Наверняка вы слышали о постапокалиптическом сериале от PREMIER, который основан на дебютном романе писательницы Яны Вагнер «Вонгозеро» (второй сезон уже по оригинальному сценарию Романа Кантора). «Эпидемию» не сильно обсуждали, когда она вышла в России, но после прихода на Netflix сериал стал мировым феноменом и вышел на новый круг популярности в нашей стране. Его посмотрел даже писатель Стивен Кинг, высоко оценив операторскую работу и персонажей, а за 2020 год «Эпидемия» и вовсе попала в топ-10 сериалов стриминга. Очевидно, что ожидания от продолжения были крайне высокими. Нам удалось посмотреть три эпизода второго сезона, и в этом материале расскажем, как «Эпидемия» повествует не только о том, как выживать в пандемию, но и о том, как жить.
Что представляет из себя «Эпидемия»
Восемь эпизодов первого сезона рассказывали о самом начале пандемии неизвестного вируса. Люди заболевали и гибли очень быстро, и из-за невозможности сдержать болезнь испуганные жители вырвались за пределы крупных городов. Среди них и целая команда главных героев: Сергей (Кирилл Кяро), его возлюбленная Анна (Виктория Исакова), её сын с синдромом Аспергера, бывшая жена Сергея Ирина (Марьяна Спивак), её сын Антон, а также соседи Леонид, его беременная жена Марина и дочь от первого брака Полина.
Отец Сергея рассказывает ему, что в Карелии посреди озера есть старый дом, в котором можно спрятаться от вируса и обезумевших людей. Но чтобы туда попасть, нужно преодолеть тысячи километров по России, которая меняется быстрее, чем герои успевают эти преображения осмыслить.
«Эпидемия» — это драматическое роуд-муви. Герои едут по стране и наблюдают, как всё вокруг меняется прямо у них на глазах. В одной серии они встречают семью заражённых — и так мы узнаём, как болезнь меняет внешность людей: у инфицированных белеют глаза; в другой — Сергею и его спутникам приходится спасаться от солдат, получивших приказ «зачистить» район; в следующей — действие посвящено другим выжившим, которые по воле случая встречают главных героев.
Сериал показывает не поиски вакцины или сражения с полчищами заражённых, а попытки небольшой группы людей сохранить в себе всё человеческое. И помогают им в этом дети — именно они становятся лучом света, разгоняющим тьму в душе взрослых. Увидев, во что превращаются люди вокруг, герои и сами всё больше закрываются от мира, остерегаясь любых контактов. И это чувство понятно — ведь болезнь не самое страшное, что можно ждать от незнакомцев.
А главное достоинство сериала — операторская работа. В «Эпидемии» персонажи постоянно в движении, а, значит, они проходят через многочисленные локации: это и леса, и небольшие посёлки, и брошенные дома, и больница, и, собственно, Вонгозеро. Очень многие планы сняты на открытом воздухе, а операторы подбирают интересные ракурсы — то ловят героев в динамике, имитируя отсутствие склеек в сцене погонь, то подбирают нарушающие геометрию кадра углы, «заезжая» камерой вверх ногами. Съёмку и тональность цветов как раз хвалил Стивен Кинг после просмотра «Эпидемии».
Параллельно с ужасами мира, возвращающего человека к животным инстинктам, строится и драма героев. Сергей сталкивается с обидами и ревностью бывшей жены, а его новая возлюбленная вынуждена принимать временное соседство с женщиной, из семьи которой она увела мужа. А ещё между подростками пробегает искра, но для Полины это испытание — как понять чувства и желания человека с синдромом Аспергера?
Каким получился второй сезон?
В продолжении тоже будет восемь серий. Второй сезон начинается знакомством с новыми героями. Иллюстраторка, тату-мастер, социолог и фотограф пережидают пандемию в изоляции, не зная, что творится в мире. Неожиданно к ним приходит бывший солдат спецназа Женя (Юра Борисов). Своим появлением он доносит до них важную мысль: от происходящего невозможно спрятаться, как бы этого ни хотелось. За пределами их уютного мирка происходят ужасные вещи, и рано или поздно это коснётся и их.
