«Маленьким щенком его нашла Мюриэл Бэгг, которая живет в городе Нигде со своим мужем Юстасом. Странные вещи творятся в городе, только Кураж спасёт свой новый дом…» С такими строками «Кураж, трусливый пёс» увидел свет в феврале 1996 года — именно тогда вышла первая серия мультсериала, ставшего культовым и уникальным в своей способности честно говорить о самом сокровенном — страхах. В первую очередь, о детских.
О сюжете
Мультфильм показывает нам, как пугливый пёс с ироничной кличкой Кураж из раза в раз совершает подвиги, спасая от различных опасностей своих пожилых «родителей» — заботливую и наивную Мюриэл и жадного ворчуна Юстаса. Главной частью дома, по законам жанра ситкомов, стала гостиная с диваном и телевизором: считается, что сцены в этой комнате отражают семейные ценности и позволяют зрителю заглянуть в повседневную жизнь героев. Действительно, складывается впечатление, что Кураж — не домашний питомец Мюриэл и Юстаса, а их ребёнок (или хотя бы внук).
Взаимоотношения персонажей сильно напоминают детско-родительские, а метафорические сюжеты с монстрами похожи на стандартные ситуации внутри семьи (например, встречи с пугающими дальними родственниками Юстаса). Благодаря такой аллюзии мы легко можем отождествить себя с героем и вместе с ним прожить все передряги, в которые он попадает.
Знакомство с ужастиком
Для рождённых в 2000-е «Кураж» стал первым детским шоу, в котором с ребёнком разговаривали на серьёзные темы языком жутких метафор и чёрного юмора. Одно его появление в вечерней сетке вещания одновременно и пугало, и заставляло включить телевизор, чтобы увидеть очередную серию о кошмарных событиях города Нигде (хотя многие всё-таки не решались смотреть такое на ночь). При этом, пересматривая мультфильм в более сознательном возрасте, зритель понимает: далеко не жуткими сценами насилия привлекал и ужасал «Кураж». В нём всегда присутствовала какая-то неуловимая атмосфера абсурда, бредовости и непонятности, которая в определённый момент… облегчала наши собственные страхи?
Кураж стал тем, на кого мы проецировали свои детские фобии — но как у него вышло научить нас не бояться монстров под кроватью и смеяться над своими проблемами? Давайте разбираться.
Фабула
Стандартный сюжет серии выглядит примерно так:
- В семье Бэгг жизнь спокойно идёт своим чередом;
- Параллельно с этим где-то неподалёку, практически «из воздуха» возникает антагонист (злодей/монстр/чёрная магическая сила) и делает свои «тёмные делишки»;
- Кураж — единственный, кто узнаёт о возможной опасности, пока старики списывают любые аномалии на что-то обыденное (посланный древнеегипетским духом потоп воспринимается как последствие незакрытого крана, а землетрясение в доме как результат слишком широко распахнутой форточки) и не понимают бьющего тревогу пса;
- Хозяева оказываются в беде;
- Пёс бросается спасать их, часто прибегая к помощи «умного» компьютера в поисках решения (он часто повторяет фразу «Чего не сделаешь ради любви!»);
- Всё заканчивается благополучно, Кураж снова покоится на коленях у Мюриэл, а Юстас как обычно над ним глумится.
Ничего не напоминает? Например, как в детстве мы долго не могли уснуть, и казалось, что если держать глаза открытыми, то нападение монстров и чудовищ никогда не будет грозить нашей семье. Подобно Куражу, нам казалось, что солнце вот-вот погаснет, вместо визита в парикмахерскую можно оказаться в лапах сумасшедшего учёного, и даже доктор местной больницы будто бы не в состоянии проконтролировать ситуацию и в ответ на каждую проблему рекомендует «делать примочки» и «ни о чём не беспокоиться».
