Кинокосмос Люка Бессона: как создатель «Пятого элемента» воплотил в жизнь свои мечты

Кинокосмос Люка Бессона: как создатель «Пятого элемента» воплотил в жизнь свои мечты

Иван Афанасьев
Вконтакте

«Пятому элементу», знаменитому фильму Люка Бессона, 7 мая исполнилось 25 лет. Для французского постановщика, одного из главных фантазёров в современном кино, фильм с Брюсом Уиллисом и Милой Йовович стал проектом мечты — или, вернее, почти. Картина стала альтернативой экранизации обожаемых Бессоном французских комиксов про агента Валериана, которую он спустя 20 лет тоже смог воплотить в жизнь. Кинокритик Иван Афанасьев разбирается, что привело Люка Бессона к двум самым дорогим европейским фильмам в истории, почему его так тянуло в космос и без каких элементов невозможно представить себе появление «Пятого элемента» и «Валериан и Город тысячи планет».

Скука

Первоначально Бессон вообще не знал, чем хочет заняться, и планировал быть океанологом — его родители работали инструкторами подводного плавания. Позже они развелись и повторно вступили в брак с новыми партнёрами. Из-за этого Бессон, как он сам признавался, «оказался в ситуации, когда находился меж двух семей, где все чем-то заняты — лишь он шарахается без дела». Тогда он увлекался написанием рассказов — один из них стал в дальнейшем «Голубой бездной», второй — основой для «Пятого элемента». Написал он их «от скуки». Первый драфт сценария появился, когда ему было всего 16 — в 1975 году. Тогда Бессон просто накидал на бумаге варианты, чем бы он хотел заниматься — и понял, что все его навыки (рисовать, фотографировать, писать истории) складываются в желание снимать кино.

Жан-Клод Мезьер

Икона французского комикса и фантастики вообще, автор (в содружестве с другом детства, писателем Пьером Кристином) серии комиксов о Валериане и Лорелин, правительственных агентах, выполняющих задания в разных уголках галактики и в различных временных эпохах. Этими комиксами зачитывался юный Люк Бессон и мечтал однажды их экранизировать. Собственно, «Пятый элемент» родился как подражание «Валериану». Более того, Бессон пригласил Мезьера в качестве дизайнера фильма — и однажды тот спросил его прямо на съёмочной площадке: «зачем ты снимаешь этот дрянной фильм вместо того, чтобы экранизировать "Валериана"?».

Интересный факт: иллюстратор участвовал в разработке немецкой экранизации «Трудно быть богом» по Стругацким, которую пытались осуществить в 1980-х, но, увы, проект был закрыт.

Умер французский художник Жан-Клод Мезьер — соавтор комикса «Валериан»
Ему было 83 года.

Компромисс

На самом деле, «Пятый элемент» действительно оказался фильмом, который должен был стать своего рода «валерианозаменителем». Бессон даже не грезил о том, чтобы экранизировать комикс детства, так как его производство обошлось бы в гигантские для Европы деньги (учитывая огромное количество инопланетных рас в сюжете «Валериана»). Что уж там — даже смета «Пятого элемента», гораздо более скромного по масштабу, первоначально равнялась почти $100 миллионам, приличному бюджету для голливудского кино по нынешним меркам, очень большому — для европейской индустрии и просто огромному для начала 1990-х, вне зависимости от места производства. В итоге Бессону удалось уговорить Columbia Pictures вложить в производство $90 миллионов.

Кадр со съёмок «Валериана» / EuropaCorp

«Валериан и город тысячи планет», вышедший в 2017 году, кстати, стоил аж $209 миллионов — примерно на $70 миллионов больше с учётом инфляции. Просто для масштаба.

Брюс Уиллис

Сейчас сложно представить себе «Пятый элемент» без старины Брюса, однако путь сотрудничества актёра с Бессоном был весьма тернист. В 1990-х, ещё на этапе задумки, на роль, кроме него, рассматривался Мел Гибсон. Звезда «Смертельного оружия» отказался почти сразу. Уиллис вроде был заинтересован, однако две его предыдущих картины, «Билли Батгейт» и «Гудзонский ястреб», провалились в прокате, поэтому он осторожничал в выборе ролей и окончательное согласие давать не торопился.

Кадр со съёмок «Пятого элемента» / Gaumont

В 1992 году производство «Пятого элемента» остановилось вовсе и на какое-то время Бессон погрузился в съёмки «Леона». Успех фильма в 1994 году позволил ему получить деньги от Columbia Pictures. Тогда же в проект попал Уиллис: Бессон позвонил вице-президенту студии Барри Джозефсону, и, как нельзя кстати, в это время в его кабинете сидел Брюс. Бессон попросил дать тому трубку «просто поздороваться». После этого «крепкий орешек» раскололся и согласился на съёмки.

