В конце февраля завершился третий сезон «Медиатора» Артёма Аксененко — проекта о наглом переговорщике Андрее Павлове, который влюбляет в себя всё и вся. Продолжение вызвало неоднозначные отзывы, так как подверглось значительным изменениям. Нововведения коснулись не только каста, но и цветового решения сериала. Разбираемся, нужен ли «Медиатору» новый сезон и слегка спойлерим. Будьте осторожны!
За два сезона успешный медиатор Андрей Павлов (Андрей Бурковский) успел довести до приступа некое количество людей, влюбиться в сотрудницу управления по борьбе с терроризмом Машу Русанову (Юлия Пересильд) и помочь ей поймать группу преступников. Фанаты сериала ждали продолжения, однако надеялись увидеть нечто другое. Как минимум — развитие романтических отношений Андрея и Маши. Авторы решили воспользоваться методом шоковой терапии, отдав дань не только герою Бурковского, но и персонажу Матвеева из «Триггера», и «удалить» Русанову из сценария без объяснения причины.
Героиня не умерла и даже не переехала в другую страну, а просто исчезла. Возможно, Юлия Пересильд во время съёмок нового сезона лавировала между Землёй и Далёкой-далёкой галактикой, трудясь на благо ленты «Вызов». Ситуация не стала проблемой: актрису заменили Софьей Лебедевой («Тетрис»), которая очень напоминает персонажу Бурковского бывшую возлюбленную и становится новым объектом обожания. Естественно, в случае с Павловым, «обожание» — слишком громкое слово.
Капитан Евгения Соколова в исполнении Лебедевой, как и Маша Русанова, вмещает в себя огромную травму, заставляющую прятаться от реальной жизни. Но у Жени последствия расшатанной психики проявляются ярче — в виде панических атак, паранойи и потребления бесчисленного количества нейролептиков. Героиня пережила насилие, поэтому шарахается от каждого отзвука лифта, не заходит в подъезд с незнакомцами и постоянно дежурит у дверного глазка. В третьем сезоне зритель может заметить некую тенденцию: расследуемые женщинами преступления завязаны на их травме. Так, Маша Русанова боролась с терроризмом, пережив в детские годы спланированное убийство родителей и теракт, а Женя Соколова — ищет похитителя молодых девчонок, видя в злодее личного врага. При этом прошлому героини Лебедевой уделяется гораздо меньше времени, чем персонажу Пересильд, чьи флешбэки растянулись аж на 16 серий. О Жене мы не знаем ничего, кроме изнасилования и его последствий. Таким образом, авторы вроде бы стартуют с интересной драматургии, но не доводят её до конца.
То же касается и нового расследования, в которое по традиции втягивается Павлов. Неизвестная девушка заявляется в элитный посёлок Sky Forest и сжигает себя заживо, требуя позвонить герою Бурковского. Однако загвоздка в том, что расследование и его сценарное построение вовсе не вовлекают в повествование. По сюжету мужчина под псевдонимом Волк обманом и манипуляциями уводит совершеннолетних девчонок из дома. Каждая из них прихватывает с собой большую сумму денег — берёт кредит или ворует из сейфа родителей. А потом девушек находят мёртвыми с многочисленными ножевыми ранениями. Зритель путается в количестве героинь и их именах, а сюжет превращается в вязкую структуру, из которой хочется побыстрее выбраться. Мы не сопереживаем пострадавшим, не пытаемся найти их. Нам гораздо интереснее наблюдать за другими персонажами — уже знакомой Мариной (Ирина Старшенбаум), которая до сих пор бегает за Павловым, и Женей.
А удивляться тут нечему: авторы рушат интригу с самого начала. Благодаря постерам проекта мы с первых эпизодов знаем, кто окажется злодеем. Но несмотря на такой промах, Влад Ценёв — лучшее, что случилось с продолжением «Медиатора». В прошлых сезонах герои боролись с группой антагонистов, которые терялись друг в друге и не вызывали симпатии. В новых сериях подход к созданию злодеев меняется на корню. Команда сосредотачивает внимание на одном человеке — Сергее Волкове, который соответствует лучшим традициям построения отрицательных персонажей — влюбляет в себя. Но стоит ли ради этого смотреть весь сезон — спорный вопрос.
Осторожно, спойлер!