Мы ложились спать, но нам мерещилось, что из шкафа готовится выпрыгнуть чудо-юдо, бабайка стучится в окно, а если перевернуться от них набок, то некий волчок может утащить в далёкие леса. Но об этом сообщить родителям не получится — они же совсем не замечают сверхъестественных явлений, списывая всё на сквозняк или простое «показалось». Если попытаться предупредить взрослых о надвигающейся опасности, они в лучшем случае, прямо как добродушная Мюриэл, просто не поймут ваших красочных жестов и пантомим, а в худшем, как Юстас, разозлятся, что вы дёргаете их по пустякам, и могут даже обозвать трусом.
Fever dream
Мультфильм действительно напоминает то ли кошмарный сон, то ли мир через призму утрированного детского восприятия, в котором в повседневных ситуациях вроде похода в кафе или поездки загород любая неприятность может превратиться в катастрофическую ситуацию на грани жизни и смерти. Получишь двойку — станешь дворником, проглотишь жвачку — слипнется одно место, будешь криво сидеть — вырастет горб и воспалится аппендицит. Так, раз за разом, в нас развивалось чувство вездесущей опасности, и мы по инерции воображали худшие варианты развития событий.
Психологический трюк
И всё-таки, благодаря чему мультсериал помогал нам привыкнуть к концепции ужастиков и взглянуть своим страхам в глаза? Возможно, дело вот в чём: есть верный способ избавления от чрезмерной тревоги. Суть его в том, чтобы намеренно довести нежелательную стрессовую ситуацию до абсурда, таким образом снизив её важность. Например, вы сильно волнуетесь перед публичным выступлением, и вам кажется, что в случае, если вы допустите малейшую ошибку, наступит конец света.
В таком случае психолог посоветует завершить цепочку мыслей до конца: вы провалите выступление, весь зал будет над вами смеяться, от вас отвернутся все друзья и близкие, а дальше остается только «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов». И проблема уже кажется не настолько фатальной, ведь небольшая неудача вряд ли спровоцирует подобный вариант развития событий. Ровно такой же механизм осуществлялся внутри мультфильма: он показывал, что даже самые странные и ужасающие ситуации могут вызывать смех, и, в конце концов, благополучно завершиться.
Он заставлял нас поверить в то, что хэппи энд возможен не только в диснеевских сказках, но и в менее радужном мире. Конечно же, наши детские страхи не были обычными выдумками. Для нас это были вполне рациональные опасения, и мы подходили к ним со всей серьёзностью. Однако замечая сходства в сюжете с собственным травматическим опытом, мы понимали, что при виде монстра можно не только истошно кричать и звать на помощь, но и попытаться над ним подшутить, обхитрить и победить его (переиграть и уничтожить!)
И напоследок
«Кураж, трусливый пёс» не задумывался как мультфильм для детей, но интересен он оказался и тем, кто помладше, и взрослым: остроумные шутки, многообразие уникальных персонажей (от Гусиного бога до горбуна-циркача), забавные отсылки (например, мертвец, прикидывающийся кинорежиссёром по имени Бентин Тарантелла и множество оммажей на известные хорор- и научно-фантастические фильмы), нескучные сюжеты, клёвый микс из традиционной анимации и CGI-графики, ни с чем не сравнимые жутковатые атмосфера и саундтрек.
Мультфильм стал нашим проводником в мир хоррора и комедии ужасов. Содержащиеся в нем «эстетика отвратительного» и особая прямолинейность в повествовании, безусловно, оцениваются многими родителями как нечто непозволительное и травмирующее для детской психики. Однако, как мы уже выяснили, «Кураж» не столько жесток, сколько таинственен и абсурден — и этим он завораживает. С помощью понятных даже детям приемов создатели мультфильма рассуждают на темы глобальных социальных и философских вопросов. Наверное, именно поэтому он до сих пор интересен аудитории всех возрастов.
Дети вырастают, сменяются поколения, но в городе Нигде всё по-прежнему: кругом опасность, а в уютном домике Бэггов на отшибе все спокойно, Мюриэл печёт пироги, Юстас всё так же ворчит: «Кураж, трусливый пёс!»
Но так ли он труслив?
Обложка — Анна Водчиц