11 июля в российский прокат выходит «Максин XXX» (MaXXXine) — заключительная часть трилогии Тая Уэста. Если «X» был вдохновлён классическими слэшерами 1970-х вроде «Техасской резни бензопилой», а приквел «Пэрл» — «Золотым веком» Голливуда и «Волшебником изумрудного города», то финальная глава стала данью 1980-м. В то время в Голливуде орудовал Ночной сталкер, видеопрокаты полнились второсортными фильмами ужасов, а Америку накрыла «Сатанинская паника». Так какую же роль сыграла в этом Максин и чем закончилась её история?
«Это фильмы со вкусом кино. “Х” — об отпетых бездарях, пытающихся пробиться в бизнес, “Пэрл”— об опасностях, которые таят в себе экранные фантазии, а “Максин ХХХ” — о том, как смириться с тем, что Голливуд — не совсем то, на что рассчитываешь», — поделился Тай Уэст.
Кровавый и гламурный
1985 год. Лос-Анджелес заполонили неоновые вывески, стрип-клубы и видеопрокаты, из клубов звучит свежий хит Мадонны Crazy For You, а на экраны выходит вторая часть нашумевшего «Кошмара на улице Вязов». Восходят новые голливудские звёзды, на холмах каждую ночь проходят гламурные вечеринки. А между тем в городе процветает проституция и криминал, вовсю орудует Ночной Сталкер, безжалостно убивающий женщин во имя Сатаны. Людей накрывает «Сатанинская паника» — вера в то, что сатанисты США оказывают влияние на правительственные и социальные учреждения, а также приносят в жертву животных и людей по всей стране в огромном количестве.
Страну разрывало на части. С одной стороны, непрекращающиеся вечеринки, обилие секса, порно, наркотиков, кровавых хорроров и музыки с откровенными текстами вроде Mötley Crüe, Принса и Мадонны. С другой, политика Рейгана и приход к власти консервативно настроенных сил Республиканской партии, которые считали, что происходящее в стране недопустимо и морально разлагает общество, в особенности молодёжь.
В это спорное время в Лос-Анджелесе появляется Максин Минкс (Миа Гот), пережившая кровавую резню на ферме в Техасе шесть лет назад. Её не пугают происходящие на улицах города зверства и не волнует политика. Цель девушки — завершить карьеру в порноиндустрии и стать знаменитой киноактрисой. И она добивается своего: получает главную роль в фильме ужасов «Пуританка 2». Ради мечты Максин готова на всё, но что-то постоянно встаёт у неё на пути. Борцы за мораль видят в девушке олицетворение морального разложения общества, а некто начинает убивать людей вокруг неё. Все улики указывают на прошлое Минкс…
Please, I'm a Star!
Из мира порно 1970-х, снятого на киноплёнку, Максин перемещается в самое сердце киноиндустрии. Её длинная история подходит к концу на грязных улицах Лос-Анджелеса с надеждой на громкое актёрское будущее. Её прошлое — маленький провинциальный городок на юге США с жёсткими пуританскими устоями. Её настоящее — протест. Сначала девушка выражает его в откровенных фильмах, потом на съёмках хоррора категории B. Для Минкс подобный протест — вопрос жизни и смерти. Она никогда не согласится на то, чего не достойна.
Её талант замечает Элизабет Бендер (Элизабет Дебики) — режиссёр с твёрдым характером и железной силой воли, точно как у главной героини. В то время к актёрам, выходящим из порноиндустрии в большое кино, относились предвзято, но Бендер увидела в Максин талант и решила рискнуть. Сюжет «Пуританки 2» невидимо переплёлся с жизнью Минкс. Тут и кровавые убийства, и демон, пожирающий героиню изнутри. В «Пуританке» — в библейском обличии, в реальном мире — в виде прошлого, неотступно преследующем её.
