Завершился второй сезон сериала «Локи» про Бога лжи и обмана. На фоне пресных и штампованных проектов четвёртой фазы киновселенной Marvel он смотрится ярко и захватывающе. Но несмотря на эффектный финал, вопросы всё равно остаются. Будет ли сюжет «Локи» влиять на другие проекты? За счёт чего сериал получился успешнее других лент? Давайте разбираться.
Осторожно, спойлеры!
А что, собственно, произошло?
После убийства Того, кто остаётся Локи попадает во временную аномалию, бесконечно перемещаясь то в прошлое, то в настоящее, то в будущее. После восстановления баланса Локи собирает команду друзей для сохранения УВИ (Управление временными изменениями). Цель — расширить пропускную способность разрушаюшегося ткача времени, перегруженного бесконечными временными ответвлениями.
Первая половина сезона посвящена поиску: то Сильвии, то Ренслейер и безумной мисс Минутки, то Виктора Таймли. Вторая дарит фанатам Локи то, чего они давно ждали — достойного места героя в КВМ в самом основании образующихся мутльтивселенных. Локи на троне в фирменном одеянии держит в руках зелёные линии времени, охваченные его силой. Для персонажа Хиддлстона, пережившего столько поражений,— концовка прекрасная, а для киновселенной в целом — вызывающая вопросы. Повлияет ли она на другие проекты студии, или нас ждёт очередная шитая белыми нитками связь, как между сериалом «Ванда/Вижн» и фильмом «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия»? Почему после захватывающей третьей фазы, где практически каждый проект был связан и вёл к «Войне бесконечности» и «Финалу», четвёртая оставляет персонажей и события их сольников «висеть в воздухе», никак не связывая их между собой? Попробуем разобраться.
А есть ли связь?
Вспомните первую и вторую фазы. Чем они цепляли? Нас впервые знакомили с персонажами: Железный человек, Тор, Капитан Америка. Практически все сольники (закроем глаза на провального Халка) были удачными, следующие части зрители ждали с нетерпением. В некоторых появлялись герои, которые позже оказывали большое влияние на Мстителей. Например, Чёрная Вдова в «Железном человеке 2». На тот момент до сольника Наташи было далеко, но она была полноценно прописана, характер был явным и ярким. Да, герои объединялись одной темой только в «Мстителях», но это смотрелось хорошо, ведь персонажи появлялись на экранах чуть ли не каждый год, забыть про них было трудно. А сейчас вы сможете вспомнить хоть что-нибудь о Шан Чи, вышедшем больше двух лет назад? Вы вообще о нём думаете? «Мстители: Династия Канга» выйдет только в 2026 году, тут не только обладателя десяти колец забудешь. С другой стороны, было ли нам хоть когда-нибудь не всё равно?
Помните, как хорошо были прописаны сольники Железного человека и Капитана Америки? Как все части соединялись одной сюжетной линией, перед персонажами постоянно вставал сложный моральный выбор, а психология героя плавно менялась. Сравните Тони Старка — плэйбоя, миллиардера, филантропа, прожигателя жизни в первом сольнике, и переживающего ПТСР, сомневающегося в себе в последнем. Не говоря уже о том, что мужчина пересмотрел взгляды на жизнь к «Финалу» и пожертвовал собой ради спасения мира и друзей. Сейчас на экранах сплошные шаблонные сюжеты, на которые уже и смотреть тошно: герой находит себя, ошибается, решает всё бросить, внезапно мотивируется, сражается с главным злодеем и побеждает. И так раз за разом. Никакого роста — никакого интереса.
Третья фаза пошла дальше и объединила все проекты сквозной линией: камнями бесконечности и Таносом, готовящимся уничтожить половину вселенной. В каждом фильме появлялись зацепки и намёки на «Войну бесконечности». Впервые Танос появился в сцене после титров в первых «Мстителях», где выяснилось, что именно он послал Локи на Землю за Тессерактом — Камнем Пространства. Каждый следующий фильм объединялся темой камней: в «Стражах Галактики» Гамора и Небула противостоят Таносу — приёмному отцу, в «Мстителях: Эра Альтрона» в сцене после титров Танос надевает перчатку со словами: «Ладно, я сделаю это сам». Тот же «Первый мститель: Противостояние» вел супергероев к тому, что после раскола им придётся воссоединиться ради спасения человечества. Вся фаза смотрелась как одна большая история.
Четвёртую фазу (куда входит сериал «Локи») тоже должна была объединить одна большая тема — мультивселенные. Но осталось лишь название и несвязные между собой проекты, включающие в себя то Египетских богов в «Лунном рыцаре», то драконов в «Шан-Чи и легенде десяти колец», то Целестиалов в «Вечных», то политические заговоры в «Секретном вторжении». Слишком много несочетаемых вещей, мешающих нащупать центр истории. Между сюжетами нет связующей нити, которая всегда присуствовала в других фазах. Перснонажи никак не пересекаются, даже масштабные события, влияющие на время и планеты, никак не влияют на происходящее в других проектах: висящий в воздухе огромный Целестиал из «Вечных», УВИ и временные аномалии в «Локи», квантовые миры в «Человеке-муравье и Осе». Создаётся впечатление, что все события происходят локально, никак не отражаясь на киновселенной в целом. Даже в открывшей пятую фазу ленте «Человек-муравей и Оса: квантомания» Тот, кто остаётся никак не упоминает события «Локи», будто их и не было вовсе. Как говорится: ну было и было, чего бубнить то? Из-за этого трудно представить каким образом герои из сольников соединятся в «Династии Канга» — со слишком уж с разными проблемами сталкивался каждый.
Попытка объединить одной темой сериал «Ванда/Вижн» и фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» провалилась. Фанаты ждали безумную Ванду, овладевшую Даркхолдом, но из-за Сэма Рэйми, не удосужившегося посмотреть сериал, получили бездарно переписанный сценарий, в котором Ванда предстаёт перед зрителем не пережившей и отпустившей смерть детей матерью, а никогда не проходившей через испытания Алой Ведьмой.
Создаётся ощущение, что достойный сериал о Боге обмана так и останется «висеть в воздухе», не влияя на общую канву. Возможно, в этом и суть: удачными выходят проекты, играющие на ностальгии и не боящиеся эксперементировать (что «Локи», что обособленные «Стражи галактики 3»), но они тонут в потоке откровенно плохих лент студии и никак не влияют на общее впечатление.
Бог обмана ожиданий
Но есть за что «Локи» и поругать. Хоть Бог обмана и принимает облик «старого доброго марвел», первая часть второго сезона казалась пустой и сильно утомляла. Герои бесконечно бегали друг за другом и вели пустые разговоры, пытаясь убедить друг друга в своей точке зрения (и делали это за пару минут). По-настоящему интересные события развернулись в последней серии, когда Локи вновь обрел свой канонический образ и смог завоевать трон, хоть уже и с другими, более благородными целями. Будем честны: создатели вполне могли не снимать второй сезон, а сделать большой финальный эпизод первого, что выглядело бы куда эффектнее — проект не потерял бы остроты. Однако на фоне провально низких рейтингов других фильмов и сериалов, откровенно халтурной графики и провисающего сюжета, «Локи» выигрывает, не смотря на промахи. Будем надеяться, что его ценность не растворится в череде плохих проектов студии, и сериал станет частью большой вселенной, оказав на её события большое влияние.