18+ Доведите страх до абсурда: как «Кураж, трусливый пёс» научил нас не бояться

Доведите страх до абсурда: как «Кураж, трусливый пёс» научил нас не бояться

Алина Рамазанова

«Маленьким щенком его нашла Мюриэл Бэгг, которая живет в городе Нигде со своим мужем Юстасом. Странные вещи творятся в городе, только Кураж спасёт свой новый дом…» С такими строками «Кураж, трусливый пёс» увидел свет в феврале 1996 года — именно тогда вышла первая серия мультсериала, ставшего культовым и уникальным в своей способности честно говорить о самом сокровенном —  страхах. В первую очередь, о детских.

О сюжете

Мультфильм показывает нам, как пугливый пёс с ироничной кличкой Кураж из раза в раз совершает подвиги, спасая от различных опасностей своих пожилых «родителей» — заботливую и наивную Мюриэл и жадного ворчуна Юстаса. Главной частью дома, по законам жанра ситкомов, стала гостиная с диваном и телевизором: считается, что сцены в этой комнате отражают семейные ценности и позволяют зрителю заглянуть в повседневную жизнь героев. Действительно, складывается впечатление, что Кураж — не домашний питомец Мюриэл и Юстаса, а их ребёнок (или хотя бы внук).

Взаимоотношения персонажей сильно напоминают детско-родительские, а метафорические сюжеты с монстрами похожи на стандартные ситуации внутри семьи (например, встречи с пугающими дальними родственниками Юстаса). Благодаря такой аллюзии мы легко можем отождествить себя с героем и вместе с ним прожить все передряги, в которые он попадает.

Знакомство с ужастиком

Для рождённых в 2000-е «Кураж» стал первым детским шоу, в котором с ребёнком разговаривали на серьёзные темы языком жутких метафор и чёрного юмора. Одно его появление в вечерней сетке вещания одновременно и пугало, и заставляло включить телевизор, чтобы увидеть очередную серию о кошмарных событиях города Нигде (хотя многие всё-таки не решались смотреть такое на ночь). При этом, пересматривая мультфильм в более сознательном возрасте, зритель понимает: далеко не жуткими сценами насилия привлекал и ужасал «Кураж». В нём всегда присутствовала какая-то неуловимая атмосфера абсурда, бредовости и непонятности, которая в определённый момент… облегчала наши собственные страхи?

Кураж стал тем, на кого мы проецировали свои детские фобии — но как у него вышло научить нас не бояться монстров под кроватью и смеяться над своими проблемами? Давайте разбираться.

Фабула

Стандартный сюжет серии выглядит примерно так:

  • В семье Бэгг жизнь спокойно идёт своим чередом;
  • Параллельно с этим где-то неподалёку, практически «из воздуха» возникает антагонист (злодей/монстр/чёрная магическая сила) и делает свои «тёмные делишки»;
  • Кураж — единственный, кто узнаёт о возможной опасности, пока старики списывают любые аномалии на что-то обыденное (посланный древнеегипетским духом потоп воспринимается как последствие незакрытого крана, а землетрясение в доме как результат слишком широко распахнутой форточки) и не понимают бьющего тревогу пса;
  • Хозяева оказываются в беде;
  • Пёс бросается спасать их, часто прибегая к помощи «умного» компьютера в поисках решения (он часто повторяет фразу «Чего не сделаешь ради любви!»);
  • Всё заканчивается благополучно, Кураж снова покоится на коленях у Мюриэл, а Юстас как обычно над ним глумится.

Ничего не напоминает? Например, как в детстве мы долго не могли уснуть, и казалось, что если держать глаза открытыми, то нападение монстров и чудовищ никогда не будет грозить нашей семье. Подобно Куражу, нам казалось, что солнце вот-вот погаснет, вместо визита в парикмахерскую можно оказаться в лапах сумасшедшего учёного, и даже доктор местной больницы будто бы не в состоянии проконтролировать ситуацию и в ответ на каждую проблему рекомендует «делать примочки» и «ни о чём не беспокоиться».

Мы ложились спать, но нам мерещилось, что из шкафа готовится выпрыгнуть чудо-юдо, бабайка стучится в окно, а если перевернуться от них набок, то некий волчок может утащить в далёкие леса. Но об этом сообщить родителям не получится — они же совсем не замечают сверхъестественных явлений, списывая всё на сквозняк или простое «показалось». Если попытаться предупредить взрослых о надвигающейся опасности, они в лучшем случае, прямо как добродушная Мюриэл, просто не поймут ваших красочных жестов и пантомим, а в худшем, как Юстас, разозлятся, что вы дёргаете их по пустякам, и могут даже обозвать трусом.