Несмотря на блестящую обёртку 1980-х, способную отвлечь от сути, Тай Уэст вкладывает внутрь сильную идею о месте женщины в кино. Пренебрежение, отсутствие поддержки и уязвимость — лишь часть проблем, с которыми они сталкивались. «Голливуд — чрево зверя. И если расслабишься, оно выплюнет тебя и больше не захочет принять обратно», — говорит Бендер, обращаясь к Минкс.
«Сьюзэн Сейдельман, Пенелопа Сфирис — они первопроходцы и очень меня вдохновляли при подготовке к роли, — поделилась Дебики в промо-материалах к фильму. — На фотографиях тех времён они выглядят так, будто всегда готовы к бою. Женщинам в Голливуде тогда было непросто, но они смело прокладывали путь себе и следующему поколению кинематографисток»
И в этом плане как Элизабет Бендер, так и Максин Минкс отстаивают свои права на место в Голливуде как женщины и личности. Их сближает безжалостность и способность отказаться от всего ради карьеры. Они скрепляют союз кровавым рукопожатием во время съёмок «Пуританки 2», пусть даже кровь была бутафорской, но не менее метафоричной.
Стремление Максин во что бы то ни стало добиться мечты тесно сплетается с историей Пэрл, которая так и не смогла стать звездой и навсегда застряла на ферме. Выросшие в семье с жёсткими пуританскими условиями, обе попытались вырваться из клетки, но лишь одна достигла цели, избавившись от прошлого не столько фактически, сколько внутренне.
«Жить и умереть в Лос-Анджелесе»
Конец хоррор-трилогии получится более масштабным и хаотичным, ведь повествование вышло за рамки фермы и вместило в себя огромное количество отсылок, исторических фактов и личностей. Образ Города Ангелов — яркого ночного и выцветшего дневного — играет в фильме большую роль. Голливудские улицы с треснувшим асфальтом и грязными витринами, с мелькающими сводками новостей про Ночного Сталкера, стрип-клубами и опасностью, чувствующейся на каждом углу. Это порочный Голливуд прошлого, где нет места блестящим гетрам, высоким безумным причёскам и клишированным кабриолетам — образ максимально приближен к реальному. За ориентир Уэст взял «Конфискатора» Алекса Кокса где Лос-Анджелес предстал без привычной теперь зрителю маскировки. При просмотре «Максин XXX» даже можно узнать некоторые кадры, например, с телефонной будкой или ночной улицей.
В «Максин XXX» есть и знаменитый «Китайский театр TCL» перед Аллей славы, куда в 1980-е постоянно стекались фанаты, чтобы посмотреть на прибывающих на премьеры фильма звёзд. Как говорится: «Приехать Лос-Анджелес и не посетить Китайский театр — это как съездить Китай и не увидеть Великую Китайскую стену». Для съёмок команда специально перекрывала улицы города на четыре ночи, чтобы не выстраивать фальшивые декорации. Для того, чтобы достоверно передать ту атмосферу, команда изучила старые фотографии Города Ангелов 1970-х и 1980-х с разбитыми витринами магазинов, автомобилями с выгоревшей краской.
Фильм пестрит культурными отсылками. Тут и дом из фильма «Психо» на съёмочной площадке, и идущий в видеопрокате фильм «Челюсти», и речь солиста группы Twisted Sister Ди Снайдер в суде, который давал показания по поводу попадания их песни «We’re Not Gonna Take It» в список «Filthy 15» — пятнадцати непристойных песен США. Детали эпохи вроде журнала для фанатов фильмов ужасов FANGORIA #45 в руках сотрудника видеосалона Леона (Мозес Самни) создают непередаваемую атмосферу 1980-х: яркую, хаотичную, настоящую.
Финал трилогии вышел безбашенным — отличным завершением истории Максин Минкс. Он не только раскрыл героиню и гармонично подытожил её историю, но и показал эпоху, в которой она формировалась. Что Голливуд 1980-х, что сама Максин оказались настоящими, до боли жаждущими славы и жизни. И именно их тандем стал самым громким аккордом трилогии.