Если фраза «Туууумба ту дери туууумба, ту дери тууууумба» для вас не пустой звук, а конкретная мелодия, значит, своё детство вы провели с настоящими мастерами немой комедии, клоунады и пантомимы — театром «Маски-шоу». Если же вы достаточно молоды, и эти слова не вызывают у вас ностальгическую кому, то мы поможем разобраться, чем же так хороши эти люди и почему их не хватает в наше время.
По какой-то причине формат пантомимы пропал с теле- да и с компьютерных экранов, хотя, казалось бы, более универсального юмористического языка просто не придумаешь. Всё понятно буквально без слов (правда, это не всегда так, но об этом чуть позже).
С чего начинались «Маски»
Для начала же копнём в прошлое и посмотрим, как образовался этот коллектив, в основной костяк которого входят Георгий Делиев, Борис Барский, Наталья Бузько, Александр Постоленко, Михаил Волошин, Владимир Комаров и Игорь Малахов. Данные немного разнятся, но мы попробуем собрать более-менее цельную картину. Как и почти весь хороший юмор в России, «Маски» пришли к нам из Одессы (хотя на тот момент Украина была в составе Советского Союза). Там в конце 70-х произошёл настоящий «бум» в сфере искусства: молодые люди открывали различные клубы и кружки по интересам, в том числе, более десятка кружков по пантомиме. Ребята учились в различных университетах — кто-то в архитектурном, кто-то в инженерно-техническом, — но всех объединяло одно: увлечение клоунадой.
Впоследствии в Одессе образовались три основные студии пантомимы. Примерно тогда участники будущего коллектива начали знакомиться друг с другом, хотя и посещали разные студии. Делиев, Постоленко и Малахов находились под крылом студии Владимира Цыпина; Барский и Владимир Комаров (который впоследствии покинул коллектив) учились у Леонида Засславского, а Наталья Бузько попала на обучение к Юзефу Фельдману. У ребят были даже дружеские соревнования, кто быстрее поставит спектакль. Все набирались опыта, ходили на выступления своих друзей-конкурентов и напитывались знаниями наставников. В 1979 году в Одессу приехал театр Вячеслава Полунина (он оказал огромное влияние на формирование будущего режиссёра-постановщика «Масок»), именно тогда с ним познакомился Делиев.
Закончив архитектурный институт, он отправился работать в Пятигорск, затем в Кишинёв, параллельно открывая студии пантомимы в этих городах. Но в какой-то момент судьба снова столкнула его с Полуниным, и он устроился к нему на работу в ленинградский театр «Лицедеи». Георгий уже собирался «брать» квартиру в Ленинграде, но всё шло довольно медленно, и в 1984 году ему предложили работу в Одесской филармонии, на которую он и согласился, однако продолжал общаться с Полуниным. Именно в Одесской филармонии окончательно сформировался коллектив «Масок».
Поначалу в филармонии образовался ансамбль пантомимы, который состоял, по сути, из рабочих сцены. На тот момент в его составе были Постоленко и Барский. Они выступали в сопровождении вокально-инструментального ансамбля и показывали что-то абстрактное. Когда в филармонию приехал Делиев, ансамбля уже не было, но клоуны остались. Собравшись в новую команду, ребята считали, что уже обладают огромным опытом и никаких проблем не будет. С первой программой их отправили выступать в сёла, и на концерты приходило по пять-десять человек, которые не очень понимали происходящее на сцене. Заведующая концертным отделом филармонии Валентина Михайловна Прокопенко решила пригласить им в помощь режиссёра Влада Дружинина, который привёл в порядок номера из репертуара коллектива, а вскоре уже сам Делиев стал художественным руководителем и режиссёром группы. За год выступлений у команды появилось первое название — «Смехачи», которое вскоре заменили на «Маски». За этот же год ребята набрались опыта и не без помощи Валентины Прокопенко их стали отправлять на различные фестивали и конкурсы. Наконец-то пришёл успех.
Успех шоу «Маски» по всей стране и за её пределами
Примерно в 1985 году Делиев и Постоленко впервые выступили на телевидении в передаче «Вокруг смеха» с номером «Мана-Мана». Номер выстрелил, некоторые до сих пор «напевают» этот номер с кем-нибудь на пару. Начались гастроли, победы во многих конкурсах, и вот комик-труппа «Маски» уже получает диплом всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, первую премию всесоюзного конкурса артистов эстрады, выигрывает премию «Золотой нос». Но далеко не всё было так просто и радужно. Чтобы обзавестись гастрольным удостоверением, нужно было получить одобрение у множества государственных органов.
