Наверняка вам тоже поднадоели штампованные истории с одинаковыми персонажами, где сюжет можно предугадать ещё на третьей минуте фильма. Но что вы скажете о проектах, которые буквально копируют друг друга? Мы говорим о мокбастерах (mockbuster — «поддельный блокбастер») — дешёвых версиях громких премьер. О них сегодня и расскажем.
Изначально авторы мокбастеров копировали только игровое кино: так продолжалось до девяностых. Тогда киноделов осенило, что можно выпускать дешёвые версии мультфильмов, которые обожают дети и часто выпрашивают у своих родителей.
Для начала стоит уточнить, что мокбастер — это не просто похожий мультфильм. Можно выделить несколько черт, которые помогут распознать подделку:
— Название выбирают максимально близко к оригинальному, а порой и просто дублируют («Рататуинг», «Кот в сапогах»);
— Герои мокбастеров — братья-близнецы с персонажами оригинальных мультфильмов. Им могут изменить имена или какие-то внешние характеристики, но образ всё равно легко считается;
— Сюжет либо такой же, либо с незначительными различиями, но с сохранением концепта оригинальной истории;
— Мокбастер выпускают обычно в тот же год, что и оригинал.
Получается, не все мультфильмы со схожими концептами можно назвать мокбастерами. Например, «Монстры на каникулах» и «Мы — монстры» — не мокбастеры, а проекты, схожие по тематике.
Поддельные блокбастеры были наиболее распространёнными на американском рынке домашнего проката. Однако среди анимационных студий, создававших мокбастеры, были представители нескольких стран. Расскажем про наиболее знаковые из них.
GoodTimes
Первопроходцем в создании мокбастеров стала студия GoodTimes, открытая в 1984 году. В сотрудничестве с анимационными студиями, японской JetLag Productions и американской Golden Films, компания начала выпускать низкобюджетные мультфильмы по сказкам. Делалось это, соответственно, сразу после релизов «Диснея». В 1993 году он даже пытался засудить GoodTimes за обложки видеокассет, которые были очень похожи на их собственные. По мнению руководства Disney, это потенциально могло сбить покупателя с толку и привести к непреднамеренной покупке продукции GoodTimes. Суд анимационному гиганту выиграть не удалось, и потому прилавки заполняли всё новые и новые «Золушки», «Книги джунглей» и «Аладдины», выпущенные каждой студией по отдельности и в сотрудничестве с GoodTimes. Почувствовав свою безнаказанность в производстве клонов диснеевских сказок, студии активно штамповали низкокачественные мульты. Работа прекратилась только в 2004-2005 годах, когда спрос на подобные проекты утих, и сначала обанкротилась Golden Films, а позднее JetLag и GoodTimes.
Renegade Animation
В потоке некачественного контента ярко выделялась американская студия Renegade Animation, созданная бывшим аниматором Disney Даррелом Ван Ситтерсом в 1992 году. Продукция в мокбастерах этой студии была гораздо качественнее, чем у конкурентов. Сказывался опыт работы Ван Ситтерса в крупной компании. В сотрудничестве с американской Gaiam Entertainment были выпущены мокбастеры «Чоп Кик Панда» и «Кот в сапогах: Пушистый хвост» на «Кунг-фу панду» и «Кота в сапогах» от DreamWorks соответственно.
Примечательно, что даже рисовка у каждого мульта была уникальной, чего не отмечалось у других студий-производителей мокбастеров. Сейчас Renegade Animation продолжает свою работу, но мокбастеры они больше не делают. Студия получила проект по созданию нового сериала по «Тому и Джерри». С 2021 года вы можете посмотреть сериал «Том и Джерри в Нью-Йорке», срежессированный Ван Ситтерсом.
