В Москве проходит кинофестиваль «КАРО.Арт», мероприятие организуют уже второй год. В этот раз программа пестрит как новыми, так и успевшими стать культовыми картинами. Зрителей ожидает географический разброс лент: на больших экранах показывают отечественные и европейские хиты. Некоторые из них даже побывали в Каннах! Мы попали на фестиваль и выбрали лучшие фильмы.
«Химера», Аличе Рорвахер
Италия, 1980-е. В город возвращается некий Артур (Джош О’Коннор) — британец, ищущий жену. Его приезд трепетно ждали и близкие возлюбленной, и друзья (в реальности — подельники). Вместе с ними герой путешествует по миру нелегальных раскопок, подпольно продавая украденные артефакты. Но долго ли проживёт бизнес?
Аличе Рорвахер — итальянская режиссёрка и сценаристка с особым кинодиалектом. По сути «Химера» — заключительная часть трилогии, в которую входят «Чудеса» и «Счастливый Лазарь». Фильм относится к магическому неореализму, где исследование настоящего сопрягается с поэтической образностью. В ленте трудно отличить действительное от сновидческого, уловить ход событий. С персонажем зритель погружается в лабиринт, в котором может отсутствовать конец.
«Химера» — структурно сложное кино, в нём нелегко отследить точку входа или выхода. История может начаться в любой момент, даже через полчаса от начала картины. Подобное достигается не только драматургией, но и визуальными эффектами. Фильм богат приёмами: видение мира от лица статуи, разные форматы кадров (35 мм, 16 мм и супер-16), интервью, сцены, снятые вверх-ногами, и прочее.
Чтобы вникнуть в историю, необходимо вспомнить миф об Орфее и Эвридике, где человек, обладающий даром песнопения, ищет возлюбленную. Но кто она: прекрасная женщина или эфемерная смерть? Это нам и предстоит узнать.
В российском прокате с 28 декабря.
«Отпуск в октябре», Роман Михайлов
Петербург. Наше время. Совсем зелёная актриса Света (Мария Мацель) вместе с подругой (Анна Завтур) мечтает о счастливом будущем — съёмках в серьёзных проектах. Но ей никак не получается выбиться в профессиональные актрисы. То ли таланта не хватает, то ли просто не везёт. Откуда ни возьмись появляется возможность поехать в Болливуд — петь песни, размахивать руками и ждать переезда в созвучный Голливуд. Однако затея сомнительная. Вместо самолёта девчонки получают газель, а вместо Индии — местечко под Петрозаводском. Но разве это не временно?
«Отпуск в октябре» — четвёртый фильм Романа Михайлова. И по его мнению — самый сложный. Мастер уходит от реализма, погружает зрителя в сновидение. Проект рассказывает о прошлом, настоящем и будущем в одной парадигме. Героиня попадает на съёмки болливудского фильма с известными персонами. Однако никто не знает ни сценария, ни концепции. Сцены снимаются с одного дубля, а с площадки то и дело пропадают актёры. В это же время оставшиеся участники начинают играть в ролевую игру, понять которую можно только после просмотра ленты.
Время в фильме становится неопознанным. Героиня чувствует себя во сне. Пытается опомниться, вырваться из омута. Ей чудится, будто у неё дежавю. Она уже видела и газель, и дорогу, и петрозаводский Болливуд. Света забывается в съёмках, теряется среди окружающих. Она живёт в тумане. Физически.
«Отпуск в октябре» — отчасти музыкальное кино. Здесь много танцевальных пауз вроде дурачества. И много чувств. Для передачи атмосферы оператор использует различные визуальные эффекты, в том числе — обилие деталей, в которых прослеживаются узоры. Важный секрет фильма — балабановская плёнка, на которую записаны некоторые фрагменты и потрачена половина бюджета.
Главный вопрос, на который должен ответить зритель после просмотра: что есть реальность, а что — сон? Причём ответить сам себе.
В российском прокате с 26 октября.
«Анатомия падения», Жюстин Трие
Современная Франция. Альпы. Успешная писательница Сандра (Сандра Хюллер) живёт довольно счастливо: муж, ребёнок, популярность и, как следствие, достаток. Однако всё меняется после происшествия — гибели супруга. Смерти необычной — либо своими руками, либо чужими. Жена, а теперь — вдова, становится главной подозреваемой, а следующие несколько лет — настоящим испытанием.