Но Делиев придумал метод под названием «белый рояль», который работал безотказно. Он специально ставил в номер что-нибудь, что точно не пропустят руководство. Они возмущались, говорили, что надо это убрать, после чего Георгий долго ломался, но в итоге соглашался на их условия. Когда самое страшное из номера убирают, на остальные вещи руководители закрывали глаза. После того, как система была налажена и отработана, «Маски» стали гастролировать по стране, участвовали в правительственных концертах, получили всенародную любовь, а позже вышли за пределы страны и выезжали на месячные гастроли в Польшу и Германию.
По рассказам Егора Зарева (он играл непослушного мальчика в очках) на одном из таких выездов и произошло становление телевизионного формата «Масок». В начале 90-х совершенно неожиданно для коллектива их пригласили в Колумбию сняться в одном местном телевизионном шоу. Однако попасть туда было не так-то просто. Сначала в московском Шереметьево их не хотели пускать на самолёт без прививки от жёлтой лихорадки. После беготни по поликлиникам всё же удалось сделать прививку, но самолёт уже отправился, а следующий рейс был не скоро. Было решено полететь транзитом через Кубу. Добравшись до острова, ребята с удивлением узнали о том, что Фидель отменил вообще все отправления самолётов на пять дней в честь майских праздников. Благодаря дружбе народов ребятам удалось вырваться из аэропорта в город, где они поселились в отеле с бассейном на крыше.
От скуки они начали придумывать всякие сценки и фантазировали, что было бы здорово поснимать какие-нибудь номера прямо на колумбийских улицах. И кто-то придумал назвать всё это дело «Маски-шоу». Пять дней пролетели незаметно, «Маски» успели на последний день съёмок колумбийского шоу, успешно выступили там, даже получили какой-то приз. Оставалось лишь дождаться следующего рейса через неделю и отправиться домой.
И тут возникла мысль показать свои наработки о приключениях «Масок» в Колумбии какому-нибудь важному человеку на местном телеканале. Необходимой наглостью обладал тогдашний продюсер группы Юрий Володарский. Он-то и нашёл переводчика, затем нужного человека и выбил у него контракт с камерой, машиной и всем необходимым для съёмок. После чего «Маски» отсняли свои наработанные сценки прямо «с колёс», то есть, катались на машине по городу, подмечали понравившиеся места, останавливались и быстренько снимали сценки. Уже дома материал смонтировали, наложили нужные звуки, отправили копию в Колумбию, где всё это пустили в эфир. Впоследствии ребят неоднократно приглашали обратно. Можно сказать, что именно это положило начало передачи «Маски-шоу».
Протолкнуть новую программу на российское телевидение уже не составляло особого труда. Однако после неудачного опыта на российском телеканале (отснятый материал оказался далеко не таким, каким представляли его ребята) было решено снимать всё в Одессе, исключительно по своим сценариям и без лишнего вмешательства в творческий процесс. Ребята начали с сюжетов, основанных на ситуациях, знакомых каждому (впоследствии этот принцип использовался всё время).
Сначала это были застолья. Серии «Маски на свадьбе» и «Маски на именинах» породили самые первые образы и персонажей, которые затем использовались для будущих серий, а именно дедушку, мамашу, папашу, их детей, а также дальних родственников: еврея, украинца, узбека и грузина. Грузина играл армянин, узбека — еврей, еврея — украинец, а украинца — русский. Для одесских семей такой интернациональный состав — вполне нормальная ситуация. Причём все эти родственники до сих пор любят приезжать в гости в курортный сезон, а одесситы шутят что «день освобождения города — это окончания курортного сезона».