Video Brinquedo
В 1986 году, на фоне отсутствия рабочих мест в сфере анимации в Бразилии, пара единомышленников создали студию Video Brinquedo. Изначально она занималась распространением известных мультсериалов на рынке домашнего видеопроката в Бразилии, но позднее перешла на создание мокбастеров, в основном на мульты Pixar. Так они смогли предложить рабочие места многим начинающим аниматорам Бразилии. Работы студии подвергались жёсткой критике со стороны журналистов бразильских и американских изданий, но несмотря на негодование репортёров ни Disney, ни Pixar так и не подали иск.
Из-за очень плохого качества 3D-анимации студия вошла в историю мокбастеров и стала интернет-мемом. Диск с подделками на «Кунг-фу панду» и «Рататуя» даже появился в одной из серий «Удивительного мира Гамболла». Мокбастеры на эти мульты студия выпустила под названиями «Рататуинг» и «Маленький панда». Пародия на историю о Рататуе разошлась на видео с танцующими крысами.
История студии закончилась банкротством в 2012 году. Сейчас интерес к Video Brinquedo возобновляется. Блогеры записывают обзоры на некачественные мульты, а зрителям интересен треш-контент, под определение которого подходят многие работы студии.
Dingo Pictures
В 1992 году была основана немецкая студия Dingo Pictures. Она была известна низкокачественными подделками мультфильмов Disney и DreamWorks. Мульты этой студии в основном выпускались в виде анимации с простыми мини-играми на консоли PlayStation и Nintendo. В мультфильмах можно было заметить не только кривую проработку фонов и склеек. Также использовались одни и те же персонажи, но с изменённым цветом одежды или волос. Среди подделок числятся сказки по мотивам экранизаций Disney и клоны их оригинальных историй. Так вы можете посмотреть очередных «Кота в сапогах» и «Покахонтас» немецкого производства. Проблемы в озвучке мультфильмов породили множество мемов, один из которых выглядит как эпизод со звуком Yee от динозавра в подделке на мульт «Земля до начала времён».
С 2005 года студия не выпускала новых мультов, а её сайт продолжал работать вплоть до 2021 года, пока 26 мая независимый лейбл Vier Sterne Deluxe Records не сообщил, что друзья одного из основателей студии унаследовали Dingo Pictures и назначили нового генерального директора. Лейбл заключил контракт со студией на выпуск фильмов в качестве радиоспектаклей в более чистой и обновлённой версии, а также новых фильмов и документального кино о студии. Первая радиопостановка вышла в августе 2021 года.
Будем судиться
Разберёмся, почему за откровенный плагиат ни одну из перечисленных студий так и не засудили. В теории — это воровство в чистом виде, но на практике оказывается, что как таковых нарушений здесь нет. Юридически плагиатом нельзя считать просто похожие образы, типа машин с глазами из «Тачек» или дома с шарами из «Вверх», а сказки можно найти в общем доступе, поэтому крупные студии не имеют оснований для иска. Таким компаниям, как Disney, гораздо проще не привлекать внимания к мелким студиям, которые у них воруют, так как чёрный пиар — тоже пиар.
Конец мокбастерам
В нулевых спрос на мокбастеры по мультфильмам стал сходить на нет. Пока студии из девяностых приближались к неминуемому банкротству, желающих занять нишу не находилось. Многие аниматоры, когда-то участвующие в создании мокбастеров, сейчас работают над оригинальными мультами и вспоминают о том времени, как о вынужденных мерах. Продюсер и основатель Video Brinquedo Але МакХаддо на кинофестивале в 2021 году на вопрос о мокбастерах ответил: «Мне нужен был этот опыт, чтобы развиваться и научиться работать в команде и при небольшом бюджете. Так что это было важно».
Теперь вам известно, как подражатели зарабатывали на зрителях в 1990-2000 годах. В России эта проблема шла бок о бок с пиратством. Сейчас вы, скорее всего, не столкнётесь с подделками, ведь кассетами и DVD-дисками уже толком никто не пользуется, а оригиналы блокбастеров доходят до России достаточно быстро. Мокбастеры уходят в прошлое и становятся забавной частью поп-культуры. Возможно, однажды вам даже захочется открыть фильмографию одной из студий и посмеяться над пародиями мультфильмов детства.