В августе закончился «Лучше звоните Солу» (Better Call Saul), спин-офф одного из самых почитаемых сериалов «Во все тяжкие» от тех же создателей. Трагедия афериста-адвоката как минимум удержала планку предшественника, но породила споры — а какой из сериалов лучше? И кажется, что «Лучше звоните Солу» всё-таки превосходит «Во все тяжкие», потому что поглотил его в себя.
Внутри будут завуалированные спойлеры к финалу «Лучше звоните Солу».
О том, насколько хорош «Лучше звоните Солу», можно писать целые эссе — о неподражаемой актёрской игре Боба Оденкёрка, Рэй Сихорн и их партнёров по площадке; о закрученном сюжете, заставляющем зрителя переживать за судьбы даже тех, чьё будущее он уже знает; об огромном внимании даже к самым мелким деталям; о первоклассной операторской работе и гениальных монтажах; о душераздирающей драме, использовании цвета, визуальных параллелях и т.д. И в этих же эссе можно бесконечно сравнивать его с «Во все тяжкие» и пытаться понять, что же лучше. Но мы зайдём с другой стороны.
Перед нами любопытный редкий случай, когда в сериале объединяются и приквел, и сиквел — формально «Лучше звоните Солу» поглотил в себя «Во все тяжкие». Вселенная Винса Гиллигана и Питера Гулда — это дом, который они строят с 2008 года. Сначала построили главное здание — оригинальное шоу, которое крепко так стояло на своём фундаменте и было достопримечательностью. В 2019-м резко решили, что нужен гараж, и сделали «Эль Камино» о завершении пути Джесси Пинкмана. Но уже в 2015 году Гиллиган и Гулд решили, что надо бы сделать реновацию дома и построили на фундаменте в виде «Во все тяжкие» нечто большее.
В современных реалиях кинематографа чуть ли не каждый спин-офф, сиквел, приквел, ремейк и т.д. обвиняют в том, что он разрушил оригинал — изменил персонажей, сломал логику, нарушил законы мира, переиначил сюжет. Иногда виной всему то, что фанатам не угодить, иногда — плохой сценарий. В любом случае заметно, что современная культура устала от сиквелов-приквелов и даже немного разучилась их делать. Поэтому настолько удивительно, что «Лучше звоните Солу» не просто ничего не сломал в оригинале, но и умудрился ещё построить кучу всего нового.
Взять главную троицу перекочевавших из «Во все тяжкие»: Майка Эрмантраута, Густаво Фринга и самого Сола. Мы наконец узнали трагичную предысторию безумно компетентного Майка, что привела его в наркобизнес. Мы стали гораздо лучше понимать ненависть Густаво к картелю и глубину его преступного гения. Мы стали свидетелями, как в целом нормальный парень Джимми (со своими заморочками) превратился в жадного и склизкого адвоката Сола. Мы знали этих персонажей, но они всегда были на втором плане, хоть и заслуживали большего.
Гиллиган и Гулд лишили себя элемента неизвестности, потому что все уже знают, куда ведут дороги этой троицы. Но из-за этого усилился трагизм — мы не гадаем в неведении, а страдаем от неизбежности. Например, когда в ужастиках группа героев решает разделиться, зритель не переживает, что ждёт каждого из них, а бьёт головой по экрану и молит героев не расходится. Именно так же мы молили Сола сойти со скользкой дорожки, кричали Ким, чтобы держалась от него подальше, предостерегали Густаво от развязывания войны с Саламанками, с грустью наблюдали, как Майк снова возвращается к преступности. Тут вам не сюжетные повороты, тут настоящий, концентрированный, жгущий внутри трагизм. Трагизм того, как сложно изменить себя.
Возникает любопытная параллель (точнее, перпендикуляр) — если «Во все тяжкие» был о том, как Уолтер изменялся под действием наркобизнеса и превращался в Хайзенберга, то «Лучше звоните Солу» посвящён тщетным попыткам Джимми измениться и невозможности уйти от своей сущности. Он уже в детстве был «скользким» и проворачивал всякие аферы. Потом попытался стать серьёзным адвокатом, но на его пути встал брат Чак. Джимми в борьбе с ним снова встал на скользкую дорожку и вскоре превратился в Сола Гудмана. Фастфорвард в пост-вовсётяжкое: Джимми пришлось стать законопослушным адекватным человеком, но Сол лишь ждал момента, чтобы снова вырваться наружу.
С другой стороны у нас есть Уолтер Уайт, которого трудное жизненное положение вынудило встать на путь наркоторговца. С первого взгляда казалось, что он делал это ради семьи, но были и другие версии — насчёт его мотивации не могли сойтись даже Гиллиган и исполнитель роли Брайан Крэнстон. И тут приходит «Лучше звоните Солу», возвращает Уолтера буквально на три сцены, в одной из них берёт и одним диалогом переворачивает «Во все тяжкие» с ног на голову.
Оказывается, в студенческие годы Уайт сделал какое-то открытие, которое они с друзьями коммерциализировали, а потом его долю выкупили и в итоге компания стала крайне успешно и богатой. Герой называет это своим главным сожалением в жизни, главным! И с этой информацией «Во все тяжкие» из истории про трансформацию превращается в историю упёртого человека, нежелающего сходить с дороги и вновь лишаться прибыльного бизнеса. Это его суть, и она постоянна — меняется лишь оболочка. Также, как и у Джимми Макгилла.
И что же «Лучше звоните Солу» с поглощённым в себя оригиналом может сказать по этому поводу? В финале Джимми наконец снимает с себя маску Сола Гудмана и вроде как меняется — становится честнее и осознаннее, больше не пытается выкрутиться и признаёт вину. И всё это благодаря его любви к Ким, которую он сначала затянул в пучину своей сущности, но ей удалось вырваться (не без жертв). Это финал не только спин-оффа, но и всей саги «Во все тяжкие» — и Гиллиган с Гулдом умудрились превратить историю об отчаянии, жестокости, наркотиках, жадности и прочем мраке в историю любви. Любви, которая может изменить даже Сола Гудмана.
Поэтому «Лучше звоните Солу» лучше, чем «Во все тяжкие». Не благодаря расширению истории главной троицы и перечисленному в начале текста, а благодаря тому, что Гиллиган и Гулд умудрились взять оригинал, перевернуть его с ног на голову, построить вокруг него кучу всего нового и сделать частью чего-то большего, не сломав ничего внутри (и даже улучшив). Если это не пик телевидения, то мы уже не знаем, что может им стать.