В Стране восходящего солнца «Маски» приняли не сразу
В перерывах между съёмками «Маски» успели добраться до Японии. В те времена многие советские города имели побратимов, и для Одессы таким побратимом был город Йокогама. Чтобы произвести обмен культурными ценностями, туда отправили делегацию, состоящую из серьёзных людей, которые хотели прикупить себе чего-нибудь, инструментального ансамбля и клоунов, юмор которых по идее должны были понять японцы. Как мы и писали в самом начале статьи, пантомима — это универсальный юмористический язык, который понимают где угодно. Однако в Японии настолько другой менталитет, что без курьёзов не обошлось. У «Масок» всегда был довольно жёсткий юмор, местами на грани дозволенного, что для сдержанных японцев не совсем привычное дело. Выступление комиков проходило под гробовую тишину, артисты завершали номера в отсутствии какой-либо реакции со стороны зрителей. И только в самом конце выступления зал неожиданно долго аплодировал «Маскам», и всё потому, что такие там традиции.
За время своего пребывания в стране восходящего солнца комик-труппа успела навести шороху: они приглашали японских городовых выпить и поговорить за жизнь, звали серьёзных дам в кимоно на танцы, в шутку предлагали устроить заплыв в цистерне с пивом на местном заводе, а также обсуждали стоимость небольшого прибрежного острова. Для нас это довольно безобидные шутки, а вот для японцев довольно оскорбительные. За все эти проделки, а также за другие курьёзные случаи к ребятам в отель наведался мэр города Йокогама. Переводчик пояснил, что сейчас их будут ругать. Артисты выстроились в ожидании жёсткой трёпки, и японцы быстро и спокойно что-то им сказали. Как оказалось, это и была ругань. Уже по приезду домой местное начальство отругало их как следует и на понятном языке. Такая вот разница в культуре.
Но несмотря на всё это коллектив полюбился японцам, и их пригласили туда ещё раз. Юрий Володарский снова воспользовался своей способностью убеждения и снова добился контракта со съёмочной аппаратурой. Приняв во внимание все свои прошлые ошибки, артисты вели себя сдержаннее и без особых курьёзов сняли новую серию «Маски в стране восходящего солнца».
Где «Маски» берут идеи для сюжетов
Как в любом виде искусства, сюжеты для пантомимы в основном берутся из жизни. Без элемента фантазии, естественно, никуда, но жизненный опыт человека или коллектива играет ключевую роль. Тем интереснее становится история создания сюжета для серии «Маски на секретном объекте», в котором американского шпиона отправляют на поиски красной кнопки. Казалось, что это чистой воды фантазия на тему, но это не совсем так. Страны соцлагеря любили устраивать всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Летом 1989-го года такое мероприятие состоялось в Северной Корее. В рамках этого фестиваля также были и цирковые номера. Помимо всего прочего, там же проводились различные экскурсии, посещение оперы и т.п.
Во время всех этих увеселительных мероприятий «Маски» быстренько набросали сценки для своей будущей серии про шпионов, благо руководство страны знатно им в этом помогло, хоть и само об этом не знало. Дело в том, что ко всем иностранным гражданам приставляли людей в одинаковой униформе для слежки. Артисты быстро поняли, что к чему и стали забавляться со своей «охраной»: то зайдут в какой-нибудь магазин, чтобы посмотреть на ненужный им товар, а потом наблюдают, как продавца допрашивают с пристрастием, то спокойно идут по улице, потом резко переходят на бег, а потом снова на шаг и смотрят, как за ними из-за угла выходят запыхавшиеся шпионы. В самом сюжете серии фигурировали другие страны, что неудивительно. Наверняка актёры группы могут бесконечно рассказывать подобные истории, ведь серий у них вышло немало.
Театр «Маски»
Однако телевизионный этап «Маски-шоу» — это всего лишь этап, и он в своё время подошёл к концу. В какой-то момент коллектив получил в своё распоряжение целый театр, который потом переименовали в театр «Маски». Внимание артистов постепенно переходило от телевизионной деятельности к театральной, Борис Барский писал пьесы одну за другой, и их необходимо было ставить, к тому же сами актёры горели ими и желали работать уже в ином ключе. К слову, Борис написал множество стихов в свойственной ему манере и многие из них можно послушать на официальном ютуб-канале «Масок».
