Музыка — всё. Она задаёт настроение, делает жизнь ярче, а серые дни — красочнее. Мир кино почти не отличается от нашего, всем нужен свой саундтрек: будь то принятие верного решения под хит от Simple Minds или простой позитивный вайб персонажа, который сопровождается шлягером 1980-х — «Walking on Sunshine». В этой статье рассмотрим самые крутые саундтреки, их жанры и причины, по которым киноделы их выбирают.
Саундтреки — это база, но для чего?
Почему мы говорим о музыке в кино, если главное в фильме — сюжет? Всё не так просто! Грамотно подобрать мелодию — самая тяжёлая работа для режиссёра. Почти 100 лет сила культовых песен помогает создать особую атмосферу в сцене, вызвать ностальгию и усилить впечатление от повествования.
Культовые треки переносят зрителей в определённое время, место, чувство. Выбирая популярные песни, кинематографисты обращаются к коллективной памяти людей. Эти мотивы, хоть и косвенно, но связывают зрителей с прошлым и добавляют кадру драматичности. Будь то зажигательные 1960-е, бунтарские 1970-е или новая волна 1980-х, песни служат эмоциональной машиной времени, погружая в культурный контекст, усиливая связь с персонажами и сюжетом.
Музыка обладает уникальной способностью — не просто дополняет, а создаёт атмосферу, помогая режиссёрам передать задуманное настроение. Напряжённая мелодия в триллере, например, культовый кадр в душе из «Психо», навевает страх, а лёгкая показывает динамику в комедии, как в сцене из «Укрощения строптивого», где Челентано весело давит виноград. Режиссёры выбирают подобные песни, чтобы передать эмоции, борьбу или рост главных героев, открыть окно в их внутренний мир. Получается, что песни, которые мы слышим в кино, усиливают эмоциональное воздействие сцены, поэтому общая картинка получается более насыщенной.
Звуки зарубежья
Классическая музыка в фильмах передаёт изысканность и красоту кадра.
Партитура фильма «Крёстный отец» (1972) — одна из самых знаковых в истории кино. Она легендарна не меньше, чем сам фильм. Музыка, написанная Нино Рота и Кармином Копполой, стала неотъемлемой частью мира кино.
«Speak Softly» — до сих пор одна из самых узнаваемых и знаковых музыкальных тем. Меланхоличная мелодия отражает суть сложного и трагического пути семьи Корлеоне, вызывая смешанные чувства у зрителя (от грусти до гордости). Большую роль играют сицилийские мотивы — они отражают корни и наследие итальянского клана. Традиционные инструменты, например, мандолина, придают некоторым сценам аутентичную атмосферу. Например, во время свадьбы Конни, где гости танцуют и веселятся, а ко двору без остановки подходят новые посетители.
Саундтреки придают персонажам и их взаимоотношениям эмоциональную глубину и сложность: будь то нежная композиция, подчеркивающая роман Майкла и Аполлонии, или мрачная музыка в трагические моменты. Вальс преступной семьи, звучащий в таких композициях, как «The Godfather Waltz», — важная часть саундтреков. Традиционно ассоциирующийся с элегантностью и изяществом, он приобретает иронический оттенок, отражая мотивы преступной деятельности, преданности семье. Подчеркивает двойственность общественной и личной жизни Корлеоне.
Музыка Джона Уильямса в «Списке Шиндлера» (1993) — мощный и трогательный инструмент, помогающий рассказать о холокосте, как о трагедии мирового масштаба. Кстати, он также написал противоположные по атмосфере саундтреки к «Индиане Джонсу», полюбившиеся нескольким поколениям, чьё детство проходило за просмотром трилогии об удивительных приключениях археолога.
«Список Шиндлера» рассказывает подлинную историю немецкого бизнесмена Оскара Шиндлера спасшего жизни более тысячи польско-еврейских беженцев во время Второй Мировой войны. Музыка Уильямса идеально передаёт остроту сюжета, прокладывает связь между зрителем и тяжёлым положением еврейского народа. Главный саундтрек — завораживающая мелодия, исполняемая на скрипке, буквально кричит о боли и потерях. Она передаёт хрупкость человеческих жизней и усиливает эмоциональный накал ключевых сцен. Словами такие эмоции передать сложно, а музыка непременно находит отклик в сердцах людей.
В саундтреках умело переплетаются моменты надежды и отчаяния. Композиции «I Could Have Done More» и «Remembrances» передают страдание народа, подверженного гнёту, а «Stolen Memories» и «The List is Life» — проблеск надежды во тьме. Музыка сдержана и элегантна, что соответствуют мрачному тону фильма. Минимализм звукового сопровождения позволяет эмоциям и образам на экране занять центральное место, не перегружая повествование.
