30 мая на больших экранах окажется «Маленький Будда» Бернардо Бертолуччи с Киану Ривзом в главной роли. Это история о духовных поисках в форме киносказки. В своё время фильм провалился в прокате, а один из его актёров получил «Золотую малину». Разбираемся, почему «Маленький Будда» — акт политического высказывания для детской аудитории, и как лента смотрится в 2024 году.
Пожалуй, «Маленький Будда» (1993) — самый добрый фильм Бернардо Бертолуччи, отличающегося кинобунтарством на политическом и сексуальном уровнях, вспомним тех же «Мечтателей». Лента строится на двух началах — мифе о принце Сиддхартхи и истории маленького Джесси, оказавшегося воплощением великого ламы.
По сюжету на порог семьи Конрадов заявляются буддистские монахи, говоря что-то о реинкарнации и миссии в Сиэтле. Утверждают, что Джесси (Алекс Визендейнджер) — воплощение великого учителя ламы Дорже. Знакомятся с мальчиком, зовут его в Тибет для проверки, ведь на очереди ещё два кандидата. Что в это время делают родители? Мать (Бриджит Фонда) наивно слушает гостей, а отец (Крис Айзек) кидается в отрицание. Далее в сюжет вплетается история принца Сиддхартхи (Киану Ривз), который «вылезает» из подаренной Джесси книги и рассказывает историю духовного становления Будды. Персонажам предстоит отправиться в большое путешествие на Восток и, конечно же, к себе.
Миф
Бертолуччи работает с мифом: герой Киану Ривза проходит путь духовного становления, «кидаясь» из крайности в крайность. Сын правителя долгое время не знал горя и зла. Но однажды столкнувшись с воплощением старости и болезни, решил познать жизнь. Его первым шагом стал аскетизм: на шесть лет герой отправился жить в леса, бросив семью.
Миф вплетается в реальность — маленький Джесси Конрад знакомится с историей буддизма. Однако Бертолуччи не заходит далеко, показывая лишь первые духовные шаги Сиддхартхи. Скажем так, Будду в привычном понимании вы не увидите. Одновременно не стоит ждать озарения от мальчика. Всё же фильм — не история волшебства.
Триединство
Как и многие режиссёры, Бернардо Бертолуччи обращается к трилогиям. Так, Кшиштоф Кесьлёвский подарил зрителю «Три цвета», а Эдгар Райт «Три вкуса Cornetto». «Маленький Будда» — завершающая картина «восточной трилогии», в которую входят «Последний император» (1987) и «Под покровом небес» (1990). Их объединяет тема мира вне Запада. Самым успешным из них стал «Император», получивший девять «Оскаров». «Маленький Будда», напротив, провалился в прокате.
Режиссёр добавляет в ленту триединство детей: помимо Джесси, в истории оказываются ещё два кандидата на звание воплощения ламы Дорже. Восточные ребята знают истории и традиции, уверены в своих силах. По иронии судьбы в группу затесалась девчонка. Так, Бертолуччи стирает грань между расовыми и половыми признаками, открывая буддизм каждому.
Любовь с первого кадра
Постановщик позвал на роль Сиддхартхи молодого Киану Ривза, которого знал по фильму «Мой личный штат Айдахо». Он был уверен: актёр впишется в ищущего свой путь принца. Однако выбор мастера до сих пор оставляет в недоумении аудиторию. Сложно ассоциировать слащавого Ривза с образом просветлённого существа, представленного народу многочисленными статуями.
После «Маленького Будды» европейский актёр Крис Айзек, сыгравший отца Джесси, потерпел поражение. В 1995 году артист получил «Золотую малину» в номинации «Худшая новая звезда». В одной из сцен герой шевелит ушами на крупном плане, после чего лама Норбу обращается к ребёнку эпитетом «большие уши», что стало интересной отсылкой к образу Будды, которого часто изображают с длинными мочками. Это символ повышенной эмпатии. И ещё один факт в придачу: лама Норбу (Ийн Руочен) — единственный актёр из монахов. Остальные — настоящие буддисты.