Но вернёмся к театру, который помимо регулярных выступлений, требовал решения различных хозяйственных вопросов, а значит, нужно всё время находиться в Одессе. Более того, телевизионный формат «Масок» подразумевает ряд трудностей: к каждой серии нужны костюмы, декорации, новые трюки. А благодаря бешеной скорости сценок, выработка была мала. Да и сам формат немого сериала сейчас почти нигде не встретишь, даже в мультипликации это довольно редкий зверь. Не помогал ещё и тот факт, что «Маски» шутили далеко не всегда политкорректно, частенько переступали грани дозволенного, что шло наперекор с требованиями телевизионных каналов тех лет. Хотя при этом сам формат немого сериала и темы, которые знакомы абсолютно всем (в наших жизнях всегда будут присутствовать застолья, начальники и подчинённые, общественный транспорт, супружеские проблемы и т.п.), создают идеальную комбинацию, которая легко находила своих зрителей.
Как дела у театра «Маски» сегодня
Но не стоит предполагать, что у коллектива в настоящее время дела идут плохо. Судя по расписанию спектаклей на ближайшее время, работы у артистов предостаточно. Отдельно выделим несколько спектаклей:
- моноспектакль Бориса Барского «Рыжий Город» по рассказам Георгия Андреевича Голубенко про бесконечную любовь к Одессе и одесситам с ностальгией по доброте, душевности и ироничности людей;
- спектакль «Одесский подкидыш» — гротескная комедия и притча опять же по рассказам Голубенко;
- вечер юмора и поэзии Бориса Барского.
У Бориса Барского вышло четыре книги: «Чёрные котики» (проза), «Игра в классики» (пьесы), «Понарошку» (для детей и взрослых) и самая популярная «Лиризмы» (сборник стихотворений). Если заинтересуетесь книгами, свяжитесь лично с Борисом Барским.
Георгий Делиев выпустил 9 музыкальных клипов и уже 16 лет выступает со своей группой «Deliev’s Band». Кроме того, он — талантливый художник, который около 17 лет проводит выставки своих картин (организация выставок и покупка картин — Алена Смилык). Цель Делиева — сделать из театра «Маски» точку притяжения юмора, что у него отлично получается. Кроме того, Георгий Викторович ежегодно организует фестиваль «Комедиада», на который съезжаются клоуны со всего света. Помимо конкурсной программы, огромное количество клоунов выходит на улицы Одессы, чтобы поучаствовать в параде, развлекая по пути жителей и гостей города бесплатными номерами. Выглядит всё крайне весело и позитивно, советуем посмотреть ролики на официальном ютуб-канале «Комедиады».
В настоящее время пандемия внесла свои коррективы на проведения таких мероприятий, но мы надеемся, что вскоре найдётся решение, чтобы клоуны, мимы, акробаты и артисты различных жанров снова смогли выйти на улицы города и подарить отличное настроение всем, кто попадётся им на пути.
Интервью с руководителем «Маски-шоу», режиссёром, народным артистом Украины Георгием Делиевым
Если хотите послушать его ответы голосом, кликайте сюда, если предпочитаете текст, то ниже расшифровка:
— Расскажите о своих планах развития на ближайшие годы. Как и чем будет жить театр?
— Дело в том, что каждый год в нашем коллективе мы хотя бы одну премьеру театральную выпускаем. В 2021 году это был очень оригинальный спектакль «Идеальный фасон». По крайней мере, у нас в Украине никто не играет его и не играл прежде. В 2020-м был моноспектакль Бориса Барского «Рыжий город», а до этого «Дикарь» и «Одесский подкидыш». Иногда выходит по два и по три спектакля в год.
Вот сейчас рассматриваем три пьесы. Самое удивительное: так же, как в своё время Шекспир, Мольер и многие-многие писали пьесы не просто так, а чтобы это стало каким-то вкладом в мировой театр. Пьесы писались тогда на конкретных артистов, для определённых театров, в частности, Шекспир для английского «Глобуса» писал, и он лично знал всех этих артистов. Так вот, в нашем театре «Маски» аналогичная ситуация, потому что практически весь репертуар за редким исключением написан нашими авторами, большей частью Борисом Барским. Он около шести-восьми спектаклей написал, и я их поставил в нашем театре. Также Ян Юфит, американский нью-йоркский автор, написал пьесу, по которой мы поставили мюзикл «Город, который я вижу во сне». Мы его и в Нью-Йорк возили и гастролировали. Также Бата Недич ставил свой спектакль со своей командой и с артистами театра «Маски». Много спектаклей, где участвует и основной состав «Масок», и какие-то приглашённые гости из других театров и даже их других городов.
