«Пятому элементу», знаменитому фильму Люка Бессона, 7 мая исполнилось 25 лет. Для французского постановщика, одного из главных фантазёров в современном кино, фильм с Брюсом Уиллисом и Милой Йовович стал проектом мечты — или, вернее, почти. Картина стала альтернативой экранизации обожаемых Бессоном французских комиксов про агента Валериана, которую он спустя 20 лет тоже смог воплотить в жизнь. Кинокритик Иван Афанасьев разбирается, что привело Люка Бессона к двум самым дорогим европейским фильмам в истории, почему его так тянуло в космос и без каких элементов невозможно представить себе появление «Пятого элемента» и «Валериан и Город тысячи планет».
Скука
Первоначально Бессон вообще не знал, чем хочет заняться, и планировал быть океанологом — его родители работали инструкторами подводного плавания. Позже они развелись и повторно вступили в брак с новыми партнёрами. Из-за этого Бессон, как он сам признавался, «оказался в ситуации, когда находился меж двух семей, где все чем-то заняты — лишь он шарахается без дела». Тогда он увлекался написанием рассказов — один из них стал в дальнейшем «Голубой бездной», второй — основой для «Пятого элемента». Написал он их «от скуки». Первый драфт сценария появился, когда ему было всего 16 — в 1975 году. Тогда Бессон просто накидал на бумаге варианты, чем бы он хотел заниматься — и понял, что все его навыки (рисовать, фотографировать, писать истории) складываются в желание снимать кино.
Жан-Клод Мезьер
Икона французского комикса и фантастики вообще, автор (в содружестве с другом детства, писателем Пьером Кристином) серии комиксов о Валериане и Лорелин, правительственных агентах, выполняющих задания в разных уголках галактики и в различных временных эпохах. Этими комиксами зачитывался юный Люк Бессон и мечтал однажды их экранизировать. Собственно, «Пятый элемент» родился как подражание «Валериану». Более того, Бессон пригласил Мезьера в качестве дизайнера фильма — и однажды тот спросил его прямо на съёмочной площадке: «зачем ты снимаешь этот дрянной фильм вместо того, чтобы экранизировать "Валериана"?».
Интересный факт: иллюстратор участвовал в разработке немецкой экранизации «Трудно быть богом» по Стругацким, которую пытались осуществить в 1980-х, но, увы, проект был закрыт.
Компромисс
На самом деле, «Пятый элемент» действительно оказался фильмом, который должен был стать своего рода «валерианозаменителем». Бессон даже не грезил о том, чтобы экранизировать комикс детства, так как его производство обошлось бы в гигантские для Европы деньги (учитывая огромное количество инопланетных рас в сюжете «Валериана»). Что уж там — даже смета «Пятого элемента», гораздо более скромного по масштабу, первоначально равнялась почти $100 миллионам, приличному бюджету для голливудского кино по нынешним меркам, очень большому — для европейской индустрии и просто огромному для начала 1990-х, вне зависимости от места производства. В итоге Бессону удалось уговорить Columbia Pictures вложить в производство $90 миллионов.
«Валериан и город тысячи планет», вышедший в 2017 году, кстати, стоил аж $209 миллионов — примерно на $70 миллионов больше с учётом инфляции. Просто для масштаба.
Брюс Уиллис
Сейчас сложно представить себе «Пятый элемент» без старины Брюса, однако путь сотрудничества актёра с Бессоном был весьма тернист. В 1990-х, ещё на этапе задумки, на роль, кроме него, рассматривался Мел Гибсон. Звезда «Смертельного оружия» отказался почти сразу. Уиллис вроде был заинтересован, однако две его предыдущих картины, «Билли Батгейт» и «Гудзонский ястреб», провалились в прокате, поэтому он осторожничал в выборе ролей и окончательное согласие давать не торопился.
В 1992 году производство «Пятого элемента» остановилось вовсе и на какое-то время Бессон погрузился в съёмки «Леона». Успех фильма в 1994 году позволил ему получить деньги от Columbia Pictures. Тогда же в проект попал Уиллис: Бессон позвонил вице-президенту студии Барри Джозефсону, и, как нельзя кстати, в это время в его кабинете сидел Брюс. Бессон попросил дать тому трубку «просто поздороваться». После этого «крепкий орешек» раскололся и согласился на съёмки.
Аватар
Удивительно, но «Валериан» мог бы не состояться, если бы не другой наиболее (если не самый) амбициозный космический проект современности — «Аватар» Джеймса Кэмерона. Как уже говорилось ранее, Бессон сомневался, что такой фильм возможен просто в силу того, что в комиксах Мезьера был невероятно богатый и детализированный инопланетный мир, что имеющиеся на тот момент технологии просто не смогли бы воссоздать его на экране даже за самые большие деньги.
Тем не менее, в 2000-х он всё-таки написал сценарий «Валериана» и искал возможность воплотить его в жизнь. А потом в 2009 году вышел «Аватар» и покорил французского постановщика. Он говорил: «этот фильм доказал, что воображение — единственный предел», что технологии достигли нужного уровня, чтобы воплотить самые смелые фантастические миры. В то ж время, проект такого уровня был серьёзным вызовом — планка научно-фантастических блокбастеров взлетела до крайнего космоса.
Графика
Понятно, что возможность воплотить «Валериана» у Бессона появилась с развитием CGI, когда технологии скакнули достаточно далеко, чтобы нарисовать фантастический мир во всём его великолепии. До этого приходилось заниматься совмещением классической съёмки с комбинированной.
Например, знаменитые кадры футуристического мегаполиса будущего с летающими автомобилями снимали так: сами здания на переднем плане были реальным макетом, а в задниках использовались 2D и 3D-модели, добавленные на пост-продакшене. Такси главного героя при этом было вполне настоящим — его воссоздали в натуральную величину и перемещали в декорации при помощи карданова подвеса, на манер гироскопа (вот тут можно посмотреть, что это такое и как работает). В общем, «графон» — это не только ценный мех, как говорится.