5 июня на «Кинопоиске» и Wink состоялась премьера сериала «На автомате» — криминальной комедии о двух братьях, решивших подзаработать на продаже экспериментального оружия. Режиссёром проекта выступил Борис Акопов, некогда выигравший «Кинотавр» с фильмом «Бык», а главные роли исполнили звезда «Слова пацана» Слава Копейкин и Денис Косиков. Рассказываем, как «На автомате» пуляет штампами, утопает в утрированности героев и перебарщивает с Бродским.
«Ты не в американском кино, а в русском РУВД…»
Рома (Слава Копейкин) и Женя (Денис Косиков) — братья, мечтающие поднять бабла. Причём не столько из-за собственных хотелок, сколько из цели закрыть долги, коих у парней достаточно. Ребята готовы вывести крипту или нарубить в заброшке кабелей, чтобы сдать их в цветмет. Стратегий море, но не каждая из них рабочая. Неожиданно подворачивается шанс поймать несколько миллионов. Каким образом? Да словно в кино: упасть, очнуться, найти партию экспериментального оружия в чьём-то гараже. Стволов — 113 штук. Что с ними делать? Скорей эвакуировать и спрятать в укромном месте.
Борис Акопов делит повествование на две части — предысторию и расследование пропажи калашниковых. Сеттинг последней — комната дознания. Пока пацанов допрашивают, зритель видит флешбэки. Как и в «Цикадах», сюжет идёт от обратного. Кстати, зимой «На автомате» забрал специальный приз жюри СМИ и награду Гильдии кастинг-директоров России фестиваля Original+. Посмотрим, оправданно ли.
Вселенная «На автомате» напоминает «Ладу Голд» — прошлогоднюю бандитскую историю с Эльдаром Калимулиным и Романом Евдокимовым в главных ролях. Обе пары обнаруживают клад, который хочет отнять местный криминал. Бандитский мир — уже изученная Акоповым тема. В «Быке» режиссёр исследовал кровавые 1990-е, а в «Кэт» — индустрию секс-услуг. В отличие от упомянутых работ, новинка — первый проект постановщика по чужому сценарию — авторами выступили Юрий Воробьёв и Наталья Ляпина, что, не в обиду творцам, сыграло в минус.
«На автомате» — сериал-погоня, прямо как «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова. Отсутствие оружия обнаруживают уже во второй серии. Как и полагается, оппоненты связаны друг с другом случайными знакомствами. Так, во главе сбыта стволов стоит авторитет Захар Валерьевич (Владимир Майзингер), для местных — Заха, с чьей любовницей крутит роман персонаж Копейкина, по лучшим традициям прыгая с балкона при появлении первого. Женя не отстаёт от брата. Заводит дружбу с одноклассницей Миленой (Маргарита Галич) — дочкой расследующего дело полицейского Басова (Николай Шрайбер).
Сериал берёт динамикой с первых кадров. Так, начальная сцена отводится похищению кабелей, взрыву и бегству от охранника под саундтрек GLWZBLL. Дальше — больше. При этом Акопов иногда заигрывается проходами на камеру, из-за чего проседает темпоритм. В этом ему помогают оператор, выкручивающий технику по поводу и без, а также излишняя романтизация.
Режиссёр выбирает архетипичные образы героев. Рома — безработный поэт, эдакий Есенин, который не показывает стихи близким, но при любой возможности цитирует строки зрителю. Женя — одиннадцатиклассник и компьютерный гений, отсекающий бредовые идеи брата, но при этом не предлагающий альтернатив. При этом кажется, что образ первого давно устарел. По крайней мере, никаким шармом от героя не веет. Не берут даже стихи. Когда вы последний раз встречали молодого поэта, мечтающего выйти на сцену местного ДК, чтобы очаровать девчонок своими мыслями, но при этом даже не пытающегося прославиться творчеством в сети?
В этом контексте хочется отметить актёрскую игру. Слава Копейкин и Денис Косиков гармонично взаимодействуют в паре, дополняя и где-то осаждая друг друга. Однако парни то и дело вляпываются в самоповторы вроде братских драк, которые уместны один раз, а не бесконечность. Фанаты «Слова пацана» будут рады увидеть Турбо в главной роли, однако не стоит ждать от Славы каких-то актёрских откровений: артист снова оказывается в бандитских разборках. Но, надо отдать должное, играет милого и порой несмышлёного романтика, коим не был герой Крыжовникова.
Признаться честно, большее внимание привлекают второстепенные актёры вроде Максима Стоянова и Ивана Добронравова, сыгравшие московских головорезов Садулаева и Лаврова. Герои приехали в город за оружием, но обнаружили пустой ящик и дырку в потолке. Первый — бешеный дядька, психующий от каждого скрипа, второй — размеренный бандюган, который настолько преисполнился в познании, что не удивляется даже верблюду на трассе. Отдельно веселит Артур Бесчастный в образе дельца Альберта, который решил переместиться из вселенной «Мира! Дружбы! Жвачки!» в проект Акопова своеобразным камео. Не разочаровывает и Сергей Епишев, исполнивший роль крутого московского полицая. Актёр уже давно перерос нерешительного Лёву из «Кухни», поэтому продолжает демонстрировать профессиональный диапазон.
«На автомате» пестрит драматургическими и визуальными гэгами. То у героев случается авария из-за уже упомянутого верблюда, возникшего на трассе словно жираф из третьего «Мальчишника», то персонаж Копейкина мочит торс брызгами нефтескважины. Правда, в мечтах… Параллельно Акопов добавляет закадровый текст: парни рассказывают свою версию произошедшего. Так, Женя погружает зрителя в мир мальчишки-подростка, главная проблема которого — неконтролируемый стояк. Акопов доводит до предела и утрирование образа Романа, возводя его любовь к Бродскому в фанатизм: герой даже имитирует манеру выступлений поэта. Не обходится и без объективизации: в сериале очень много грудей и поп.
Одновременно Акопов затрагивает важную социальную тему — бедность окраин. Мать ребят Светлана (Александра Урсуляк) в одиночку воспитывает детей на скромную зарплату местного врача. Пока старший сын мечтает посетить могилу Бродского, семья вязнет в долгах: 80 тысяч за ЖКХ — это не шутки. В отличие от брата-выпускника, персонаж Копейкина старается помочь матери, чувствуя ответственность за семью. Но у него не особо выходит. И это самая сентиментальная линия сюжета.
«На автомате» — забавная, но слишком шаблонная история о криминале в российской глубинке. Думали, поймали летний куш, но слегка прогадали. Однако на один раз сойдёт. Главное — не ожидать многого.