Авторам удалось подобрать прекрасного актёра на роль злодея, однако они снова не дотянули драматургию. Сергей Волков пытается подражать Павлову, из-за чего зритель может подумать, что он одержим им. Однако это не так: герой гонится за деньгами и роскошью. Возможно, если бы сценаристам удалось повернуть вектор в сторону копирования личности, сезон смог бы заворожить аудиторию. По ходу повествования съёмочная группа упускает множество логических деталей, одна из них — план Волка. Куда персонаж собирался вкладывать деньги и прятать девчонок, остаётся загадкой.
При этом главное разочарование третьего сезона — Андрей Павлов. Из едкого провокатора герой превратился в помятого мужика с признаками продолжительной депрессии, которому теперь по вкусу сантименты. Он будто бы встаёт на место Маши Русановой из первых сезонов — к примеру, ждёт реакции Жени после первого секса, пытается показать ей свои чувства. Авторы отзеркаливают героя, отдавая дань онегинским фичам — более точное доказательство этого найдёте в финале сезона. На протяжении восьми серий Павлов борется с деменцией матери. Точнее — с её отрицанием диагноза. А это уже прямая параллель с «Триггером». В обоих проектах родитель оказывается источником сильнейших травм, которые герои не могут побороть даже в зрелом возрасте.
При этом персонаж Бурковского не стоит на месте, как и героиня Ирины Старшенбаум Марина, которую в третьем сезоне становится очень жалко. Женщина до сих пор влюблена в Павлова, но хотя бы не одержима им. В свободное от односторонних чувств время Марина занимается духовными практиками и инфоцыганством. А рост её личности состоит в постепенном осознании природы отношений с Андреем: стокгольмский синдром постепенно спадает, но не уходит насовсем.
В прошлых сезонах зритель с головой погружался в работу правоохранительных органов. Авторы рисовали интересных второстепенных героев, каждый из которых отличался характером и складывался в сознании в отдельную личность. В продолжении «Медиатора» этот приём ушёл в никуда, а подчинённые и коллеги капитана Соколовой слились в единую серую массу, из которой сложно вычленить кого-то конкретного. Айтишник Степанов (Антон Кузнецов) из первых сезонов сменяется безликим Костей (Дмитрий Сергин), который и компьютеры взламывает, и одновременно преступников ищет — два в одном. В команду также добавляется Ася (Елизавета Гончаренко), которую Женя перманентно шеймит за лишний вес, оправдывая поведение заботой о лучшем сотруднике.
Ярче всех из второстепенных персонажей проявляется Алина Sweet Home (Виктория Клинкова), в простонародье — Дедушкина, которая ведёт мамский блог, готовя на камеру яблочные пироги и параллельно рассказывая о счастливой семейной жизни. Но реальность героини оказывается не такой уж счастливой — во время прямого эфира муж (Павел Савинков) нападает на Алину с топором. В качестве медиатора Павлов оказывается на поле боя и знакомится с жертвой, которая впоследствии изрядно подпортит его жизнь. Дело Алины драматургически становится гораздо интереснее основного расследования и мотивирует зрителя подключаться к истории.
Осторожно, спойлер!
Третий сезон «Медиатора» завершается условным хэппи-эндом, который в глазах смотрящего выглядит слегка иррационально. Марина дождалась! Как и Онегин, Павлов, оправдываясь подавлением чувств, признаётся подруге в любви. И женщина, несмотря на выросшее понимание личности возлюбленного, не отвергает его, а соглашается продолжать этот манипулятивный забег. В ответ Андрей по щелчку пальцев забывает Женю. Всё это выглядит довольно абсурдно, но одновременно вызывает улыбку. Пусть и недоумённую.
Изменилась не только драматургическая, но и визуальная составляющая проекта. Самое заметное — авторы отказались от тёплой цветокоррекции, которая, как оказалось, бесила многих зрителей. Однако с уходом в нейтральный окрас сериал потерял визуальную индивидуальность. В качестве дополнительного приёма режиссёр добавил в «Медиатора» резкий монтаж — например, высокодуховный разговор Марины о мечтах и счастье, скачком прерывает кадр самосожжения одной из жертв Волка. Ещё одна фича — литературные мотивы, которые Аксененко трепетно сохраняет с начала проекта. Если в первых сезонах Павлов зачитывал в психушке Шекспира, то в третьем Волков выстраивает свою личность на «Степном волке» Гессе.
Третий сезон «Медиатора» оказался попыткой осовременивания. Однако для хорошего результата недостаточно инфоцыганства, кольцевых ламп и шейминга за лишний вес. Для начала нужна грамотная драматургия, которая пока что изрядно прихрамывает, как и сам Павлов. Будет ли четвёртый сезон — загадка. Но разве он нужен?