В пятницу, 14 мая, на Netflix спустя два года наконец-то вышел второй сезон анимационного альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» (Love, Death & Robots). Первый сборник фантастических короткометражек прошёл достаточно громко — тогда такой формат был непривычным и многообещающим.
Если в первом сезоне было 18 эпизодов, то теперь их всего восемь. Связано ли это с пандемией или это маркетинговый ход — пока не ясно. Станет понятнее через год, когда выйдет третий сезон (над ним работа уже ведётся). А пока подробно рассмотрим каждую новеллу. Если боитесь отхватить спойлеров или вам не особо интересны наши эмоции, переходите на эту статью: там краткое описание каждого эпизода.
«Автоматизированная клиентская служба» (Automated Customer Service)
Длительность: 10 минут
Режиссёры: Кевин Дан Вер Мейрен, Дэвид Николас, Лоран Николас
Анимационная компания: Atoll Studio
Будущее наступило: теперь привилегированные пенсионеры не просто живут в дорогих домах престарелых, а отправляются в модные сообщества, где им со всем помогают роботы. Главная героиня спокойно себе жила вместе с собачкой, занималась йогой и ловила дзен. Пока её робот-пылесос не решил её убить.
Идея восстания машин появляется в поп-культуре примерно по пять тысяч раз за год, и иногда её даже подают неожиданно хорошо (привет, «Митчеллы против Машин»). Эта короткометражка — как раз тот случай, когда всё сделали очень круто. Часто главные герои подобных сюжетов — это молодые, сильные и здоровые ребята, которые с лёгкостью убегут даже от самого быстрого робота. Здесь же мы видим дзен-бабулю, которая ни за что не хочет жертвовать своим псом и готова идти до конца. А если понадобится, она и за ружьё схватится.
Анимация здесь очень всратая. По рисунку герои напоминают карикатуры, которые обычно дарят родственникам на юбилей. После просмотра дико хочется продолжения: кажется, в 2021 году все мы заслужили классных боевиков с пенсионерами, которые легко могут надрать зад кому угодно.
«Лёд» (Ice)
Длительность: 10 минут
Режиссёр: Роберт Вэлли («Грушевый сидр и сигареты»)
Анимационная студия: Passion Pictures
Далёкое будущее, другая планета, всё общество модифицировано — такой максимальный «Киберпанк». Но в семье главных героев один подросток Сэдж немодифицирован, из-за чего между братьями происходит небольшой конфликт. Однако тот самый «обычный» парень очень хочет посмотреть на ледяных китов вместе с кибербратом и его друзьями, правда это достаточно опасное мероприятие.
По первому впечатлению можно понять, что Сэдж не доволен своим статусом и не доволен тем, что о нём говорят окружающие. Видно, что парень просто завидует брату, который во всём лучше него. На льду он поддаётся своему желанию влиться в тусовку и курит трубку, после чего пропадает в «светлом» эпизоде и просыпается, только когда брат кричит ему бежать. При побеге от китов он отстаёт, его брат отвлекается на него и повреждает ногу. Сэдж спасает брата и несёт на своей спине. Всё заканчивается тем, что после приключений все отправляются домой. Выясняется, что брат Флэтч не повреждал свою ногу, а пытался помочь брату понять, что он — не изгой, не бесполезный, и он важен для своих близких.
Слушайте, безумно лень делать описание этого мультфильма и рассказывать о вселенной и сценарии. Тут вот вообще неважно, что происходит, потому что эта новелла самая стильная и уникальная в визуальном плане. Есть ощущение, что не только в этом сезоне, а вообще. Можно только сравнить с эпизодом Zima Blue из первого альманаха, но это немного бессмысленно, потому что её делала та же студия Passion Pictures — эти аниматоры просто великие.
Что касается визуальной составляющей — тут точно есть комиксовый базис, на который накладывается жонглирование плоскими гранями и псевдо-3D, сверху добавлена щепотка кривых вертикалей, периодические вставлены контрастные общему виду реалистичные текстуры осадков, плюс есть общая нуарность атмосферы — и всё это посыпано идеально срежиссированной игрой со светом и цветом. В общем, не пропустите. Кажется, именно эту историю надо бы пересмотреть.
«Звёздная команда» (Pop Squad)
Длительность: 15 минут
Режиссёр: Дженнифер Ю Нельсон («Кунг-фу Панда 2», «Тёмные отражения»)
Анимационная студия: Blur Studio
Перед нами будущее, где все «незарегистрированные дети» запрещены государством. Богатые же получили могущество в виде вечной молодости — вечно в тонусе, никаких проблем со здоровьем и комфортный круг общения — у этих людей «будущего» есть всё. Всё, кроме человечности — они бездушно расправляются с младенцами и их семьями.