Таковы планы на будущее касательно театра. Конечно, мы регулярно проводим ещё какие-то свои хэппенинги и мероприятия, а также международный фестиваль клоунов и мимов «Комедиада» уже десять раз провели. Он вошёл в десятку-двадцатку лучших мировых — очень яркий фестиваль.
— Есть ли какое-нибудь продвижение по возвращению «Маски-шоу» на теле- или компьютерные экраны?
— Эта тема остаётся актуальной, потому что пока это не стало франшизой, стандартом и форматом, чтобы снимали разные телеканалы. Вот как я в 90-е снимал, так оно и осталось в том виде, в котором было. Почему перестал снимать? С нулевых годов изменилась очень сильно ситуация в странах СНГ. Прежде всего, каналы и федеральные, и маленькие частные стали подчиняться мировым стандартам, то есть глобализация достигла и нашего зрителя, и наших форм воздействия. А телевидение — это, пожалуй, самое мощное (в 90-х уж точно) средство влияния на формирование общественного мнения. Особенно развлекательные жанры.
А поскольку у нас шоу двусмысленное, там есть и двойное дно, и второй-третий планы. И поскольку это театр абсурда, в нём многое заимствовано из международных школ. Этот язык понятен во всех странах, среди любых слоёв населения и во все времена. Может быть, поэтому оно и пугает кого-то («А вдруг за этим что-то стоит?») или может быть это не формируется в какую-то внятную концепцию. Поэтому стали осторожно относиться. Теперь, когда я стал приезжать на российское телевидение и на украинские каналы, в том числе те, где у меня были хорошие связи, стал замечать, что начали появляться новые люди, которые работали со своим продакшеном. Они посещали различные международные форумы и школы, получали там определённые инструкции, поэтому время «Масок» ушло.
При этом был период, когда в Германии мы очень крепко встали на ноги. И мы почти запустились там уже со съёмками пилотных серий. И если бы это произошло тогда, мы бы тоже стали мировым стандартом и заняли бы мировую нишу. И, наверно, тогда это было бы принято — пусть и с какой-то коррекцией. Поскольку там люди очень серьёзные, и они предъявляют свои большие цензурные правки.
Я, конечно, писал телевизионные и киносценарии в жанре «Маски-шоу». Более того, уже были написаны «20 лет спустя» и «25 лет спустя», где наших героев играют наши ученики, а мы играем возрастные роли. Несколько таких сценариев у меня есть. Собственно, я пока не теряю надежды. Может быть, когда-нибудь какой-то из телеканалов или продакшн-компаний захочет эту идею воплотить. Как говорят в Одессе: «Хотите песен? Их есть у нас».
— Поделитесь своими мыслями насчёт текущего состояния пантомимы конкретно в Одессе и во всём мире в целом. Насколько актуален жанр сейчас?
— Поскольку я президент международного фестиваля клоунов и мимов «Комедиада», который проходит в Одессе, я хорошо осведомлён в этом вопросе. В 2022 году мы фестиваль мы будем проводить с 30 марта по 1 апреля. Это и сольные выступления, и конкурсная программа, и уличные представления, и карнавал. То есть, всё, что входит в рамки физического театра пантомимы. На сегодняшний день это синтетический жанр, потому что он включает в себя и танцы, и вокал, и музыкальные эксцентрики, и акробатику. Это тот жанр, который уверенно находится в театре традиционном, в уличном театре, в цирке, в кабаре в духе динер-шоу, то есть во всех формах.
Жанр пантомимы включает в себя и комедию, и трагикомедию, и драму, и театр абсурда, а также отдельные стили и поджанры. По количеству это тоже и сольные, и дуэтные, и большие театры. Ежегодно мы это проводим, а сейчас коллективно решили перенести на летнее время. Поскольку Одесса располагает к тому, чтобы и на улицу выйти с большим кайфом, и в городе становится всё больше людей. В театр, конечно, менее охотно идут люди летом, но что поделать — слишком много артистов. Как правило, каждый год около ста участников из 12-15 стран мира, а то и больше. Причём не только из разных стран, но и с различных континентов. В этом году, например, у нас мексиканцы взяли гран-при. Совершенно потрясающее трио. К нам японцы регулярно приезжают, Соединённые Штаты Америки, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Израиль, Китай, Россия, естественно. В прошлом году, например, московский коллектив Tall Brothers взял у нас гран-при.
— Каких наиболее ярких из действующих представителей вы можете назвать?