Аватар

Удивительно, но «Валериан» мог бы не состояться, если бы не другой наиболее (если не самый) амбициозный космический проект современности — «Аватар» Джеймса Кэмерона. Как уже говорилось ранее, Бессон сомневался, что такой фильм возможен просто в силу того, что в комиксах Мезьера был невероятно богатый и детализированный инопланетный мир, что имеющиеся на тот момент технологии просто не смогли бы воссоздать его на экране даже за самые большие деньги.

Кадр со съёмок «Пятого элемента» / Gaumont

Тем не менее, в 2000-х он всё-таки написал сценарий «Валериана» и искал возможность воплотить его в жизнь. А потом в 2009 году вышел «Аватар» и покорил французского постановщика. Он говорил: «этот фильм доказал, что воображение — единственный предел», что технологии достигли нужного уровня, чтобы воплотить самые смелые фантастические миры. В то ж время, проект такого уровня был серьёзным вызовом — планка научно-фантастических блокбастеров взлетела до крайнего космоса.

Графика

Понятно, что возможность воплотить «Валериана» у Бессона появилась с развитием CGI, когда технологии скакнули достаточно далеко, чтобы нарисовать фантастический мир во всём его великолепии. До этого приходилось заниматься совмещением классической съёмки с комбинированной.

Кадр со съёмок «Валериана» / EuropaCorp

Например, знаменитые кадры футуристического мегаполиса будущего с летающими автомобилями снимали так: сами здания на переднем плане были реальным макетом, а в задниках использовались 2D и 3D-модели, добавленные на пост-продакшене. Такси главного героя при этом было вполне настоящим — его воссоздали в натуральную величину и перемещали в декорации при помощи карданова подвеса, на манер гироскопа (вот тут можно посмотреть, что это такое и как работает). В общем, «графон» — это не только ценный мех, как говорится.

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Читайте ещё
Рекомендуем
Популярное
Понятно
Вы успешно подписались на 2х2.медиа
Добро пожаловать! Вы успешно авторизовались
Отлично! Вы успешно зарегистрировались
Срок действия ссылки закончился
Отлично! Ваш аккаунт полностью активирован, теперь у вас есть доступ ко всему контенту
https://media.2x2tv.ru/kinokosmos-lyka-bessona/
Кинокосмос Люка Бессона: как создатель «Пятого элемента» воплотил в жизнь свои мечты
Кинокосмос Люка Бессона: как создатель «Пятого элемента» воплотил в жизнь свои мечты
Кино и сериалы
2022-05-12T16:05
2022-05-13T10:05
Кино и сериалы
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/05/matte-painting-3840x2160-art-city-urban-futuristic-sci-fi-sunset-207------.jpg
1440
1440
true
1440
1080
true
1440
810
true

«Пятому элементу», знаменитому фильму Люка Бессона, 7 мая исполнилось 25 лет. Для французского постановщика, одного из главных фантазёров в современном кино, фильм с Брюсом Уиллисом и Милой Йовович стал проектом мечты — или, вернее, почти. Картина стала альтернативой экранизации обожаемых Бессоном французских комиксов про агента Валериана, которую он спустя 20 лет тоже смог воплотить в жизнь. Кинокритик Иван Афанасьев разбирается, что привело Люка Бессона к двум самым дорогим европейским фильмам в истории, почему его так тянуло в космос и без каких элементов невозможно представить себе появление «Пятого элемента» и «Валериан и Город тысячи планет».

Скука

Первоначально Бессон вообще не знал, чем хочет заняться, и планировал быть океанологом — его родители работали инструкторами подводного плавания. Позже они развелись и повторно вступили в брак с новыми партнёрами. Из-за этого Бессон, как он сам признавался, «оказался в ситуации, когда находился меж двух семей, где все чем-то заняты — лишь он шарахается без дела». Тогда он увлекался написанием рассказов — один из них стал в дальнейшем «Голубой бездной», второй — основой для «Пятого элемента». Написал он их «от скуки». Первый драфт сценария появился, когда ему было всего 16 — в 1975 году. Тогда Бессон просто накидал на бумаге варианты, чем бы он хотел заниматься — и понял, что все его навыки (рисовать, фотографировать, писать истории) складываются в желание снимать кино.

Жан-Клод Мезьер

Икона французского комикса и фантастики вообще, автор (в содружестве с другом детства, писателем Пьером Кристином) серии комиксов о Валериане и Лорелин, правительственных агентах, выполняющих задания в разных уголках галактики и в различных временных эпохах. Этими комиксами зачитывался юный Люк Бессон и мечтал однажды их экранизировать. Собственно, «Пятый элемент» родился как подражание «Валериану». Более того, Бессон пригласил Мезьера в качестве дизайнера фильма — и однажды тот спросил его прямо на съёмочной площадке: «зачем ты снимаешь этот дрянной фильм вместо того, чтобы экранизировать "Валериана"?».