Название максимально соответствует качеству — это одна из самых запоминающихся новелл сезона. За семнадцать минут авторы вызывают рефлексию сразу по всем фронтам. Во-первых, это история про власть над самым главным — над временем. Сразу в голове возникает вопрос: насколько я бы смог не поддаться желанию жить вечно? Мгновенной спиралью расходятся мысли: а хорошо ли это — жить вечно? И ответ буквально считывается в глазах главного героя — огромная пустота. Бесконечная «чистка» населения и концентрация только на своих заботах превращает человека в робота.
Здесь название «Любовь, смерть и роботы» делится на два: любовь и смерть знакомы «обычным» людям, а вот роботов представляет элита. И эта особенность открывает новое поле для рефлексии — возможен ли обратный переход от чёрствого восприятия обратно к человеческому?
Что касается анимации, на ней авторы не делают акцент. Хорошая графика, антиутопический стиль — но никаких экспериментов с формами и техниками. Кажется, это верный шаг для такого насыщенного сюжетно эпизода.
«Сноу в пустыне» (Snow in the Desert)
Длительность: 15 минут
Режиссёры: Леон Берелль, Доминик Бойден, Реми Козыра, Максим Люере
Анимационная студия: Unit Image
Главный герой по имени Сноу прячется от наёмных убийц на песчаной планете, где большая часть времени — жара, а воры воды сидят в тюрьме. Сноу находится в розыске, потому что его тело имеет регенеративные клетки, то есть, например, его рука может быстро восстановиться, если её отстрелить. Поэтому поймать (а точнее отрезать ему яйца) хотят не только охотники за головами, но и незнакомка Геральд (не из Ривии) — она работает на ЦРУ Земли. Ведь «кто сможет расшифровать эти клетки, сможет и контролировать бессмертие».
Этот эпизод тоже использует максимально реалистичную графику. Тут волосы на лице и груди у Сноу выглядят реальнее, чем волосы любого человека в нашей редакции. И, кажется, это первая анимационная картина, где герои целуются так красиво и по-настоящему, что все романтические фильмы можно смело удалять со своих компьютеров.
Вообще история «Сноу в пустыне» больше всего зайдёт фанатам «Звёздных войн», так как и по сеттингу, и по сюжету очень похожа на историю в этой фантастической вселенной. Смотрите сами: планета в целом может походить на Татуин, в истории есть бар (хоть и без той самой музыки), а разборки с наёмными убийцами выглядят будто это новый сезон «Мандалорца». Именно поэтому после окончания короткометражки первая мысль в голове: «Как было бы круто, если бы это был пилот сериала». Ну а что, а вдруг.
«Высокая трава» (The Tall Grass)
Длительность: 8 минут
Режиссёр: Саймон Отто
Анимационная студия: Axis Animation
Это история про одинокого путешественника, который на незапланированной остановке поезда в глуши решает выйти перекурить. Причём выглядит эта глушь максимально пугающе: вроде бы обычное поле с высокой травой под 2-3 метра, но в этом тихом ночном пейзаже абсолютно точно что-то скрывается. Так и выходит в итоге. Главный герой решает пойти за светом, который он увидел среди травы, и вдруг замечает, что из земли вылезают светящиеся люди без лиц, которые безумно хотят его сожрать. Естественно, главный герой теряется, пытаясь выбежать к поезду, но его спасает машинист (или просто инженер — тут не очень понятно).
Подробно расписывать сценарий и сюжет, к сожалению, бессмысленно — там просто не за что зацепиться. Самый кайф этой истории — в визуальной составляющей, но её очень сложно описать словами. Герои на стыке 3D-анимации, акварельной закраски и папье-маше сильно выделяются на фоне реалистичного освещения и травы. Причём движения людей иногда выбиваются из стандартного количества кадров в секунду, из-за чего происходящее на экране становится ещё более завораживающим.
И вот этот уникальный язык сложно описать чёткими референсами, чтобы без скриншотов заставить вас (читателей) представить новеллу в голове. Единственное, что приходит в голову на протяжении восьми минут, — Disco Elysium. Там очень похожий визуал именно по цвету, и даже начальник поезда своей бородой напоминает главного героя игры.