Fever dream

Мультфильм действительно напоминает то ли кошмарный сон, то ли мир через призму утрированного детского восприятия, в котором в повседневных ситуациях вроде похода в кафе или поездки загород любая неприятность может превратиться в катастрофическую ситуацию на грани жизни и смерти. Получишь двойку — станешь дворником, проглотишь жвачку — слипнется одно место, будешь криво сидеть — вырастет горб и воспалится аппендицит. Так, раз за разом, в нас развивалось чувство вездесущей опасности, и мы по инерции воображали худшие варианты развития событий.

Психологический трюк

И всё-таки, благодаря чему мультсериал помогал нам привыкнуть к концепции ужастиков и взглянуть своим страхам в глаза? Возможно, дело вот в чём: есть верный способ избавления от чрезмерной тревоги. Суть его в том, чтобы намеренно довести нежелательную стрессовую ситуацию до абсурда, таким образом снизив её важность. Например, вы сильно волнуетесь перед публичным выступлением, и вам кажется, что в случае, если вы допустите малейшую ошибку, наступит конец света.

В таком случае психолог посоветует завершить цепочку мыслей до конца: вы провалите выступление, весь зал будет над вами смеяться, от вас отвернутся все друзья и близкие, а дальше остается только «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов». И проблема уже кажется не настолько фатальной, ведь небольшая неудача вряд ли спровоцирует подобный вариант развития событий. Ровно такой же механизм осуществлялся внутри мультфильма: он показывал, что даже самые странные и ужасающие ситуации могут вызывать смех, и, в конце концов, благополучно завершиться.

Он заставлял нас поверить в то, что хэппи энд возможен не только в диснеевских сказках, но и в менее радужном мире. Конечно же, наши детские страхи не были обычными выдумками. Для нас это были вполне рациональные опасения, и мы подходили к ним со всей серьёзностью. Однако замечая сходства в сюжете с собственным травматическим опытом, мы понимали, что при виде монстра можно не только истошно кричать и звать на помощь, но и попытаться над ним подшутить, обхитрить и победить его (переиграть и уничтожить!)

И напоследок

«Кураж, трусливый пёс» не задумывался как мультфильм для детей, но интересен он оказался и тем, кто помладше, и взрослым: остроумные шутки, многообразие уникальных персонажей (от Гусиного бога до горбуна-циркача), забавные отсылки (например, мертвец, прикидывающийся кинорежиссёром по имени Бентин Тарантелла и множество оммажей на известные хорор- и научно-фантастические фильмы), нескучные сюжеты, клёвый микс из традиционной анимации и CGI-графики, ни с чем не сравнимые жутковатые атмосфера и саундтрек.

Мультфильм стал нашим проводником в мир хоррора и комедии ужасов. Содержащиеся в нем «эстетика отвратительного» и особая прямолинейность в повествовании, безусловно, оцениваются многими родителями как нечто непозволительное и травмирующее для детской психики. Однако, как мы уже выяснили, «Кураж» не столько жесток, сколько таинственен и абсурден — и этим он завораживает. С помощью понятных даже детям приемов создатели мультфильма рассуждают на темы глобальных социальных и философских вопросов. Наверное, именно поэтому он до сих пор интересен аудитории всех возрастов.

Дети вырастают, сменяются поколения, но в городе Нигде всё по-прежнему: кругом опасность, а в уютном домике Бэггов на отшибе все спокойно, Мюриэл печёт пироги, Юстас всё так же ворчит: «Кураж, трусливый пёс!»

Но так ли он труслив?

Первобытные страхи: как Primal Тартаковски учит нас бояться
Закончился первый сезон гениального сериала Геннди Тартаковски, и пришло время поговорить о том, почему он посвящён страху.