Уильямс сделал акцент на традиционных еврейских мотивах и намеренно отказался от драматичных мелодий в пользу «чего-то любящего и нежного». Это придаёт саундтрекам уникальность и большую проникновенность.
В трилогии «Властелин колец» (2001-2003) симфонии оркестра Sonorus передают масштаб и размах повествования. Музыка отражает эмоциональный путь персонажей: от радостных и светлых моментов в Шире, до мрачных в конце пути Фродо и Сэма в Мордоре. «The Breaking of the Fellowship» указывает на душевную боль и утрату, «The Ride of the Rohirrim» на надежду и мужество во время эпической битвы на Пеленнорских полях. Культовая композиция «The Battle of Helm's Deep» в битве за Хельмову Впадину и «The Black Gate Opens» у Чёрных Врат — примеры того, как музыка подняла зрелищность на новый уровень.
Для создания разнообразного звукового ландшафта Средиземья Говард Шор черпал вдохновение в кельтских и скандинавских музыкальных традициях, придающих фильму фольклорный антураж. Музыка во «Властелине колец» — нить, связывающая все три фильма, а повторяющиеся на протяжении трилогии темы объединяют сюжет и персонажей.
Джаз в фильмах передаёт возбуждение и опасность.
Плейлист «Великого Гэтсби» (2013) состоит из классических джазовых композиций и оригинальных саундтреков. Выбор одного из самых популярных жанров начала 20 века в картине помогает создать ощущение гламура и декаданса.
В мире кино немногим саундтрекам удаётся так органично и завораживающе преодолеть разрыв между эпохами, как фильму База Лурмана. Лента не только поразила зрителей великолепной визуальной составляющей, но и передала суть двадцатых годов прошлого столетия с помощью новаторской музыки, соединившей классический джаз с современными ритмами. Получился целый звуковой экскурс, переносящий в атмосферу экстравагантной и буйной эпохи. Искусное слияние традиционных джазовых мотивов с современными элементами хип-хопа и поп-музыки создало уникальный эффект, преодолевающий разрыв между прошлым и настоящим, например, «A Little Party Never Killed Nobody (All We Got)» от Фёрги, Q-Tip и GoonRock.
Среди других интересных деталей звукоряда — оркестр от Брайана Ферри. Переосмысление современных хитов, таких как «Crazy in Love» от Beyonce и «Young and Beautiful» Lana Del Rey, позволяет по-другому взглянуть на ностальгию. Оркестр привнёс в композиции звучание 1920-х, чем создал эффект знакомых мелодий, но с ноткой новизны. Завораживающий вокал Lana Del Rey — отдельный элемент фильма. Песня «Young and Beautiful» стала гимном любви, тоски и эфемерности красоты, о которой и идёт речь в ленте. Фирменный голос певицы придал повествованию неземную эстетику, создал эмоциональный резонанс, который сохраняется и после титров.
Гениальность саундтреков заключается в их способности передать напряжение между контрастными мирами. Гармоничное соединение классического джаза с современным хип-хопом и поп-музыкой — метафора столкновения старых и новых денег, центральной темы романа Фицджеральда. Этот музыкальный контраст обогащает повествование фильма и открывает глубокие смысловые слои за поверхностным гламуром.
В современной оде золотого века голливудских мюзиклов — фильме «Ла-Ла Лэнд» (2016), Шазелл воссоздал очарование и элегантность таких классических постановок, как «Поющих под дождем» и «Американца в Париже». Музыка Джастина Гурвица, слова Бенджа Пасека и Джастина Пола создали в фильме то очарование, которое когда-то покоряло зрителей в старинных кинотеатрах.
С первых нот бурного вступительного номера «Another Day of Sun» становится ясно, что музыка в «Ла-Ла Лэнде» — не обычный сборник песен. Живой ансамблевый номер, звучащий на автостраде Лос-Анджелеса, задаёт яркий энергичный тон и объявляет торжество мечты.
Саундтреки в ленте выходят за рамки простого аккомпанемента, выступают в роли симфонии эмоций, усиливающей борьбу, стремления и душевные терзания героев. Композиции «City of Stars» и «Audition (The Fools Who Dream)», не только демонстрируют вокальное мастерство Райана Гослинга и Эммы Стоун, но и передают всю суть жизни в шумном городе.
Поражает и многогранность выбранных песен, где органично сочетаются разные стили. Музыка отражает эволюцию персонажей, а ещё формирует целое путешествие. Его главный мотив — постоянно меняющийся темп жизни (от задорной «Someone in the Crowd», до меланхоличной «Epilogue»).
В саундтреках «Криминального чтива» (1994) есть соул, рок-музыка и джаз, который помогает создать ощущение пафоса и опасности.