Интересный факт: иллюстратор участвовал в разработке немецкой экранизации «Трудно быть богом» по Стругацким, которую пытались осуществить в 1980-х, но, увы, проект был закрыт.

Умер французский художник Жан-Клод Мезьер — соавтор комикса «Валериан»
Ему было 83 года.

Компромисс

На самом деле, «Пятый элемент» действительно оказался фильмом, который должен был стать своего рода «валерианозаменителем». Бессон даже не грезил о том, чтобы экранизировать комикс детства, так как его производство обошлось бы в гигантские для Европы деньги (учитывая огромное количество инопланетных рас в сюжете «Валериана»). Что уж там — даже смета «Пятого элемента», гораздо более скромного по масштабу, первоначально равнялась почти $100 миллионам, приличному бюджету для голливудского кино по нынешним меркам, очень большому — для европейской индустрии и просто огромному для начала 1990-х, вне зависимости от места производства. В итоге Бессону удалось уговорить Columbia Pictures вложить в производство $90 миллионов.

Кадр со съёмок «Валериана» / EuropaCorp

«Валериан и город тысячи планет», вышедший в 2017 году, кстати, стоил аж $209 миллионов — примерно на $70 миллионов больше с учётом инфляции. Просто для масштаба.

Брюс Уиллис

Сейчас сложно представить себе «Пятый элемент» без старины Брюса, однако путь сотрудничества актёра с Бессоном был весьма тернист. В 1990-х, ещё на этапе задумки, на роль, кроме него, рассматривался Мел Гибсон. Звезда «Смертельного оружия» отказался почти сразу. Уиллис вроде был заинтересован, однако две его предыдущих картины, «Билли Батгейт» и «Гудзонский ястреб», провалились в прокате, поэтому он осторожничал в выборе ролей и окончательное согласие давать не торопился.

Кадр со съёмок «Пятого элемента» / Gaumont

В 1992 году производство «Пятого элемента» остановилось вовсе и на какое-то время Бессон погрузился в съёмки «Леона». Успех фильма в 1994 году позволил ему получить деньги от Columbia Pictures. Тогда же в проект попал Уиллис: Бессон позвонил вице-президенту студии Барри Джозефсону, и, как нельзя кстати, в это время в его кабинете сидел Брюс. Бессон попросил дать тому трубку «просто поздороваться». После этого «крепкий орешек» раскололся и согласился на съёмки.

Аватар

Удивительно, но «Валериан» мог бы не состояться, если бы не другой наиболее (если не самый) амбициозный космический проект современности — «Аватар» Джеймса Кэмерона. Как уже говорилось ранее, Бессон сомневался, что такой фильм возможен просто в силу того, что в комиксах Мезьера был невероятно богатый и детализированный инопланетный мир, что имеющиеся на тот момент технологии просто не смогли бы воссоздать его на экране даже за самые большие деньги.

Кадр со съёмок «Пятого элемента» / Gaumont

Тем не менее, в 2000-х он всё-таки написал сценарий «Валериана» и искал возможность воплотить его в жизнь. А потом в 2009 году вышел «Аватар» и покорил французского постановщика. Он говорил: «этот фильм доказал, что воображение — единственный предел», что технологии достигли нужного уровня, чтобы воплотить самые смелые фантастические миры. В то ж время, проект такого уровня был серьёзным вызовом — планка научно-фантастических блокбастеров взлетела до крайнего космоса.

Графика

Понятно, что возможность воплотить «Валериана» у Бессона появилась с развитием CGI, когда технологии скакнули достаточно далеко, чтобы нарисовать фантастический мир во всём его великолепии. До этого приходилось заниматься совмещением классической съёмки с комбинированной.

Кадр со съёмок «Валериана» / EuropaCorp

Например, знаменитые кадры футуристического мегаполиса будущего с летающими автомобилями снимали так: сами здания на переднем плане были реальным макетом, а в задниках использовались 2D и 3D-модели, добавленные на пост-продакшене. Такси главного героя при этом было вполне настоящим — его воссоздали в натуральную величину и перемещали в декорации при помощи карданова подвеса, на манер гироскопа (вот тут можно посмотреть, что это такое и как работает). В общем, «графон» — это не только ценный мех, как говорится.

ru-RU
https://media.2x2tv.ru/legal/
2х2.медиа
batman@2x2tv.ru
+7(495) 644 22 24
ООО «Телерадиокомпания «2x2»
192
31
2022
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Кинокосмос Люка Бессона: как создатель «Пятого элемента» воплотил в жизнь свои мечты
https://media.2x2tv.ru/kinokosmos-lyka-bessona/