В российский прокат 20 октября выходит французская анимационная полнометражка «Маленький Николя» (Le petit Nicolas: Qu'est-ce qu'on attend pour être heureux?) по мотивам одноимённых комиксов автора Рене Госинни и художника Жан-Жака Семпе. Истории о мальчугане и его буднях в школе, отношениях с родителями и первой влюблённости не только дарят тёплое чувство ностальгии по наивным детским книжкам, но и превращаются в нечто большее, чем просто мультфильм.
В первую очередь, «Маленький Николя» — это потрясающая работа с точки зрения анимации. Команда мультипликаторов отрисовала этот проект, отталкиваясь, конечно, он оригинальных комиксов, но сумела выйти за их рамки и добавить кое-что от себя. Так истории про главного героя оживают на листе бумаги, но редко когда мы забываем, что перед нами по-прежнему просто иллюстрации Жан-Жака — благодаря белым краям. Плюс, сюжеты про жизнь Николя отрисованы в более небрежной стилистике, чем эпизоды про его создателей, что тоже помогает не смешивать параллельные истории мультфильма.
Вся полнометражка напоминает акварельный рисунок, местами хорошо отрисованный, а местами — будто бы сделанный в спешке перед уходом на перемену после урока ИЗО. Сам предмет тоже есть в «Маленьком Николя»: учительница даёт задание нарисовать яблоко, которое кладёт на свой стол. Но не каждый может разглядеть предмет, потому уже через пару минут цель меняется — теперь все рисуют, что хотят.
И это внимание к чужим трудностям, ощущениям и болям присутствует не только на уроке рисования. Оно появляется в самом начале картины и не покидает до последнего кадра — вот мы переживаем за главного героя, который прогуливает уроки с другом. Далее — остаёмся без десерта из-за того, что соседка Луизетт разбила футбольным мячом мамино окно и свалила всё на Николя («Но это ничего. Это ради Луизетт. Такой удар, потрясающе! Надо будет потом на ней жениться»). Ещё кадр — и радуемся покупке телевизора. А вот переключаемся на мысли художника Семпе, скучающего по Госинни.
Вообще, автор комиксов (Госинни, кстати, придумал и известных Астерикса и Обеликса) и художник (Семпе публиковался в журнале The New Yorker) претендуют на место любимчика полнометражки наравне с самим Николя (а, возможно, и обходят его в этом соревновании). В мультфильме этой творческой паре выделено не меньше хронометража, чем главному герою — мы узнаём, как вообще они пришли в профессию: «Я попробовал этим [иллюстрацией] зарабатывать, если не получится, всегда успею вернуться в нищету к подработкам», — объясняет в одной из сцен Семпе. Ну и в чём он не прав?
Кроме того, что нам раскрывают героев по отдельности, мы также узнаём историю их дружбы — как они разъезжались, как переживали Вторую мировую, когда увиделись в последний раз и по чему тоскуют. Но в любые тяжёлые времена они находили утешение в творчестве — том самом совместном проекте о маленьком Николя. Именно ему они дарили свои детские воспоминания, превращая их в странички комикса; с ним переживали разлуку и копались в прошлом. Именно Николя стал для них опорой, которую, по сути, они сами себе нарисовали и выдумали. Конкретна эта мысль кажется довольно терапевтичной и наглядно объясняющей, как вообще работает творчество. Сначала ты загораешься идеей, рисуешь/пишешь/придумываешь день и ночь, а потом, когда твой проект становится на ножки, получаешь обратную поддержку. И это выражается не столько в размере тиража комикса или лайков на канале — скорее, творчество напоминает, кто ты есть, отражая нас, вдобавок позволяя эскапироваться от всего происходящего.
«Маленький Николя» — бодрая и нежная история в первую очередь о людях. О тех, кто создаёт, о том, что создают, и как всё вместе может слаженно работать. Возможно, она не станет для вас спасением от навязчивых мыслей, ежедневных трудностей и проблем помасштабнее, зато подскажет, где искать свой маленький эскапизм.