и в сражениях. Глубоководные не трогают своих, зато у обычных пассажиров появится возможность отправить бывшего друга к рыбам… то есть в карцер. Кстати, в игре два вида предателей — гибрид и культист. Условия победы для них немного различаются.
А теперь несколько мнений от редакции!
Артём Миндрин (SMM)
Во-первых, это красиво! Я не ценитель красочных упаковок, но коробка «Непостижимого» выглядит эффектно (и довольно объёмно). Впечатление не пропадает и при анпакинге, потому что внутри игроков ждёт много карточек, фигурок и офигенное поле. Да, мелким глубоководным не хватает немного разнообразия в позах, но это чуть ли не единственное, к чему хотелось бы придраться. В разложенном виде настолка выглядит очень связанной, потому что каждый элемент находится на своём месте и ты не замечаешь каких-то деталей ради деталей.


Стоит отметить и атмосферу. Несмотря на космического прародителя Battlestar Galactica, игра отлично вписывается в сеттинг лавкрафтовских ужасов. Во многом помогает этому легенда, которая не ограничивается парой строк в сценарии. Буквально каждая карточка и каждое действие пытается рассказать тебе историю и развить сценарий, в котором ты оказался. Стоит отдельно поблагодарить локализаторов, которые отлично справились с работой, несмотря на объём (ни разу не пришлось даже гуглить карты в оригинале, как это обычно бывает).
Сам же игровой процесс вызывает смешанные впечатления. С одной стороны, не очень понятно, а что ещё нужно: импостер, кооперативное прохождение и куча механик. Вот только всё вместе это не создает эффекта, который ждёшь после описания. Все тестовые партии заканчивались по-разному, и от действия игроков очень сильно зависит результат (особенно от гибридов), но в итоге словно бы не хватило какой-то эмоции. Понятно, что сложность игры требует определённого азарта участников, но он не смог выработаться даже к концу третьей партии. Ты всю игру довольно расчётлив и прагматичен, потому что количество факторов, которые нужно учитывать, велико. И это, кажется, мешает тому фану, который люди получают от детективных игр.
Итого: атмосферная игра, которая очень радует эстетически. Её не стыдно подарить другу (и не жалко купить себе на последние деньги с кредитки). Игровой процесс интересен, но суховат. Непредсказуемость финалов подразумевает, что она не надоест быстро. Возможно, «Непостижимое» не выглядит той игрой, которая с первой партии зажжёт в глазах огонь, но это достойный тайтл. Сыграл бы я ещё? Да, думаю, что мы ещё сделаем несколько заходов, чтобы наконец-то доплыть до Бостона.


Лиза Митюшина (junior SMM)
Я в настолки играю мало, поэтому мне важно только одно — чтобы правила были простыми. «Непостижимое», противореча названию, с этим справляется отлично. Разобраться в последовательности действий во время хода легко (со второго раза точно), брать карточки из кучи колод интересно, а наблюдать за нападением глубоководных и монархов на корабль даже отчасти страшно.
Что понравилось:
- Разнообразие играбельных персонажей. У каждого своя задача: кто-то капитан, кто-то может колдовать, кто-то лечить и так далее.
- Отдельному игроку умереть невозможно — если погибать, то лишь вместе с кораблём. Так что, не приходится ждать, пока все доиграют, если ты лузер.
- Длительность партий в час-полтора. По-моему, она вообще идеальная и не успевает наскучить.
Что не понравилось:
- Не очень разобрались, что делать, если ты гибрид или культист. Вроде бы нужно вредить другим, но это как-то не очень получается даже при желании.
- Играли раза четыре, но выиграли лишь один раз. Расстраивает и вгоняет в депрессию.

Эльмира Любаева (менеджер спецпроектов)
Игра очень красивая, все герои классно прописаны, у каждого своя драматическая история, которой быстро проникаешься. Только этот жизненный путь никак не обоснован и не отражается на исходе игры. В одной из партий я играла за героиню с выдающимися способностями к математике, и это совершенно никак за всю игру не пригодилось. Обидно! Но могу предположить, что до необходимого кризиса, связанного с этой героиней, мы попросту не доходили, потому что наш корабль тонул раньше. Поиграем ещё и, если что, мой комментарий может измениться.


Особенно мне понравилась в игре активация отца глубоководных — Дагона. Потому что его появление всегда можно сопровождать одноименной песней Короля и Шута.
В целом, в сравнении с другими настольными ролевыми играми вроде Fallout в «Непостижимом» понятные и не очень сложные правила, что снижает порог входа даже для тех, кто нечасто собирается за настолками с друзьями (как я, например). Игра может стать хорошим поводом собраться за одним столом и мастерам, и ещё настолочным джунам.
Юлия Андрианова (координатор)
«Непостижимое» как фактический преемник Battlestar Galactica прекрасно справляется со своей ролью: игра получилось красивой внешне, персонажи продуманы и все с интересной предысторией. В довесок к атмосферному дизайну карт и фигурок у нас есть несколько интересных механик, которые в теории делают игровой процесс интересным и довольно динамичным.


Если быть честной, мне в этой настолке чего-то не хватило, причём не очень ясно чего именно, ведь по отдельности все детали «Непостижимого» объективно хороши. Но если смешать элементы, то волшебства не происходит: надоедает ждать свой ход, карты действий и инструментов довольно однотипны, партия выглядит либо затянутой, либо заканчивается столь скоропостижно, что не успеваешь понять, что к чему.
Не очень понятна и целевая аудитория коробки: она не подойдёт для игры в компании на вечеринке (неподготовленные люди заснут раньше, чем вы дочитаете первую часть правил), да и для хардкорных любителей картонных баталий игра будет выглядеть простоватой и предсказуемой, несмотря на обилие механик и персонажей.
Возможно, мое мнение было бы иным, если бы нам удалось выиграть хоть одну партию!

Как не потопить корабль
Напоследок собрали для вас советы от редакции, что нужно делать для успешного путешествия на «Атлантике». Потопить корабль в «Непостижимом» — очень легко, но есть несколько правил, которые помогут вам противостоять глубоководным как можно дольше:
- Поделитесь по ролям. Тут всё просто — подобно «Ужасу Аркхэма», вам нужно выбрать, кто будет сражаться с монстрами и носить при себе сильнейшее оружие, кто будет латать дыры в корабле, а кому способности персонажа помогают добывать вещи получше. Это поможет вам эффективнее отвечать на кризисы, не дублируя роли в игре.
- Гибридам и культистам нужно активнее мешать игрокам. Конечно, велика вероятность себя раскрыть (в том числе намеренно), за то это поможет добавить в игру динамики, и выжившим будет понятнее, как верно распределить роли, чтобы успешнее доплыть.
- Изучайте корабль и его отсеки. Каждое помещение может быть полезно для общей цели, в особенности — машинное отделение, позволяющее ускорить корабль, но с потерей топлива — одного из ключевых ресурсов игры.
- Используйте особенности карточек навыков. Помимо проверок их можно применять и в других ситуациях — в бою, против скрытого культиста, для решения кризиса. Некоторые навыки стоит приберечь до удачного момента — даже если они помогут пройти какую-то важную проверку.