Жизнь в 2200-м — какой она будет? С каждым годом ответ на этот вопрос становится всё фантастичнее и безумнее. В эру роботов-доставщиков и нейросетей, отбирающих работу художников, каждая смелая мысль из научной фантастики семидесятых становится не мечтой, а бытовой мелочью первой необходимости. Чем шире шагает технологический прогресс, тем быстрее человечество движется в сторону летающих машин, порошковой еды, космического туризма и искусственного интеллекта. Илон Маск уже сейчас планирует колонизацию Марса, а Рэй Курцвейл последние несколько лет одержим идеей продления жизни — и именно они представляют современное поколение.
История подходит к очередной технической революции, которая совершается прямо на наших глазах. Новый анимационный боевик «Марс Экспресс» (Mars Express) метко подмечает уже наметившиеся тенденции и предлагает свой взгляд на ближайшее будущее. Посмотреть его в кинотеатрах можно будет с 8 мая, но порассуждать, в какую сторону движется прогресс стоит уже сейчас.
«Марс Экспресс» — сай-фай детектив о рядовом полицейском деле, которое пытаются раскрыть страдающая алкогольной зависимостью Алин, самый обычный человек 2200 года, и её напарник Карлос, ставший после смерти андроидом. По ходу расследования герои вмешиваются в опасную авантюру, связанную с множественным взломом и перепрограммированием роботов с целью дать им настоящую свободу.
На протяжении всего сюжета напарники сталкиваются с множеством этических и практических вопросов. Можно ли робокота назвать настоящим домашним животным? Влияют ли психотропы на искусственный интеллект (спойлер: да)? Как остаться человеком, если теперь ты — андроид? Попутно Карлос старается провести время с дочерью в обход истеричной бывшей жены, а Алин пробует убедить близкого друга и создателя новых технологий в том, что уничтожение всех роботов не поможет человечеству двигаться дальше. В итоге, герои понимают, что мир неизбежно меняется так, как удобно правящему классу, то есть — владельцам корпораций, а значит нет никакой надежды на сохранение привычного порядка. Утопическая жизнь на Марсе должна существовать, и власть имущим абсолютно всё равно, на какие жертвы придётся ради этого пойти.
Вдохновились на полтора часа хронометража
Над картиной работал по-настоящему звёздный состав в нише альтернативного и фестивального искусства. Тандем Жереми Перена и Лорана Сарфати, в качестве режиссёра и сценариста соответственно, выстрелил с культовым «Последним человеком» ещё в 2016 году, заставив весь мир вспомнить о французской анимации. Спустя почти восемь лет полный метр от них был тепло принят в фестивальной среде и вызвал ощутимый интерес — картина заявлялась как новое чтение известной детективной и сай-фай классики. Сами авторы открыто сравнивали своих героев с классическими образами следователей, например, Джейком Гиттесом из «Китайского квартала» и Филиппом Марлоу из романов Рэймонда Чандлера. О сюжете создатели говорили как о реалистичной попытке показать Илону Маску, какой отвратительной будет жизнь на Марсе после полного захламления Земли.
Анимация целиком и полностью опирается на известные произведения нуара и научной фантастики, затрагивая ко всему прочему и антиутопии. В мелких деталях открыто читаются отсылки на «Дивный новый мир», «Мечтают ли андроиды об электроовцах» и «Бегущего по лезвию». Но в отличие от них авторы не ставят своей целью дать ответы на все вопросы о роботах и будущем, они хотят лишь наметить их. Поэтому анимация смотрится легко и с полным погружением — каждый зритель может сам для себя найти второе-третье-десятое дно, если захочет, потому что Перен и Сарфати любезно предоставили им эту возможность.
Кроме того, стоит отметить, что над музыкальным оформлением картины работали композиторы «Последнего человека» — Фред Авриль и Филипп Монтайе. Они создали исключительные шумовые эффекты для картины, имитирующие настоящие звуки космоса. Анимация звучит как астрономическая загадка — натуральные радиопомехи меняются на синти-поп и техно, поддерживая атмосферу отчуждённости и космической красоты в лучших традициях сай-фая.
В общем, авторы смогли поймать нужный вайб и уместили в полтора часа исключительный мир будущего, основанный на уже существующих идеях и представлениях. Во время просмотра преемственность не выглядит неуместной — только радует оммажами к «золотой классике».
Что на самом деле расследуют напарники?
