Недавно в Okko стартовал сериал «Калимба» Нурбека Эгена — история о социально-психологическом эксперименте, вышедшем из-под контроля. Проект наделал много шума! И неслучайно: зрителя цепляет как драматургия, так и актёрский состав. Одну из главных ролей в новинке исполнила Лиза Шакира. Мы поговорили с актрисой о её героине, съёмках на скрытые камеры и… будущем проекте «Разочарованные». Читаем!
— Ты приняла участие в «Калимбе». Смотришь сериал по ходу выхода?
— На премьере видела первые две серии. К сожалению, на остальное не хватает времени из-за съёмок. Но я очень хочу посмотреть, потому что уже забыла часть сценарных поворотов. Мне любопытно следить за сериалом со всеми и читать зрительские реакции.
— Расскажи, как попала в проект.
— С Нурбеком мы познакомились ещё до «Калимбы». Во время учёбы я приходила к нему на пробы «Шерлока в России». Потом мы иногда пересекались. Он спрашивал о моих успехах и карьере, а в прошлом году позвал в «Калимбу».
— Изначально ли ты пробовалась на роль Наташи?
— Кажется, меня позвали конкретно под Наташу. Будто бы Нурбек видел меня в этой роли, что было очень вдохновляюще и поддерживающе, потому что героиня сложно далась мне. Мы настолько разные, что роль стала вызовом. А подвести Нурбека я никак не могла.
— В твоей фильмографии есть несколько похожих героинь: девчонок, которые за словом в карман не полезут. Чем Наташа отличается от них?
— Наташа в чём-то перекликается с Евой из «Контейнера», но та из другой семьи и знает себе цену. У неё есть чувство достоинства, она что-то понимает в жизни. А Наташа для меня — героиня шоу «Пацанки». Раненая душа, потерянный ребёнок и беспризорница. Она ведь вообще не контролирует импульсы — может подойти и ударить. Очень быстро и резко реагирует на всё. Эти эмоции давались мне сложно, потому что я полная противоположность. Нужно постоянно быть включённой.
— У вас вышел потрясающий тандем с Петей Скворцовым!
— Я наслаждалась! Петя ведь из мастерской Брусникина. Когда поступала, взахлёб смотрела все их спектакли, поэтому оказаться с ним на площадке было «вау». Особенно после фильма «Ученик», где он исполнил главную роль. Было интересно посмотреть, как Петя работает, как умудряется добавлять лёгкость в дерзкого персонажа. Жаль, что пересечение наших героев столь краткое. Зато запоминающееся!
— Это правда! На самом деле, Наташа осталась для меня драматургически нераскрытым героем, что обидно.
— Я запуталась в биографии Наташи. Ходила на запись радиопрограммы с нашим креативным продюсером Романом Новиковым, где узнала, что по сценарию «Калимбы» будут выпускать книгу. В отличие от нас, у сценаристов есть полное понимание персонажей. У них чуть ли не главы с бэкграундом Наташи расписаны. Оказывается, у неё пограничное расстройство личности. И это удивительно! Мир каждого героя продуман очень детально. С одной стороны, хорошо, что у меня не было доступа к этой информации во время съёмок, потому что я бы перегрузила девчонку. С другой, это крутой шанс для зрителей ближе познакомиться с проектом.
Я очень расстроилась, когда узнала о смерти героини спустя несколько серий. Только успела сказать о персонаже: «Вау, какая классная девчонка!» — и сценаристы всё обрубили. Подумала: «Блин, ребят, ну вы серьёзно? Зачем так жестоко поступаете со мной, как с актрисой? Я только полюбила её!»
— Ты полностью читаешь сценарий или только свою часть?
— Если экстренные пробы, то только свою. А если у нас проходит период, где есть ансамблевые встречи, то полностью. Но к съёмкам я несколько раз прохожусь по тексту от и до. Признаться честно, в случае с Наташей я читала только свой блок. В целом этого хватило. Можно было оставить себе сюрприз, как для зрителя.
— То есть ты не знаешь, что будет в финале?
