В начале 2021 года на Netflix вышел сериал «Люпен» с Омаром Си («1+1») в главной роли. Он основан на французских книгах о воре-джентльмене Арсене Люпене авторства Мориса Леблана. Сериал уже несколько недель держится в российском топе стриминга, а мы решили сравнить его с другой версией героя из японского аниме «Люпен III: Первый», которая вышла на год раньше.
Три Люпена
Изначально Арсен Люпен — герой французской литературы, своеобразный аналог Шерлока Холмса, находящийся по другую сторону закона. Он — вор-джентльмен, и по сути этот титул максимально ёмко описывает его персону. Классический Люпен был иконой стиля с его цилиндрами и моноклями, мастером перевоплощений, искусным и умным вором, сочинителем многоходовочек и обольстителем женских сердец. По нему фанатела вся страна, как говорит сам Омар Си: «Люпен — настолько французский персонаж, что вы не могли вырасти во Франции, не зная, кто он такой» (эта цитата нам ещё понадобится, запомните).

Сериал Netflix выбрал слегка метаподход: главный герой Ассан Диоп в детстве получил книгу с рассказами о Люпене и настолько ей вдохновился, что превратился в современную версию вора-джентльмена. Прямо с детства его история переплетена с колье Марии-Антуанетты, хранившимся в семье, где работал отец Ассана. Однажды оно пропадает, и вину за это возлагают на отца главного героя. Двадцать пять лет спустя колье обнаруживают и выставляют на аукцион в Лувре, откуда Ассан и будет пытаться его украсть, следуя заветам своего книжного кумира.

В аниме, основанном на одноимённой манге, перед нами не сам Арсен Люпен, а его внук — Люпен III. Он пошёл по стопам дедушки и тоже стал искусным вором, однако слегка растерял в сфере джентльменства. Сюжет крутится вокруг дневника Брессона — запечатанного манускрипта, в котором якобы находятся координаты мощнейшего оружия древности. Начинается фильм тоже с аукциона, однако, поскольку в этой версии Люпен довольно известный вор, полиция мешает ему украсть дневник и он оказывается в руках другой грабительницы. А дальше начинаются кошки-мышки.
Два Люпена
Классического вора-джентльмена мы оставим в стороне, потому что сравнивать новое со старым — себе дороже. Сконцентрируемся лучше на двух современных версиях, чтобы определить, кто из Люпенов получился вороватее и джентльменнее. Сериал преподносит знаменитого персонажа, сильно опираясь на недавние проекты о Шерлоке Холмсе от BBC. Чертогов разума в нём, конечно, нет, но герой примерно также строит многоходовочки и раскрывает тайны, блистая умом. Аниме-версия Люпена скорее ближе к Индиане Джонсу по легкомысленности и задорности, а особенно по сюжету — в фильме будут и артефакты древности, и фашисты с коварными планами мирового господства.

У двух Люпенов много общего: оба — искусные и умелые грабители, придерживающиеся определённого кодекса чести. Оба хорошо умеют разгадывать всякие головоломки — от загадок отца вора с Netflix до замысловатых замков в аниме. Оба чрезвычайно уверены в себе, вплоть до риска для жизни. А ещё они оба благородные до мозга костей. Отличий, правда, гораздо больше, и они более фундаментальные.
Серьёзность против легкомысленности. Из-за того, что Netflix попытались сделать из своего «Люпена» аналог Шерлока Холмса, он вышел слишком уж пафосным и серьёзным. В сериале почти нет юмора, которого не чурались ни BBC («Шерлок»), ни CBS («Элементарно»), а драматизм порой создаётся на пустом месте. В аниме же Люпен максимально несерьёзный: там и буффонада, и комедия неловкости, и просто шутки. Да и сам персонаж намного легче своего оппонента: он не претендует на пьедестал почёта и просто занимается тем, что ему нравится.

Гордое одиночество против командной работы. Если в книгах Люпен любил обольщать противоположный пол, то в сериале у Ассана уже есть семья и сын. Да и работает он как одинокий волк: если у него и появляются союзники, то лишь для достижения каких-либо целей. Анимационный вор в свою очередь обладает колоритной командой: стильный циник-гангстер, изящный молчаливый самурай, многообещающая археолог и противник, который в определённый момент становится союзником. Поскольку у них есть источник в виде манги, все обладают проработанными и запоминающимися характерами. А из сериала запомнилась лишь журналистка.

Размытая загадка против единого образа. «Люпен III: Первый» сильно опирается на своего главного героя, поэтому ему нужен был чёткий образ, взятый, опять же, из манги. Вор не особо меняется по ходу фильма, и даже в костюмах его довольно легко разглядеть. Омар Си же решил сделать Ассана максимально загадочным, каким он и был в книгах: по сути у грабителя нет даже чёткой биографии. Актер легко и тонко меняет образы, и лишь в присутствии семьи можно увидеть настоящего персонажа (и кажется, будто только для этого ему и дали жену с сыном).

Перевоплощение против переодевания. С образами Омара Си есть проблема: они все внешне похожи на одного и того же человека. Похожи настолько, что удивительно, как его не раскрыли раньше. Кажется, грабитель больше играл не гримом, а манерами, походками, языком тела, в надежде, что его жертвам даже в голову не придёт сопоставить разных людей. С одной стороны, такая версия маскировки имеет право на жизнь и даже успех, но с другой она делает второстепенных персонажей тупыми, ведь внешность у Ассана запоминающаяся. В аниме Люпен не перевоплощается, а переодевается, полностью меняя свою внешность, но, как мы уже сказали, его всё равно легко разглядеть за нарядами.

Один Люпен
Пришло время выбрать одного Люпена. И сделаем мы это на сравнении сценаристов, потому что в одном случае они оказались глупее своего творения, а в другом — просто веселились. Очевидно, что провалился именно нетфликсовский вор, потому что большая часть его свершений держится на тупости его жертв. Самый говорящий пример: расследовать кражу колье королевы назначают команду из трёх детективов. Один из них — фанат книг про Люпена, поэтому сразу узнаёт повадки вора-джентльмена и пытается вразумить коллег. Те же напрочь отказываются его слушать, несмотря на очевидные сходства как минимум по предмету кражи. А помните, что сказал Омар Си? «Невозможно вырасти во Франции и не знать Люпена». Как французская полиция не заметила параллелей, даже когда о них твердил коллега — остается загадкой, решение которой — амбициозность сценаристов.

Не будем затягивать и отдадим победу анимационному Люпену. Он лучше и как персонаж, и чем-то ближе к своему прототипу, и не пытается играть в мету. Но главное, что при просмотре «Люпен III: Первый» к фильму не хочется придираться: он лёгкий, весёлый и очевидно отсылается к Индиане Джонсу. «Люпен» от Netflix не проходит проверку логикой, но всё равно стал самым популярным французским проектом стриминга: за месяц ему прогнозируют 70 миллионов просмотров. И на то есть причины: сериал как минимум кинематографичный и красивый, со съемками в Лувре, пейзажами Франции, злачными местами Парижа. Но если вы из тех людей, которые чувствуют, когда персонажа насильно пытаются сделать гением, то смотреть не советуем.