Обложка — Анна Водчиц

Tolstoy Comments
Читайте ещё
Рекомендуем
Популярное
Понятно
Привет, это 2x2.Медиа
На сайте есть контент, который по закону РФ запрещен для людей младше 18 лет. Пожалуйста, подтвердите, что вам уже исполнилось 18.
Да
Нет
https://media.2x2tv.ru/kurazh-trusliviy-pes-strakhi/
Доведите страх до абсурда: как «Кураж, трусливый пёс» научил нас не бояться
Доведите страх до абсурда: как «Кураж, трусливый пёс» научил нас не бояться
Мультсериал оказался интересен и тем, кто помладше, и взрослым — всё из-за важного разговора о природе страха.
Анимация
2022-07-15T11:07
2022-07-18T13:07
Анимация
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/07/-----_------.jpg
1440
1440
true
1440
1080
true
1440
810
true

«Маленьким щенком его нашла Мюриэл Бэгг, которая живет в городе Нигде со своим мужем Юстасом. Странные вещи творятся в городе, только Кураж спасёт свой новый дом…» С такими строками «Кураж, трусливый пёс» увидел свет в феврале 1996 года — именно тогда вышла первая серия мультсериала, ставшего культовым и уникальным в своей способности честно говорить о самом сокровенном —  страхах. В первую очередь, о детских.

О сюжете

Мультфильм показывает нам, как пугливый пёс с ироничной кличкой Кураж из раза в раз совершает подвиги, спасая от различных опасностей своих пожилых «родителей» — заботливую и наивную Мюриэл и жадного ворчуна Юстаса. Главной частью дома, по законам жанра ситкомов, стала гостиная с диваном и телевизором: считается, что сцены в этой комнате отражают семейные ценности и позволяют зрителю заглянуть в повседневную жизнь героев. Действительно, складывается впечатление, что Кураж — не домашний питомец Мюриэл и Юстаса, а их ребёнок (или хотя бы внук).

Взаимоотношения персонажей сильно напоминают детско-родительские, а метафорические сюжеты с монстрами похожи на стандартные ситуации внутри семьи (например, встречи с пугающими дальними родственниками Юстаса). Благодаря такой аллюзии мы легко можем отождествить себя с героем и вместе с ним прожить все передряги, в которые он попадает.

Знакомство с ужастиком

Для рождённых в 2000-е «Кураж» стал первым детским шоу, в котором с ребёнком разговаривали на серьёзные темы языком жутких метафор и чёрного юмора. Одно его появление в вечерней сетке вещания одновременно и пугало, и заставляло включить телевизор, чтобы увидеть очередную серию о кошмарных событиях города Нигде (хотя многие всё-таки не решались смотреть такое на ночь). При этом, пересматривая мультфильм в более сознательном возрасте, зритель понимает: далеко не жуткими сценами насилия привлекал и ужасал «Кураж». В нём всегда присутствовала какая-то неуловимая атмосфера абсурда, бредовости и непонятности, которая в определённый момент… облегчала наши собственные страхи?

Кураж стал тем, на кого мы проецировали свои детские фобии — но как у него вышло научить нас не бояться монстров под кроватью и смеяться над своими проблемами? Давайте разбираться.

Фабула

Стандартный сюжет серии выглядит примерно так:

  • В семье Бэгг жизнь спокойно идёт своим чередом;
  • Параллельно с этим где-то неподалёку, практически «из воздуха» возникает антагонист (злодей/монстр/чёрная магическая сила) и делает свои «тёмные делишки»;
  • Кураж — единственный, кто узнаёт о возможной опасности, пока старики списывают любые аномалии на что-то обыденное (посланный древнеегипетским духом потоп воспринимается как последствие незакрытого крана, а землетрясение в доме как результат слишком широко распахнутой форточки) и не понимают бьющего тревогу пса;
  • Хозяева оказываются в беде;
  • Пёс бросается спасать их, часто прибегая к помощи «умного» компьютера в поисках решения (он часто повторяет фразу «Чего не сделаешь ради любви!»);
  • Всё заканчивается благополучно, Кураж снова покоится на коленях у Мюриэл, а Юстас как обычно над ним глумится.

Ничего не напоминает? Например, как в детстве мы долго не могли уснуть, и казалось, что если держать глаза открытыми, то нападение монстров и чудовищ никогда не будет грозить нашей семье. Подобно Куражу, нам казалось, что солнце вот-вот погаснет, вместо визита в парикмахерскую можно оказаться в лапах сумасшедшего учёного, и даже доктор местной больницы будто бы не в состоянии проконтролировать ситуацию и в ответ на каждую проблему рекомендует «делать примочки» и «ни о чём не беспокоиться».

Мы ложились спать, но нам мерещилось, что из шкафа готовится выпрыгнуть чудо-юдо, бабайка стучится в окно, а если перевернуться от них набок, то некий волчок может утащить в далёкие леса. Но об этом сообщить родителям не получится — они же совсем не замечают сверхъестественных явлений, списывая всё на сквозняк или простое «показалось». Если попытаться предупредить взрослых о надвигающейся опасности, они в лучшем случае, прямо как добродушная Мюриэл, просто не поймут ваших красочных жестов и пантомим, а в худшем, как Юстас, разозлятся, что вы дёргаете их по пустякам, и могут даже обозвать трусом.