— Знаю… Так уж вышло!
— Ну вот! А как тебе работалось с Костей Плотниковым?
— Костю знаю давно, мы ведь из Петербурга и учились на параллельных курсах, хоть и в разных институтах. У нас одна компания, поэтому на площадке я чувствовала себя, как с другом. Косте всегда есть что рассказать. Он абсолютно ненапряжный, на спокойной волне. Хотела назвать Костю модным термином.... Знаешь, сейчас популярно ранжирование типа скуфа и альтушки? Кроме них, не помню ничего. В общем, Костя очень комфортный!
— Пользуешься ли ты актёрскими референсами во время подготовки к роли?
— Нет, я скорее создаю плейлист персонажа. Нахожу его музыкальную тему. По образу Наташи за референс можно считать «Пацанок» и трек «Картель» АК-47. Этого хватило с головой, так как появление получилось довольно кратким. Плюс, Наташа сама ходячий референс. Мне очень помог грим: благодаря татуировкам, накрашенным глазам и пышным волосам я чувствовала себя другим человеком.
— На момент съёмок ты ещё не отстригла волосы?
— В «Калимбе» ещё моя длина.
— Ты подстриглась для себя или роли?
— Для роли в «Монохроме». Думаю, сама бы не осмелилась. Как-то я приняла для себя решение согласиться остричь волосы, если это потребуется для съёмок. Вот и отрезала!
— Тебе очень идёт!
— Кстати, в брюнетку покрасилась для роли в сериале «Разочарованные». Меня не захотели оставлять блондинкой.
— Как тебе название сериала?
— Изначально проект назывался «Запертые». Когда появилась «Калимба», была очень удивлена, потому что привыкла к старому названию. Я знаю этот инструмент, поэтому мне не приходилось гуглить. Кажется, это прикольно! Интересно, если вбить в поисковик «калимбу», что выпадет первым — сериал или история музыкального инструмента?
— Первая ссылка — сериал.
— Тогда прикольная рекламная кампания!
— Как тебе работалось со скрытыми камерами?
— Настолько круто, что даже кошмарно! Когда мы работаем на съёмочной площадке, у нас всегда есть зрители — оператор, режиссёр и так далее. Человек десять как минимум. Но тут совсем иначе! Когда все выходили из декораций, мы смотрели друг на друга и чувствовали дискомфорт. Прям до мурашек! Было страшно проживать опыт героев. Сценарий будто оказывался реальностью! В этом определённо был кайф. Мы погружались в другую жизнь, а потом из неё выныривали. Жутко!
В какой-то момент я обрадовалась, что меня не так много в проекте. Ребята говорили, что их настигло ощущение, будто после съёмок они оставались в декорациях и астральным телом ходили по Петербургу. Я увидела их очень уставшими.
— Недавно стартовали съёмки сериала «Разочарованные», о которых ты как раз упомянула. Расскажешь о сюжете?
— Три девушки с разной болью случайно встречаются и чувствуют себя родными душами. Становятся подружками. Я довольно скептически об этом говорю, потому что никогда не сталкивалась с подобным. Для меня это очень любопытная ситуация. Знаю, что бывают случаи, когда люди пересекаются, понимают, что близки и становятся друзьями.
Я играю Веру. Она в разводе и разочарована в мужчинах. Героиня в поисках себя, поэтому берёт от жизни всё и не стесняется своей сексуальности. Более того, активно её проявляет. При этом Вера боится близости, поэтому перенимает, как говорят, «мужскую модель поведения» в партнёрских связях. Хотя эта фраза очень грустно звучит. Мне бы не хотелось популяризировать мнение, что мужчины только и делают, что спят со всеми и не нуждаются в чувственных и близких связях. Это туфта!
Рядом с Верой — Надя (Эрика Булатая), которая должна выйти замуж, но сомневается, и наивная крошка Люба (Софья Гершевич), влюблённая в мужчину, который не испытывает к ней чувств. На фоне этих событий девчонки встречаются и обсуждают отношения, секс и важность разговора друг с другом. Я очень надеюсь, что сериал вдохновит людей на честное проговаривание своих чувств.