«По всему дому» (All Through the House)
Длительность: 4 минуты
Режиссёр: Эллиот Дир
Анимационная студия: Blink Industries
Девочка и её брат просыпаются в рождественскую ночь из-за праздничного звона колокольчиков. Дети дико рады — ведь это значит, что к ним домой наконец пришёл Санта Клаус. Они пробираются на первый этаж, чтобы спрятаться и понаблюдать за тем, как добрый старик съест оставленные печеньки и положит им подарки, однако их ждёт кое-что очень страшное и неожиданное: святой Ник выглядит не совсем так, как они представляли.
Несмотря на то, что тему Рождества уже разгоняли и в комедиях, и в хоррорах, и в мелодрамах, создателям этой короткометражки удалось сделать что-то действительно весёлое и интересное. Крипота в стиле первого сезона «Очень странных дел» здесь передаётся не только через стрёмного монстра, но и через крутую кукольную анимацию — иногда даже можно словить вайб «Коралины» (хотя в «По всему дому» герои выглядят более фарфоровыми).
Для альманаха характерно обращение к важным социальным идеям — в этом эпизоде этого нет. Именно поэтому нужно было подать простую идею красиво. И, кажется, у создателей всё получилось. Наверное, каждый второй человек, посмотревший «По всему дому», задумается: а почему мы вообще решили, что Санта Клаус (или Дед Мороз) — это хороший старичок?
«Бункер» (Life Hutch)
Длительность: 10 минут
Режиссёр: Алекс Бити
Анимационная студия: Blur Studio
Эта новелла рассказывает о пилоте космического корабля, который в бою получает повреждение, из-за чего терпит крушение на пустынной и одинокой планете. Костюм показывает ему, что кислорода хватит только на пять с лишним часов, но благо в 15 километрах есть автоматическое убежище, в котором можно и дышать, и есть, и спокойно ждать спасения. Но оказывается, что автоматика убежища сильно повреждена, поэтому единственный робот, который вроде как предназначался для помощи, решает убить главного героя.
Кажется, это самая скучная и посредственная короткометражка из всего сезона. Именно по эмоциональной отдаче зрителя на происходящее. Хотя многим может показаться, что это чуть ли не самая главная новелла. Проблема вот в чём. Фотореализм анимационной 3D-графики тут на таком уровне, что периодически ты ловишь себя на мысли, что как будто это и не мультфильм вовсе. Главный герой, озвучку и лицо которого взяли от Майкла Б. Джордана, иногда выглядит как настоящий человек, как будто на анимационный фон наложили настоящего актёра.
И из-за этого с самого начала ты начинаешь смотреть на «Бункер» как на настоящий снятый фильм. Добавляет к этому ощущению еще и нелинейное повествование, которое, честно говоря, не добавляет никакой свежести сюжету.
В итоге после титров эта новелла забывается моментально, потому что поставив основной фокус на реалистичность графики, режиссёр совсем забыл подумать о том, чтобы эта история была хоть немного интересной. Точнее, кажется, будто Алекс Бити вспомнил об этом на середине производства и решил добавить нелинейности, взрывов, какой-то драматургии, но всё это выглядит нелепо и максимально пусто. Этой короткометражке самое место в бенчмарк-тесте для проверки производительности компьютера.
«Утонувший великан» (The Drowned Giant)
Длительность: 10 минут
Режиссёр: Тим Миллер
Анимационная студия: Blur Studio
На побережье города N местные обнаруживают великана. Нагого, мёртвого, но внешне ничем не отличающегося от обычного человека. Такая увеличенная версия нас с вами. Жаждущие зрелищ зеваки начинают скапливаться вокруг великана и обследовать его.
Великан фокусирует сюжет на себе, но новелла не о нём. Она об одном из горожан — главном герое и его мыслях о случившемся, которые транслируются зрителю закадровым голосом. В отличие от других местных, он не залезает на великана в первые же минуты, не разрисовывает его граффити и особенно серьёзно относится к случившемуся. Его волнует, какой была жизнь великана. Как сильно он похож на нас? Что он чувствовал, когда умирал?
И этот контраст веселящейся толпы и молчаливого героя расставляет по местам, кто здесь робот, а кто — человек. Пока великана «убирают» с пляжа и развозят его останки по всему городу (пенис жители решили поместить в раствор и показывать в местном шапито), герой рефлексирует, как мгновенно все позабыли о случившемся. Как страшно может быть, когда из памяти стираются большие события и как всё зрелищное способно за короткий промежуток времени стать самым обыденным.
Анимация в новелле выглядит максимально реалистичной, что будоражит и разрушает стену между зрителем и эпизодом. Ощущение, что это может произойти где угодно и что люди поведут себя именно так — безучастно — коробит достаточно. Кажется, это отличный финальный эпизод — он не так насыщен сюжетно, но мысль, вложенная в него, открывает большое пространство для обсуждения.