Жюстин Трие — французская режиссёрка и сценаристка, в киноколлекции которой пять полных метров. Каждая из лент так или иначе попадала в программу Каннского кинофестиваля. В этом году картина «Анатомия падения» забрала «Золотую пальмовую ветвь». По праву или нет — другой вопрос. Награда досталась и собаке, исполнившей в фильме значимую роль. Четырёхлапое создание получило «Премию пальмовой собаки».
По сути лента — всецело драма. В ней присутствуют элементы триллера, однако они не столь значительны. Жюстин Трие не пытается найти убийцу. Она хочет разобраться в межличностных отношениях между мужем и женой, сыном и матерью. «Анатомия падения» становится историей об убийстве брака, семьи, а не человека.
Это драма о том, как ребёнок начинает сомневаться в собственной матери. Дэниэль (Мило Машадо Гранер) — инвалид по зрению. Мальчик оказывается единственным свидетелем происшествия. В процессе расследования он узнаёт много «взрослых» и неожиданных подробностей, от которых будут зависеть показания. Это метафора правосудия, незрячего суда. Однако фильм не столько про рациональность, сколько про чувства.
Здесь не нужно искать правду, задача — выбрать, на чьей ты стороне.
В российском прокате с 19 октября.
«Год рождения», Михаил Местецкий
Металлогорск. Наши дни. В небольшой квартирке вымышленного городка расположился музей местной андеграунд-группы «Яичный свет». Бэнда давно уже нет, как и некоторых его представителей. Зато память о них жива. Хотя бы у Филиппа (Эльдар Калимулин), который посвящает музыкантам всё время — даже ведёт паблик, собирая донаты. Его мечта — организовать андеграундный фестиваль с несколькими тысячами зрителей и дирижаблями. Но тут в жизнь героя вторгается Марина (Анастасия Талызина), появление которой меняет всё.
Михаил Местецкий — российский режиссёр, знакомый по «Легенде №17». Сценарий фильма о хоккеисте — дело его рук. Режиссёрское портфолио мастера не блещет хитами, хотя в нём спрятана замечательная короткометражка «Одна историческая ошибка». «Год рождения» по праву можно назвать вершиной творчества постановщика. Это дерзко, смешно и очень жизненно.
Вселенная фильма разделена на две части — настоящее и прошлое. Минувшее обыграно эффектом плёнки, в нём правит «Яичный свет». Отрывки представляют собой воспоминания с концертов. Перед нами вселенная, в которой главным оказывается Юра Борисов — фронтмен группы по прозвищу Сопля. Кстати, именно он исполняет все песни. На заметку фанатам Юрочки!
«Год рождения» — фантастическая комедия. Здесь много спецэффектов, которые не выглядят дёшево. В ленте возможно любое чудо — будь то прибор, извлекающий музыку из объекта, или появление на теле татушек от силы мысли. Не пытайтесь найти в картине глубокий психологический смысл. Отнеситесь к ней, как к волшебству. Ведь в жизни возможно всё.
В российском прокате с 9 ноября.
«В паутине», Ким Джи-ун
Южная Корея, 1970-е. Режиссёр Ким (Сон Кан-хо) заканчивает фильм. И вроде бы всё хорошо. Но тут возникает идея переснять материал — причём не фрагмент или концовку, а целую ленту. Реализовать задумку не так-то просто. В мире правит цензура. Мастер получает отказ. Тогда он решает организовать съёмки «подпольно» и во что бы то ни было создать шедевр.
«В паутине» — восемнадцатый проект корейского режиссёра, знакомого многим по ленте «Я видел дьявола». В этом году новинка мастера попала во внеконкурсную программу Каннского кинофестиваля. Фильм провожали двенадцатиминутными овациями. Ким Джи-ун продемонстрировал ленту во Франции после пятнадцатилетнего перерыва. Последний раз фестиваль работал с ним в 2008 году.
Картина разделена на два мира — жизнь, выполненную в цвете, и кино, представленное в чёрно-белой палитре. Вселенные взаимодействуют друг с другом. Для усиления динамики Ким Джи-ун использует хитрый приём — показывает переснятые фрагменты ленты без склеек. Таким образом, зритель попадает в триллер главного героя. Перемещается из одной временной парадигмы в другую.
«В паутине» — фарс. Перед нами разворачивается бойня съёмочного процесса со всеми неурядицами вроде отсутствия бюджета, несостыковок графиков и творческого кризиса. Картина рассказывает о самоощущении режиссёра, пытающегося доказать миру, что он чего-то да стоит. В основу ленты легли реальные киноделы — Ким Ги-ён и Щин Сан-ок.
Ким Джи-ун рефлексирует на тему творчества, приглашая зрителей понять, каково быть творцом.
В российском прокате с 9 ноября.