Если же вернуться к сюжету и рассмотреть его детальнее, то можно поймать небольшое разочарование и состояние «а какую эмоцию юзать?» История, начинающаяся с типичной погони за робоптицей (определённо крашем всего мультфильма) и его создательницей, рвано обрывается пропажей студентки продвинутого университета и необходимостью её найти. Герои только переключаются на новое дело, как обнаруживают неожиданные психотропы в женском общежитии, запрещённое законом самоклонирование проституток, и программный вирус, призванный переписать код каждого робота после установки обновления. Сюжет постоянно скачет от действия к действию, иногда бросая мысль на половине пути и не раскрывая заявленный конфликт. Поэтому не советую отвлекаться от просмотра на еду или быстрый скроллинг уведомлений — можно пропустить весомую часть сюжета просто моргнув.
Что касается персонажей, ситуация двоякая. По большей части напарники не получают развития, потому что Карлос в итоге оставляет семью, о которой мечтал на протяжении всех злоключений, а Алин не избавляется от зависимости, а наоборот мчится за очередной бутылкой. Герои не меняются от слова совсем, из-за чего их действия выглядят необоснованными и скомканными. Например, порыв поработать вместе с уже упомянутыми антагонистами — птицероботом и его создательницей, никак не объясняется. Да, ход логичный и обоснованный в рамках жанра, но не лично для истории Алин и Карлоса.
Но несмотря на порой действительно огромные дыры в сюжете и мотивации напарников, герои выглядят удивительно человечными и живыми. Персонажам хочется сопереживать, потому что их проблемы и личные драмы раскрываются без лишнего пафоса. На этом в целом построена вся анимация — конфликт с самого начала не заявляется в лоб, а показывается через мелкие детали. Кроме того, информацию о мире подают как само собой разумеющееся, так что не устаёшь от насаждения чужих законов и вороха проблем, вываливающихся с первых секунд фильма.
Все огрехи сюжета и нерешённые конфликты забываются, когда Алин на самом деле страдает от запоев, а Карлос принимает решение в пользу личной свободы. Так что с уверенностью нельзя сказать, что же пытаются расследовать напарники: дело о похищении, заговор владельцев корпораций или собственную жизнь. Это один из многих вопросов, ответ на который авторы предлагают найти самостоятельно.
Сексуализация без секса
Отдельно стоит сказать об анимации — она на самом деле достойная. Сцены интерьеров, детализация мира, пейзажи закрытого города на Марсе и забастовка на брошенной Земле действительно заставляют поверить, что на дворе 2200-й: всё монохромное, прилизанное и технологичное. Контраст футуризма и бытовухи зашкаливает.
Конечно же, безумно красивые сцены космоса появляются повсеместно и могут вызвать сердечный приступ — настолько завораживающе они выглядят. Совсем не стыдно залипнуть на стоп-кадры, чтобы рассмотреть каждую прорисованную звезду или галактическую воронку. Да, сцен именно в космическом пространстве не так много, но каждая из них того определённо того стоит — аниматоры проделали огромную работу.
Но главным достоинством картины можно назвать использование упрощённой лицевой анимации. Возможно, при просмотре трейлера это оттолкнёт, но делать поспешные выводы не стоит — бюджета было достаточно для качественной прорисовки. Такой подход наоборот сделал картину самобытной и непохожей на аналоги, потому что уничтожил разницу между настоящими людьми и андроидами. По лицу невозможно понять, кто появился на экране: человек или всё-таки машина. И авторы очень умело играют на этом эффекте, используя его при любой возможности.
Отдельно стоит отметить сцены, призванные сексуализировать персонажей. Аниматоры специально не делают акцента на эротичности момента или обнажёнке, поэтому лишь по лицам героев рядом можно понять, что температура в комнате очевидно повысилась.
Так о чём анимация?
Авторы попытались вложить в полтора часа хрона всё, что человечество ждёт в будущем: и роботов-проституток, и эксплуатирующие людей мозговые фермы, и возможность продолжить жизнь после смерти в качестве андроида. Жереми Перен и Лорен Сарфати рассуждают о роли отдельного человека в коллективной судьбе и показывают, что маленькие совпадения всегда могут перерасти в правительственный заговор. Они говорят, что мир на самом деле серый и будет таким всегда, а значит условно «белое» может стать «чёрным», если это будет выгодно и необходимо в конкретный момент.
Авторы показывают, что такое свобода воли, напоминают о трёх правилах Азимова, при соблюдении которых роботы действительно могут существовать, и справедливо демонизируют корпорации — в конечном итоге мастодонты капитализма этого заслуживают. В картине находит место и социально-политический посыл, говорящий, что только массы формируют окружающую реальность, и поднимается экологическая проблема: «Есть ли у человечества запасная планета, на которую можно сбежать?»
В «Марс Экспрессе» слишком много смыслов и мотивов, как и в любом другом фестивальном кино. Возможно, не все темы раскрыты полностью, но по крайней мере авторы действительно стараются дать зрителю пищу для размышления. А уж выбрать, каким будет мир в 2200-й, каждому предстоит самостоятельно.