— Проект как-то связан с сериалом «Зачарованные»?
— Абсолютно никак! Но можно представить, будто смотревшие «Зачарованных» выросли и пришли к «Разочарованным». Кстати, я росла на этом сериале. Кажется, это культурный код многих.
— Как думаешь, можно ли обрести дружбу во взрослом возрасте?
— Определённо! Это может быть сложнее, потому что ты уже знаешь, что тебе окей, а что — нет. Но благодаря этому все связи более ценные. Например, у меня только к 30 годам формируется дружба. Никогда не было такого, чтобы я познакомилась с кем-то на работе и обрела лучшую подругу. Наверняка все испытывали чувство, когда сталкиваешься с человеком и хочешь узнать о нём всё, тебя пленит его энергия. Но потом вы тусуетесь месяц-другой и расходитесь в разные стороны. Вот такое было. Наверное, я душно и менее спонтанно подхожу к человеческим связям. Поэтому, если у кого-то произошёл такой же коннект, как у девчонок в сериале, могу только позавидовать. Или нет… Не знаю, тема дружбы для меня очень сложная!
— Будто бы во взрослом возрасте становится труднее перерасти из приятеля в друга. Ты меньше подпускаешь к себе.
— Это уже вопрос ценности дружбы. Условно: становлюсь ли я инициатором общения и придумываю нам досуг для сближения? Всё так сложно! Порой будто бы лень снова и снова проходить путь знакомства. Ты спонтанно приобретаешь друзей в школе или университете, а во взрослом возрасте нужно уже прикладывать усилия. Трудишься, чтобы что-то совпало. И когда получается, это круто.
— Сохранились ли у тебя друзья из школьных или университетских времён?
— Да, у меня есть подруга, которую знаю уже больше 15 лет. Но она у меня одна. При этом мы не такие подружки-подружки, которым надо регулярно видеться. Встречаемся довольно редко, но знаем, что есть в жизни друг друга. В самых стрессовых ситуациях всегда рядом. Возможно, я бы хотела дружбы со связью 24/7, но не выдержала бы её. Слишком много другого человека в жизни! Всё же личное пространство очень важно.
— Слышала, что в «Разочарованных» нас ждёт камео Леонида Агутина. Есть ли у тебя музыкальные guilty pleasure вроде послушать «ВИА Гру» на девишнике?
— Готова за милую душу слушать с подружками Меладзе, Агутина и Анну Асти! Это святое! Подпевать, выпускать демонов наружу. Мне такое очень нравится.
— Следила ли ты за «Каннами» в этом году?
— Планомерно не следила, но знаю, что «Анора» выиграла пальмовую ветвь. Безумно рада за наших артистов. У меня подруга традиционно ездит на Каннский кинофестиваль вдохновиться энергией и понять, что этот мир не так далеко, как кажется. Так что я скорее следила за ней и понимала, что в следующем году тоже хочу поехать.
— Спросила, потому что короткометражка «Сложноподчинённое» с твоим участием в 2019-м попала в конкурс. Считаешь ли ты это маленькой победой?
— Это было настолько давно, что будто бы и неправда. У меня там довольно маленькая роль, поэтому не считаю это своим достижением. Даже не вспоминаю! Вот то, что я работала с солистом Shortparis Колей Комягиным — помню, потому что я фанатка группы с 2012 года. Это было событие! А то, что короткометражка выиграла студенческие Канны, — это круто для режиссёра, команды и института. Было и было.
— Смотришь международные конкурсы/премии вроде «Оскара» или «Евровидения»?
— Мне вообще это не интересно. Могу открыть классные телеграм-каналы и прочитать всё нужное. Сколько смешных видео с котиками можно посмотреть за время «Оскара»? А сколько полезного сделать? «Евровидение» в детстве смотрела. На этом всё. Но залипаю на штуках вроде шоу «Невеста. Экстра любовь»… Там происходят ужасные вещи, но я не могу перестать это смотреть.
— Такие шоу очень круто разгружают мозг.