«Эпидемия» отлично показывает, как представители креативной молодёжи оказываются не готовы к происходящему. Конечно, и Сергей со спутниками не представлял, что их ждёт на пути. Но новые лица сериала более категоричны: они не приемлют лишений, с которыми сталкивались более взрослые поколения. И это лишь верхушка айсберга, поскольку у них впереди ещё множество откровений. И Женя, сохранивший в себе человечность на фоне происходящего ужаса, становится для своих друзей проводником в новую жизнь, ведь именно он учит их тому, чего они никогда не умели. Но и они в ответ дают герою нечто, что заполнит пустоту в душе бывшего солдата.
Очевидно, рано или поздно старые и новые персонажи встретятся, но какой будет эта встреча? «Эпидемия» во втором сезоне всё также представляет окружающий мир с нетривиальных углов. Многим посмотревшим первый сезон запомнилась сцена в придорожном караоке, в котором работала одинокая, но неунывающая буфетчица. Этот эпизод показывал её отношение к изменившемуся миру и нежелание отчаиваться — ей хотелось двигаться дальше и жить так, как ей хочется. Подобные встречи будут и в продолжении.
Несколько слов от создателей
Нам удалось получить ответы на несколько вопросов от команды сериала — режиссёра Дмитрия Тюрина и актрисы Виктории Агалаковой, сыгравшей Полину.
— Первый сезон «Эпидемии» снимался до COVID-19 и во многом предвосхитил настроения в обществе. Второй же выпал на разгар коронавирусных ограничений. Внесла ли пандемия свои коррективы в съёмки?
Виктория: Мы были далеко от цивилизации, прямо как в сериале. У нас уже прошло много экспедиций: в Карелию, Псков, снимали под Питером и Москвой. Мы всё время находились в удалённых локациях...
Дмитрий: ...Но это не помешало вам заболеть...
Виктория: Да, я заболела ковидом, меня изолировали, как мою героиню в первом сезоне. Но сама пандемия на съёмочный процесс почти не повлияла.
Дмитрий: Мы специально не стали педалировать на теме коронавируса. К съёмкам второго сезона уже прошли две волны COVID, поэтому мы знали, как распознать вирус и что делать в случае заражения. Конечно, когда актёры заболели, мы отправили их на карантин и оперативно перенесли график съёмок на две недели их изоляции.
Единственные ассоциации с пандемией, которые можно найти в сериале: в первом эпизоде ребята надевают маски, а чуть позже Тарас слизывает с руки санитайзер.
— Решались ли вы на какие-либо изменения в сценарии на площадке?
Дмитрий: Конечно, мы многое переосмысливали уже в процессе съёмок. Порой репетиции растягивались на час, ведь каждый актёр приходил с новыми идеями по поводу своего героя. Кино — это живой организм, и ощущения от работы, когда всё постоянно меняется, сильно отличаются от формата, когда ты просто переносишь сценарий на экран.
— Герой Юры Борисова — центральная фигура второго сезона. Расскажите подробнее о его персонаже и работе с актёром!
Дмитрий: Когда человек оказывается в мире, где нет влияния цивилизации и властвует природа, он начинает ценить простые вещи. Женя, которого сыграл Юра Борисов, — центральный персонаж второго сезона, выступающий проводником для остальных героев. Ему чужды абьюзивные отношения, он категоричен: «Какая же это любовь? Это херня какая-то». Женя чувствует, что должен выполнить миссию, хотя и до конца не понимает какую.
Сам Юра очень внимательный, ему важно не дать себе соврать и полностью прочувствовать своего персонажа. С таким актёром интересно работать. Недавно мы позвали Юру на перезапись, и ему понадобилось время, чтобы войти в роль: ведь у его Жени своя походка, особая подача. Это очень ценно.
Второй сезон «Эпидемии» стартует на PREMIER уже 21 апреля.