Контраст
Фильм построен на визуальном контрасте: в кадре борются синий и красно-оранжевый цвета. Первый символизирует быстрый Сиэтл с обилием машин и небоскрёбов. Второй — Тибет с палящим солнцем и идеей срединного состояния. Сначала тёплая палитра появляется лишь во флешбэках, где принц Сиддхартха, которого на западе знают преимущественно по одноимённому роману Германа Гессе, постепенно встаёт на путь познания страданий. Во второй части ленты герои и правда переместятся из Штатов на Восток.
Помимо этого, мастер насыщает картину спецэффектами. Бертолуччи пытался повторить успех «Последнего императора». Однако громко завершить трилогию не получилось. При этом в «Маленьком Будде» можно найти интересные визуальные решения: особенно впечатляет сцена с двойником принца, которого тот «вытягивает» из водной глади. Оператором картины выступил Витторио Стораро, получивший «Оскар» за «Последнего императора».
К детям
«Маленький Будда» — манифест. В годы создания картины тибетский буддизм набирал особую популярность на Западе, ведь в 1989-м Далай-лама получил Нобелевскую премию мира. Режиссёр упрощает концепцию, вынося в центр повествования истину о сострадании всему живому. Сделано это специально: Бертолуччи посвятил фильм детям. Они стали первыми зрителями. И это главное объяснение выбора маленького Джесси. К тому моменту мастер активно критиковал происходящее в Италии. Считал, что европейцы не ценят историю. Страны Востока стали для него примером в этом вопросе. Так, детство оказалось метафорой перехода из нулевого состояния к знанию и просветлению.
Перерождение
Идея перерождения проходит красной нитью по всему фильму. Однако автор говорит не столько о реинкарнации, сколько о понятии тулку, означающем намеренное перевоплощение авторитетного духовного лица. То есть человек сам выбирает, где и когда ему переродиться. В завязке «Маленького Будды» лама Дорже сообщает координаты мальчика другим святым. Идея тулку существует только в тибетском буддизме. Процедура происходит в течение 49 дней. Младенец должен пройти обряд признания, часть которого показана в фильме. Тулку одного лица может быть несколько.
Интересно, что воплощением буддистского монаха становится американец с христианским происхождением, в чём как раз прослеживается попытка не столкновения, а слияния культур. Сиэтл тоже выбран не случайно: на тот момент он значился одним из самых развивающихся городов США. Прогрессивна и семья. Её глава — инженер, из рук которого вышел не один дом. Именно Джесси оказывается кандидатом на воплощение монаха, а его родители обретают веру. Таким образом, задача актуализировать проблему буддизма на Западе выполнена.
Звуки
Саундтрек «Маленького Будды» сочинил японский композитор Рюити Сакамото, успевший поработать с такими именитыми режиссёрами, как Алехандро Гонсалес Иньярриту, Лука Гуаданьино и Педро Альмодовар. Для Бертолуччи Сакамото написал музыку к трём фильмам: «Последний император, «Под покровом небес» и «Маленький Будда». А за работу над первым вместе с Дэвидом Бирном получил «Оскар». Изначально постановщик пригласил Рюити Сакамото в качестве актёра, он должен был сыграть второстепенную роль в «Последнем императоре». Однако остался работать с музыкой на целых три фильма.
По ходу картины маленький Джесси поймёт значение буддизма в масштабе человечества. А вот станет он воплощением учителя или нет, мы не расскажем. Помните, к «Маленькому Будде» необходимо быть готовым. Это искренняя история, которая вроде не нагромождает фактами, но при этом слегка утомляет: то ли визуальным масштабом, то ли сказочностью и простотой. Советуем смотреть фильм вприкуску с другими проектами, недаром их всё чаще показывают на больших экранах.