— О да…
— К теме съёмок: расскажи, как относишься к обнажённым и постельным сценам в кино.
— Я ненавижу постельные сцены! Мне стрёмно смотреть подобное как зрителю и исполнителю. Ужас, когда по логике сцены нужно сыграть оргазм. Подобное вызывает у меня абсолютное внутреннее отторжение. Бог с тем, что обычно на экранах показан мужской взгляд на секс. Он не настоящий, одним словом — сериальный. Там нет неловкостей, это просто картинка.
Мне не нравится красивый секс в сериалах, потому что зачастую он неправдоподобен. В жизни бывает эстетичный половой акт, но он всё равно приправлен неловкими деталями. Плюс, мне не нравится подход к постельным сценам в России. Он вызывает зажимы. Сразу говорю всем партнёрам: «Я чувствую себя семиклассницей. Мне неловко. Стыдно. Не прикольно. Хочу послушать, как ты себя чувствуешь. Давай будем честны». Это ведь определённая техника, хореография. Тебе надо выполнить конкретные задачи и сделать их как в жизни, а не в порно. Не знаю, где эта тонкая грань.
Мне кажется, надо приостановить количество секса в сериалах на какое-то время, потому что он везде без разбора. Зачастую постель ничего не раскрывает в сюжете, это эстетический ход. Но вероятно, запрет таких сцен повлечёт за собой ещё какие-нибудь ограничения, поэтому отказываемся от этой идеи…
— Можно ли договориться с режиссёром о нюансах обнажённых или постельных сцен?
— Это решается, но у меня нет жёсткого табу. Подобное можно прописать. Например: «Меня снимать только со спины. Ниже поясницы нельзя». Всё учитывается. Всегда можно сказать, если тебе некомфортно. Тем более, в такой трепетный момент.
— То есть на съёмочной площадке можно отстаивать личные границы?
— О да. Этому важно учиться. Существует очень тонкая грань между тем, чтобы быть капризной и чтобы отстаивать границы. Я до сих пор учусь отличать одно от другого. Важно не обижать себя: если что-то не окей, скажи об этом, но в корректной и уважительной форме.
— Есть ли у тебя рабочая сторона?
— Нет. Но заметила, что на фотографии показываю левую сторону. В кино не парюсь. Ставьте камеру — и ладно.
— Есть ли у тебя страх быть некрасивой в кадре? Может, в сценах вроде отравления или опьянения?
— Рвота — окей, потому что это естественный процесс. Вот плакать можно уродливо настолько, что это перестанет быть кинематографичным. Нужно понимать, что кино — это визуальная история. Важно изучать себя и свои реакции, мимику, а ещё отталкиваться от жанра. Как мне кажется, в драмеди существуют определённые правила пребывания в кадре, поэтому всё надо делать если не красиво, то хотя бы не отталкивающе. Недавно заметила, что в тридцать лет ты уже выглядишь не так, как в 18. Камера ловит детали. Следует менять образ жизни, привычки, уход за кожей. По-другому выстраивать отношения со своей внешностью и принимать все естественные процессы. Сейчас меня больше волнует именно этот момент.
— Легко ли ты материшься в кадре?
— Я матерюсь в жизни, поэтому мне нормально. Опять же, если это уместно. Недавно смотрела российский сериал, в одном из эпизодов случилось очень важное событие, в ответ на которое надо было матюкнуться. А там огромный бугай говорит лишь — «блин». Это было очень нелепо! Хотелось, чтобы хотя бы запикали реплику для простоты и естественности момента. Это ведь жизнь!
— В твоём телеграм-канале проходят обсуждения фамилии Шакира. Что это за перформанс?
— Я неоднократно рассказывала правдивую историю своей фамилии, но у людей проблемы с доверием. Больше не хочу! Если не нравится оригинальная версия, буду вкидывать интересные. Зацепила история читателей: когда женщина регистрировала меня в паспортном столе, играла песня Шакиры, которая так понравилась ей, что она нечаянно написала в документах фамилию певицы. Теперь только так буду отвечать на подобные вопросы!