Открывает фильм песня «Misirlou» — это начальные титры, где энергичная песня Дика Дейла и его группы Del-Tones задаёт тон всей ленте, создаёт основу для захватывающего и динамичного повествования. В одной из самых знаковых сцен Джон Траволта и Ума Турман танцуют в ресторане «Jack Rabbit Slim's» под песню Чака Берри «You Never Can Tell» — живую и очень заразительную! «Криминальное чтиво» вернул к жизни несколько ретро-композиций, познакомив новое поколение с нестареющей классикой: проникновенной песней Эла Грина «Let's Stay Together» и «Son of a Preacher Man» в исполнении Дасти Спрингфилд.
Но плейлист фильма не ограничивается популярными текстовыми песнями. Тарантино использует инструментальные композиции, такие как «Comanche» группы The Revels и «Surf Rider» от The Lively Ones, чтобы подчеркнуть напряжение, саспенс и ритмику фильма.
Успех «Криминального чтива» оказал значительное влияние на возрождение интереса к классическому року и сёрф-музыке 50-х и 60-х годов. Коммерческий успех картины демонстрирует влияние хорошо подобранного саундтрека на популярную культуру.
Рок в фильмах представляет характер главного бунтаря, показывает эпичную сцену, обозначает настроение персонажа. Энергичная рок-музыка часто играет во время драки (тяжёлый рок означает приближение врага), а лёгкие мотивы передают не только вайб юношества, но и хорошее настроение.
В саундтреке к фильму «Стражи Галактики» (2014) звучит смесь классического рока, поп-музыки и диско. Рок создаёт ощущение веселья и азарта. Фильм Джеймса Ганна стал космической аномалией, которая не только вдохнула новую жизнь в жанр супергероики, но и изменила роль саундтреков в современном кино. Это межгалактическое приключение представило разношёрстную группу героев, сопровождаемую культовыми песнями, которые сами себе стали персонажами.
«Стражи Галактики» выделяются ярким музыкальным сопровождением: плейлист фильма «Awesome Mix Vol. 1» представляет собой сокровищницу хитов 1970-х и 1980-х годов. Треки, отобранные Джеймсом Ганном, служат своеобразной капсулой времени, переносящей зрителей в ушедшую эпоху и одновременно двигающей вперёд космическую оперу. Звучащая в начале фильма песня «Hooked on a Feeling» знаменует начало музыкального путешествия, а благодаря ностальгическим мелодиям «Come and Get Your Love и «Ain't No Mountain High Enough» сразу же возникает ощущение чего-то знакомого и родного.
Музыка — важнейший элемент развития персонажа. Например, пристрастие Питера Квилла к микстейпам, которые ему оставила мама, становится частью его личности. А в самых сентиментальных моментах трилогии музыка ярко выделяет эмоциональную нагрузку, добавляя стиля и атмосферы моменту.
Саундрек к «Стражам Галактики» произвёл фурор в современном кино и вызвал волну интереса к классическим хитам. Он доказал, что тщательно подобранная музыка способна перенести фильм за пределы экрана. Беспрецедентный успех картины тонко намекнул кинематографистам переосмыслить возможности использования музыки для развития сюжета.
В фильме «Клуб “Завтрак”» (1985) звучит смесь классического рока и музыки новой волны. Рок в фильме помогает передать ощущение подросткового бунтарства.
Лента не только оставила свой отпечаток в кинематографе, но и музыкой смогла передать суть подросткового непокорства и поиска себя. «Клуб "Завтрак"» показывает бурные школьные годы 1980-х, а саундтреки делают это путешествие возможным. Благодаря хиту «Don't You (Forget About Me)» группы Simple Minds, музыка ощущается проводником, повествующим о переживаниях и надеждах целого поколения. Песня стала гимном коллективного опыта героев. Захватывающий припев и эмоциональный резонанс сделали её символом, опорой для всех, кто чувствует себя чужим и мечтает быть понятым.
Сила звучащих в картине песен заключается в способности отражать весь спектр эмоций персонажей: в «We Are Not Alone» от Карлы ДеВито и «Waiting» от Элизабет Дэйли показаны одиночество героев и их стремление к общению. По мере развития сюжета музыка отражает их путь от изоляции к формированию сильной ментальной связи.
Песни «Rebel Yell» Билли Айдола и «I'm the Dude (Instrumental)» Кита Форси воплощают в себе бунтарский дух, который течёт в жилах подростков. Эти композиции наполняют фильм электрической энергией, непокорностью героев и показывают во всех красках стремление вырваться за рамки чужих ожиданий. «Клуб "Завтрак"» — это исследование универсальных проблем юности.
Саундтрек ленты «На игле» (1996) состоит из инди-рока, электроники и хип-хопа. Рок в фильме помогает создать ощущение энергии и хаоса.
Фильм Дэнни Бойла оставил неизгладимый след в поп-культуре. Помимо захватывающего повествования и великолепной актёрской игры, саундлист фильма сыграл решающую роль в формировании его идентичности, раскрывая в проблемы зависимости, борьбы и бунтарства.