— Что касается тех коллективов, которые у нас бывали, это и российский Tall Brothers, и «Микос», и театр «Лицедеи», естественно. Из наших это квартет Dekru, который работает в жанре классической пантомимы. Они объездили всю планету и уже мировые звёзды. И клоунский акробатический квартет «Форматикс», и чисто клоунский дуэт «Пластилин». И многие-многие другие. Я могу очень долго перечислять.
Конечно, театр «Маски» тоже продолжает гастролировать. Кроме того, что в основном репертуаре у нас пьесы, мы всё-таки играем традиционный для театра разговорный жанр. Но, конечно, все пьесы с большим приветом, в каждой некий выкрутас, что нигде в мире ничего подобного не встретишь. Потому что пишет Борис Барский или такие же сумасшедшие авторы.
Но есть два спектакля в жанре физического театра пантомимы — «Нон-стоп клоун», куда вошли все старые номера, которые мы исполняли ещё в 80-х, — и «Маски в кубе», тоже спектакль, в котором использованы хиты минувших лет и какие-то новые свежие номера. Все они огранены в модные современные спецэффекты — это и видеомэппинг, и светящиеся движущиеся декорации, и живые герои которые превращаются в видеогероев и наоборот. Словом, фокусы-покусы и странные эффекты.
Примерно такое состояние у пантомимы, она всегда будет актуальным жанром, но при этом он всё же нишевый. Это не рок- или поп-музыка, не мюзикл или традиционный театр, который играет пьесы классиков, это не традиционный цирк и не «новый цирк», как говорят сегодня о Cirque du Soleil. Но жанр пантомимы используется во всех формах современного театра.
— Чем обычный зритель может помочь развитию театра «Маски» и коллективу «Маски-шоу», если он живёт в другой стране?
— Прежде всего, материально поддержать, потому что у нас театр частный. У нас большие траты, но мы при этом вынуждены зарабатывать сами. То есть, благодаря людям, которые покупают билеты на мероприятия, которые мы проводим. Деньги уходят на содержание театра: это электроэнергия, газ, отопление зимой и так далее, вода, оплата персонала и, конечно, гонорары артистов. Поэтому всегда этот вопрос остро стоит.
К счастью, находятся добрые люди, компании и фирмы, которых, правда, последнее время всё меньше и меньше. Но в своё время, когда мы открыли помещение театра, в 2002 году, то люди откликнулись на клич «Давайте поможем, сделаем в Одессе центр юмора!» Мы тогда создали множество культурных точек. Помимо самого театра, это авангардное хипповское место, куда стремятся попасть какие-то странные проекты. Это и авангардный балет, и сумасшедшие моноспектакли со нестандартными монологами, и какие-то кинопроекты, и кабаре-театр, где играют между столиков, и всевозможные фестивали, конечно, и детские мероприятия. Мы построили фактически весь интерьер, провели полную реконструкцию театра, несколько раз его перестраивали — благодаря поддержке наших спонсоров.
Помочь можно и идеологически — к нам приходит много авторов, пишут письма, где рассказывают: «Вот у меня есть пьеса», «У меня есть сценарий». Мы всё охотно читаем, изучаем и, если нам оно нравится, потом начинаем обсуждать и претворяем в жизнь. Что касается международного фестиваля клоунов и мимов «Комедиада», то очень многие театры к нам приезжают. И чтобы купить билеты к нам, они тоже прибегают к своим спонсорам, а они им оплачивают дорогу. А мы со своей стороны оплачиваем уже гостиницу.
У нас также были и спонсоры по фестивалю. Замечательный опыт съёмки краудфандингового фильма «Одесский подкидыш», который я снял по пьесе нашего большого друга, которого уже, к сожалению, нет — Георгия Голубенко. В начале я поставил спектакль по его пьесе, он исполняется только в нашем театре и нигде больше. И в память об этом гениальном человеке я решил снять фильм. Но не прибегая к помощи Госкино Украины, а собрал деньги с помощью краудфандинга. И я собрал их — очень много было поддержки, причём не только он украинских спонсоров, но и из-за рубежа, в том числе из России, из Штатов, из Израиля, из Германии — отовсюду. На эти деньги я и снял фильм, но ничего, конечно, не заработал, даже сам вложил свои деньги. Но фильм получился замечательный.