Новый мультфильм Pixar «Лука» вышел 17 июня, а сегодня его можно посмотреть в том числе на российских стриминговых сервисах. Это история морского монстра-подростка Лука, который встречает нового друга, подбивающего его выйти на сушу. Там их тела преобразуются, что позволяет находиться среди людей без проблем. Так начинаются приключения двух подростков, познающих мир людей. Недавно мой приятель написал мне с вопросом «вдохновлён ли “Лука” Лавкрафтом?». Сначала я хотел ответить, что нет, но задумался. Так и родилась эта статья, в которой я пытаюсь вспомнить, есть ли похожие мотивы у великого Говарда Лавкрафта и у сценаристов Pixar.
Когда режиссёра Энрике Касароса спрашивали об источниках вдохновения при работе над мультфильмом, он неоднократно отвечал, что «”Лука” отдаёт дань уважения Федерико Феллини и другим классическим итальянским режиссёрам, с примесью Хаяо Миядзаки».
При этом обстановка маленького прибрежного городка навевает очевидные воспоминания о «Тени над Иннсмутом», одной из всемирно известных повестей Говарда Лавкрафта. Жители городка издревле связаны с морскими монстрами, которых боятся и ненавидят. По сюжету главный герой навещает небольшой прибрежный город в Новой Англии, который некогда был процветающим, но стал заброшенным. Всему виной древний культ, изменивший не только разум, но и тела местных жителей.
Горожане Иннсмута вступали в интимную связь с расой Глубоководных, внешне напоминающих людей морских созданий, и их дети менялись внешне, всё больше походя на рыб и меньше на людей. Поколение за поколением Иннсмутцы становились ближе к древним божествам и готовились уйти в моря навсегда.
В повести есть описание Глубоководных:
«Мне показалось, что в своей массе они были серовато-зелёного цвета, но с белыми животами. Большинство из них блестели и казались осклизлыми, а края их спин были покрыты чем-то вроде чешуи. Очертаниями своими они лишь отдаленно напоминали антропоидов, тогда как головы были определенно рыбьи, с выпуклыми, даже выпученными глазами, которые никогда не закрывались. Сбоку на их шеях виднелись трепещущие жабры, а между отростками длинных лап поблескивали натянутые перепонки, Они вразнобой подпрыгивали, отталкиваясь то двумя, а то всеми четырьмя конечностями, и я как-то даже обрадовался, что у них их было всего четыре…»
Наиболее наглядной экранизацией этой повести можно назвать «Дагон» 2001 года, поставленный Стюартом Гордоном. Фильм отходит от сюжета повести, но атмосферу и дизайн жителей Иннсмута передаёт потрясающе.
Если вы обратите внимание на работы иллюстраторов, пытавшихся изобразить Глубоководных и жителей Иннсмута по описаниям Лавкрафта, то вы можете заметить множество сходств с морскими монстрами из «Луки»: зелёные и синие оттенки кожи, чешуя, хвосты, жабры, большие непропорциональные глаза, плавники и многое другое.
Ещё нагляднее это сходство проявляется в официальном артбуке «Луки», где можно увидеть ранние дизайны персонажей. Там морские монстры менее антропоморфны и в своей оригинальной форме больше напоминают чудовищ Лавкрафта.
А ещё в городе есть памятник с рыбаком, победившим морского монстра. Вот только его дизайн гораздо страшнее, чем внешний вид всех представленных в мультфильме подводных жителей. Значит, раньше они выглядели иначе? До того, как стали походить на людей.
Вообще с творчеством великого фантаста несколько очень весомых параллелей:
- И в «Луке», и в «Тени над Иннсмутом» есть раса, напоминающая потомков глубоководных божеств;
- В обоих произведениях антропоморфные морские создания живут среди людей;
- Действие обоих происходит в тихом прибрежном городке, жизнь которого меняется, когда морские чудовища перестают скрываться.
Конечно, можно сказать, что эта аргументация выглядит несколько притянуто, и это будет правдой. А ещё можно вспомнить, что для анимации Disney подход к изображению морских созданий с лёгким цитированием классика ужасов не в диковинку — вспомните хотя бы Урсулу из «Русалочки», чей внешний вид тоже отсылает к описанию глубоководных созданий у Лавкрафта, но буквально их не цитирует. А ещё Урсулу в конце мультфильма победили точно так же, как и древнее божество в «Зове Ктулху» — протаранив бушпритом корабля.
Ещё одной занятной отсылкой к творчеству Лавкрафта становится кот, комический персонаж «Луки», с подозрением относящийся к морским монстрам в человеческом обличие. Писатель очень тепло относился к кошкам и даже считал их «загадочнейшими существами», способными видеть сокрытое от людей. Например, принявших облик земных созданий чудовищ. Подробнее всего о том, как кошки в произведениях писателя реагируют на потустороннее, можно прочитать в его рассказе «Кошки Ултара».
Продолжая развивать параллели в произведениях, хочется снова обратить внимание на артбук мультфильма. В нём есть, например, любопытные раскадровки подводной части итальянского города, которая подчёркивает — морские монстры живут среди людей очень давно. Дизайны напоминают описание идентичных из рассказа «Храм» Лавкрафта.
Можно побыть конспирологом и предложить Энрике Касароса идею для сиквела: в продолжении «Луки» оказывается, что дружба подводных монстров и людей не по душе более глубоководным жителям. Они вынуждены подняться из пучины, чтобы напомнить, почему люди и монстры издревле живут раздельно. И теперь Лука будет пытаться сохранить хрупкий мир между двумя расами. А глубоководным выгодно вернуть страх к миру наверху другим морским монстрам — ведь так им проще будет готовить свои планы по грядущему захвату суши.
При этом мультфильм, конечно же, совсем о другом. Он не об ужасах глубин, которые метафорически раскидывают сети на суше, затягивая всё новые и новые души в липкие лапы древних морских божеств. «Лука» — это история о принятии себя, о поиске места, которое можно назвать «домом», о настоящей дружбе, для которой неважно, чем вы отличаетесь друг от друга, о беззаботном лете и важности маленьких побед. Подробнее в нашем обзоре: