6 июня в российский прокат выходит фильм ужасов «Полночь с дьяволом» (Late Night with the Devil) режиссёров Камерона и Колина Кернса о сеансе экзорцизма в прямом эфире хэллоуинского выпуска американского ток-шоу «Ночные совы». Лента снята в стиле мокьюментари и сохраняет напряжение до самого конца. Чем цепляет проект и каково это — увидеть дьявола по ту сторону экрана, расскажем в статье.
Фильм открывают документальные материалы о загадочном выпуске вечернего шоу 1977 года «Ночные совы» Джека Делроя (Дэвид Дастмалчян). У мужчины было всё: популярность, красавица-жена, всеобщая любовь и членство в «Богемском клубе», куда входят крупные знаменитости и влиятельные личности. Но несмотря на успех его передача так и не смогла обогнать рейтинг шоу Джонни Карсона (существовавшее с 1962 по 1992 год реальное американское ночное ток-шоу). А потом жизнь начинает разрушаться: жена умирает от рака, Делрой уходит в тень, а рейтинги стремительно падают.
Чтобы вернуть былую славу, мужчина решает снять специальный хэллоуинский выпуск «Ночных сов» на оккультную тему. Гостями становятся медиум Кристу (Файсаль Баззи), скептик и бывший иллюзионист Кармайкл Хейг (Иэн Блисс), автор книги «Разговор с дьяволом» парапсихолог Джун Росс-Митчелл (Лаура Гордон) и девочка Лилли (Ингрид Торелли), внутри которой предположительно живёт тёмная сущность.

Happy HallOWLween
Разговоры вокруг фильма братьев-режиссёров Дэнни и Майкла Филиппа «Два, три, демон, приди!» утихли, а на смену им пришли другие австралийцы — Камерон и Колин Кернс с не менее пугающей лентой «Полночь с дьяволом». Если первые вдохновлялись эпидемией наркотиков в южной Австралии, то вторые — «Изгоняющим дьявола» и The Don Lane Show — передачей 1970-х популярного телеведущего Дона Лейна, который часто приглашал на съёмки «экспертов по сверхъестественному».
«Мы засиживались допоздна — смотрели, как Дон Лейн пытается убедить Австралию, что паранормальные явления реальны и призраки существуют», — рассказывал Колин Кернс. — Он искренне верил в это, а австралийцы с восторгом принимали его. Это определённо осталось с нами и оказало большое влияние как на созданный нами мир, так и на характер Джека».
При этом, братья не просто играют разговорами с потусторонним и его неуправляемостью, как это было у Филиппов, или в недавнем фильме ужасов «Нечисть». Они обращаются к популярным теориям заговора, расширяя тему и связывая зрителя с повествованием.
Одержимая дьяволом Лилли — единственная выжившая после массового ухода из жизни участников сатанинского культа последователей демона Абраксаса. Парапсихолог Джун Росс-Митчелл спасает девочку и учит её контролировать нечто внутри и проникать в недоступные зоны подсознания. Похожий случай действительно произошёл в 1980 году, когда канадский психиатр Лоуренс Падзер и его пациентка Мишель Смит выпустили книгу «Мишель вспоминает» об их терапии восстановления памяти Смит. В ней утверждалось, что с помощью сеансов Падзера пациентке удалось вернуть воспоминания о сатанинском ритуальном насилии, которое над ней произвели в детстве. Это способствовало возникновению «сатанинской паники», которую, в частности, провоцировали на телевидении популярные проповедники. Жители США, Великобритании и ЮАР искренне поверили в существование масштабного заговора и ритуальные убийства. События фильма также провоцируют волнения. Исторические события, предшествующие сюжету ленты — яркие и жестокие 1970-е. Нефтяной кризис и беспорядки на его фоне, беспощадные убийства Теда Банди, потрясшая Лос-Анджелес расправа над беременной актрисой Шэрон Тейт сектой Мэнсона.

Ещё одна теория — связь «Богемского клуба» с сатанинскими ритуалами. В начале фильма упоминается контакт Джека Делроя с клубом и дьяволом, которому они поклоняются. Раз в год влиятельные люди — президент США, управляющие крупных корпораций и финансовых институтов и другие влиятельные фигуры бизнеса и политики — собираются в «Богемской роще», чтобы обсудить насущные дела и отдохнуть. Теория гласит, что на самом деле они устраивают жуткие кровавые ритуалы в обмен на славу и влияние. Их символ — сова, а её статуя высотой 12 метров находится в центре «Богемской рощи». Эта птица стала частью названия и эмблемы шоу Делроя «Ночные совы», подчеркивая связь мужчины с бездушным сообществом. Ради славы и влияния он готов пожертвовать человеческими чувствами и даже жизнями, что неоднократно подтверждает своими действиями.



Please, stand by…
Но не только связь с популярными теориями заговора создаёт связь со зрителем. Стиль «найденной плёнки» создаёт ощущение, что происходящее — реально. У зрителя нет возможности перескочить скучные моменты шоу, нельзя посмотреть только самое интересное и шокирующее. Так, словно смотришь телевизор и чувствуешь близость к зрителям и ведущему, с которым проводишь долгие часы перед мигающим экраном. Порой создаётся ощущение, что это вовсе не фильм, а реальная съёмка, эффект которой перебивают лишь вставки с закулисными чёрно-белыми эпизодами. Они важны для понимания происходящего, но портят общий эффект, на несколько минут убивая дух старого телешоу. Как и все вечерние передачи, «Ночные совы» должны вызывать чувство сопричастности, снижать тревогу и чувство одиночества. Фильм эти ощущения искажает, а Делроя максимально отдаляет от зрителя, превращая в человека, всеми силами жаждущего достичь славы.


Несмотря на некоторую избитость темы, она продолжает будоражить и вызывать интерес. «Полночь с дьяволом» — отличный хоррор, берущий понемногу от «Экзорциста» и популярных теорий заговора. Стилистика и исторический бэкраунд 1970-х становится тревожным фоном, который, хоть и не показывается напрямую, но ощущается в нервных движениях и разговорах героев. Кажется, теперь у австралийских режиссёров есть все шансы занять высокую позицию среди авторов фильмов ужасов, несмотря на скептическое отношение к жанру на их родине.