Fever dream

Мультфильм действительно напоминает то ли кошмарный сон, то ли мир через призму утрированного детского восприятия, в котором в повседневных ситуациях вроде похода в кафе или поездки загород любая неприятность может превратиться в катастрофическую ситуацию на грани жизни и смерти. Получишь двойку — станешь дворником, проглотишь жвачку — слипнется одно место, будешь криво сидеть — вырастет горб и воспалится аппендицит. Так, раз за разом, в нас развивалось чувство вездесущей опасности, и мы по инерции воображали худшие варианты развития событий.

Психологический трюк

И всё-таки, благодаря чему мультсериал помогал нам привыкнуть к концепции ужастиков и взглянуть своим страхам в глаза? Возможно, дело вот в чём: есть верный способ избавления от чрезмерной тревоги. Суть его в том, чтобы намеренно довести нежелательную стрессовую ситуацию до абсурда, таким образом снизив её важность. Например, вы сильно волнуетесь перед публичным выступлением, и вам кажется, что в случае, если вы допустите малейшую ошибку, наступит конец света.

В таком случае психолог посоветует завершить цепочку мыслей до конца: вы провалите выступление, весь зал будет над вами смеяться, от вас отвернутся все друзья и близкие, а дальше остается только «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов». И проблема уже кажется не настолько фатальной, ведь небольшая неудача вряд ли спровоцирует подобный вариант развития событий. Ровно такой же механизм осуществлялся внутри мультфильма: он показывал, что даже самые странные и ужасающие ситуации могут вызывать смех, и, в конце концов, благополучно завершиться.

Он заставлял нас поверить в то, что хэппи энд возможен не только в диснеевских сказках, но и в менее радужном мире. Конечно же, наши детские страхи не были обычными выдумками. Для нас это были вполне рациональные опасения, и мы подходили к ним со всей серьёзностью. Однако замечая сходства в сюжете с собственным травматическим опытом, мы понимали, что при виде монстра можно не только истошно кричать и звать на помощь, но и попытаться над ним подшутить, обхитрить и победить его (переиграть и уничтожить!)

И напоследок

«Кураж, трусливый пёс» не задумывался как мультфильм для детей, но интересен он оказался и тем, кто помладше, и взрослым: остроумные шутки, многообразие уникальных персонажей (от Гусиного бога до горбуна-циркача), забавные отсылки (например, мертвец, прикидывающийся кинорежиссёром по имени Бентин Тарантелла и множество оммажей на известные хорор- и научно-фантастические фильмы), нескучные сюжеты, клёвый микс из традиционной анимации и CGI-графики, ни с чем не сравнимые жутковатые атмосфера и саундтрек.

Мультфильм стал нашим проводником в мир хоррора и комедии ужасов. Содержащиеся в нем «эстетика отвратительного» и особая прямолинейность в повествовании, безусловно, оцениваются многими родителями как нечто непозволительное и травмирующее для детской психики. Однако, как мы уже выяснили, «Кураж» не столько жесток, сколько таинственен и абсурден — и этим он завораживает. С помощью понятных даже детям приемов создатели мультфильма рассуждают на темы глобальных социальных и философских вопросов. Наверное, именно поэтому он до сих пор интересен аудитории всех возрастов.

Дети вырастают, сменяются поколения, но в городе Нигде всё по-прежнему: кругом опасность, а в уютном домике Бэггов на отшибе все спокойно, Мюриэл печёт пироги, Юстас всё так же ворчит: «Кураж, трусливый пёс!»

Но так ли он труслив?

Первобытные страхи: как Primal Тартаковски учит нас бояться
Закончился первый сезон гениального сериала Геннди Тартаковски, и пришло время поговорить о том, почему он посвящён страху.

Обложка — Анна Водчиц

ru-RU
https://media.2x2tv.ru/legal/
2х2.медиа
batman@2x2tv.ru
+7(495) 644 22 24
ООО «Телерадиокомпания «2x2»
192
31
2022
Алина Рамазанова
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/06/3db962d6d9e4956a36c44119badb9cd5.jpg
Алина Рамазанова
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/06/3db962d6d9e4956a36c44119badb9cd5.jpg
Доведите страх до абсурда: как «Кураж, трусливый пёс» научил нас не бояться
https://media.2x2tv.ru/kurazh-trusliviy-pes-strakhi/