Это грубое и беспристрастное изображение жизни группы молодых людей из Эдинбурга. Музыка играет не последнюю роль, она охватывает практически все жанры: от панка до электроники. От культовой композиции Игги Попа «Lust for Life» до ритмичной «Sing» группы Blur — саундтреки превращают киноленту в калейдоскоп звуков, описывающих жуткие последствия зависимости, в частности, такую побочку как неподчинение общественным нормам.
В отличие от обычных саундтреков, которые лишь подчёркивают действие, здесь музыка вступает в динамичный диалог с самим повествованием. Песни тщательно подобраны, чтобы усилить эмоции и переживания героев. Например, композиция Underworld «Born Slippy (NUXX)» в кульминационный момент фильма дополняет нервозность героев и символизирует контраст между реальным ощущением кайфа от жизни и мнимым, за которым следуют лишь тяжёлые непоправимые последствия.
Композиции в фильме передают подрывную энергию эпохи. От пульсирующей энергии Primal Scream «Trainspotting» до интроспективной «Perfect Day» Лу Рида — музыка служит зеркалом для многогранных личностей героев и контрастов жизни.
Плейлист фильма «На игле» не поддаётся классификации, он выходит за рамки времени и тенденций. Сочетание альтернативных хитов 1990-х годов с классическими композициями 1970-х создаёт привлекательность вне времени, которая находит отклик у разных поколений. Это значит, что саундтрек способен передать универсальные эмоции и переживания.
Плейлист
Creedence Clearwater Revival (CCR) — «Bad Moon Rising» (1969)
Звучит часто и всегда мега-эпично! Песня появляется в культовом ужастике «Сияние» (помните начальные титры?). Хит также звучит в сериале «Сверхъественное», где дополняет олдскульную атмосферу приключений. Наверняка фанаты супергероики узнают этот трек по «Блэйду», а фантасты вспомнят «Американского оборотня в Лондоне». Почти везде «Bad Moon Rising» подчёркивает иронию и диссонансы фильма.
Lynyrd Skynyrd — «Sweet Home Alabama» (1974)
Песня-мейнстрим. Звучит в моменты, когда нужно поддержать героя или получить долю мотивации и заряда. В «8 миле» главный герой (в исполнении Эминема) читает фристайл на мотив этой песни.
Spandau Ballet — «True» (1983)
Олицетворение всех ромкомов и вайба 1980-х. Главное предназначение «True» — показать чувственный момент (чаще с иронией, чем без). Наверняка вы слышали её в «Симпсонах», «Ангелах Чарли» или в культовой мелодраме «16 свечей».
Bee Gees — «Stayin’ Alive» (1977)
Главным поставщиком хитов для «Лихорадки субботнего вечера» стала группа The Bee Gees. Позже тенденцию подхватили и другие режиссёры, подарив нам незабываемые сцены в «Третьем лишнем», «Мадагаскаре» и «Быстрее пули».
Elvis Presley — «A Little Less Conversation» (1968)
Короля рок-н-ролла любят режиссёры всех жанров: «11 друзей Оушена», «Черепашки-ниндзя» (2014), даже в диснеевском «Лило и Стич». Кстати, а вы знали, что экскурсия из мультика по местам Пресли — это реальный маршрут на Гавайях?
Chuck Berry — «Johnny B. Good» (1958)
Марти Макфлай назвал эту песню хитом, а ведь в его времени она ещё даже не вышла, как так? А всё потому, что он вернулся «Назад в будущее». После трек получил отдельное место в «Гриффинах», где любят делать отсылки на поп-культуру и историю музыки.
Louis Armstrong — «What a Wonderful World» (1967)
Самая добрая песня в мире — так называют «What a Wonderful World». Она появляется, когда героя окутывает чувство радости или спокойствия. Например, в «Мадагаскаре», где Алекс, улыбаясь, убегает в закат.
Nina Simone — «Feeling Good» (1965)
Определённо эта песня создана для самых пафосных моментов кинематографа, а сколько каверов на неё существует! «Леон», «Круэлла», «Механик» — лишь малая часть фильмов, саундтреком которых стала композиция одной из лучших джазовых певиц 20 века.
Музыка занимает особое место в кинематографе: она способна передать тон одной сцены или целого фильма, задаёт ритм, указывает на чувства, мысли и действия персонажей. Правильно подобранная мелодия погружает зрителя в определённую эпоху, стирая временные рамки. Саундтрек в кино — это мощный инструмент, который работает в гармонии с визуальным рядом, диалогами и другими элементами, создавая захватывающее и насыщенное повествование. Он придаёт глубину, из-за чего фильмы становятся более увлекательными и запоминающимися для зрителей.