Недавно вышла Sifu, которую называют одной из самых сложных игр последних лет. Там, конечно, непростые сражения, но больше всего хардовости добавляет механика старения, которая по сути ставит перед вами таймер. Мы решили вспомнить, как вообще работают подобные механики в играх и собрали подборку, которая докажет вам, насколько это ужасная идея. Не потому что они плохо реализованы, а потому что от вида столь резкого старения персонажей становится страшно.
Sifu
Новая игра про мастера кунг-фу глубоко завязана на концепции старения. Главного героя на ногах поддерживает магический амулет, который может его воскресить, но в обмен делает старше (и чем чаще вы его используете, тем больше стареете). Само старение не влияет на навыки, но уменьшает максимальный запас здоровья (правда, взамен вы становитесь опытнее и сильнее). То есть по сути у вас ограниченный возрастной ресурс, которым нужно распоряжаться ОЧЕНЬ аккуратно. Амулет не сможет откатить смерть от старости, поэтому если вы не успели закончить начатое до её прихода — сорян. Прямо как в реальной жизни…
Harvest Moon: A Wonderful Life
Игра, которая вдохновила великую Stardew Valley, решила подойти к старению довольно прямолинейно. Главные герой/героиня не особо взрослеют, разве что портрет может меняться со временем. Старение вы замечаете в окружающем мире, потому что когда герой найдёт себе пару и перейдёт во вторую главу, одна из неиграбельных персонажей просто берёт и внезапно умирает от старости. А в другой игре серии что-то подобное может случиться прямо на ваших глазах, если вы придёте к бабуле в нужный (или ненужный?) момент. Ах да, в конце эта же участь настигнет и вас, поэтому играть вечно не получится — наслаждайтесь, пока можете.
Tokyo Jungle
В Токийских джунглях вы играете за животных — а они, как известно, тоже стареют. Возраст — одна из четырёх возможных причин смерти (ещё сражение, голод, отравление) и, наверно, самая страшная. Когда ваш зверёк достигает старости, его шкала насыщения постепенно начинает падать (то есть он будет меньше наедаться), пока не достигнет нуля. После этого никакая еда не сможет утолить голод животного, и он начнёт постепенно умирать (мурашки пошли?). Правда, в игре есть способ «перехитрить» смерть: после гибели вашего зверя вы начинаете играть за другого члена стаи или за своего потомка (если, конечно, успели его завести).
Tamagotchi
Наверно, первая игра с механикой старения, хотя тут правильнее было бы назвать это «взрослением», но по сути это одно и то же, просто на разных стадиях жизни. У тамагочи, как и у симов, несколько стадий развития — всего пять. Интересно, что от вашей заботы на второй, третьей и особенно четвёртой стадии решается, каким будет взрослый тамагочи. По достижению пятой стадии вы попадаете на развилку: если ваш питомец найдёт себе пару и заведёт детишек, он эволюционирует в «родителя», а если вы пару не найдёте, питомец станет «стариком». Стадия старика может продолжаться бесконечно, в зависимости от заботы игрока, но забавно, что тамагочи может выйти на пенсию и тогда он будет шляться по городу и смотреть на здания, в которых работал. А ещё старики могут вступать в брак только со стариками. Весело, да?
Darkstone
В одном из первых дьяблоидов в начале игры у вас был выбор: начать играть за молодого, но неопытного персонажа, или выбрать ему несколько профессий в обмен на увеличение магической цифры возраста. И она к удивлению влияет на многое: молодёжь быстрее учит новые скиллы и не теряет параметры со временем, но вот выжить им намного сложнее; старики же на старте получают больше усилений, но заметно медленнее обучаются, а со временем их показатели начинают постепенно падать. Хорошо, что нам не приходится вставать перед таким выбором в начале жизни. Или плохо?
Phantasy Star III: Generations of Doom
Игра продолжает рассказ о вечном конфликте между двумя фракциями через три поколения. Вы начинаете играть за одного героя, в конце его части выбираете себе жену из двух вариантов, а потом уже играете за потомка. Герои, очевидно, стареют, но эта игра скорее про старение того конфликта фракций по мере смены поколений. В зависимости от выбора жён, потомки могут быть «полукровками» — формально принадлежать двум фракциям одновременно. И понятно, что чем дальше смешиваются стороны, тем слабее и старее становится вражда между ними. Хоть что-то позитивное в этой подборке.
Fable
Эта серия игр славится тем, как ваши выборы отображаются на персонаже по мере его взросления. На сам геймплей старение не особо влияет, изменения скорее визуальные, зато какие! Прокачка навыков вроде силы прямо влияет на фигуру героя, а добрые или злые решения определяют, скажем там, ангельскость или демоничность внешнего вида. И чем дольше вы живёте — тем заметнее эти изменения. Мысль проста до боли: чем длиннее и насыщеннее ваш жизненный путь, тем на вас заметнее его последствия. Не просто так старики любят поговорку «На лбу написано».
Passage
Маленькая (в прямом смысле: весит 1 мб) и не очень известная игра целиком посвящена нашему движению по временной шкале. Вы играете за мужчину, который может идти только вправо (но не совсем) и постепенно стареет. Цвета его модельки тускнеют, волосы выпадают и седеют, осанка становится сгорбленной и т.д. По пути нужно принять большое решение: либо вы пытаетесь зайти как можно дальше вправо, либо вы ищите сокровища и набираете очки, либо вы находите свою вторую половинку и идёте до конца вместе. Конец, естественно — смерть. Кажется, необходимости расшифровывать метафору тут нет.
Crusader Kings 3
Симулятор средневековья фокусируется на огромном промежутке времени и смене поколений, но по отдельности все персонажи тоже стареют. Смерть может наступить по многим причинам, и чаще всего это не старость и даже не близко к ней. Но чем дольше живёт персонаж, тем меньше становится его шкала здоровья и тем больше вероятность умереть от болезней, голода или других траблов. А ещё повышается вероятность, что кому-то перестанет нравиться старый монарх — любой из нажитых вами врагов вполне может устать ждать вашей смерти и ускорить её собственноручно. В Средневековье до старости, конечно, лучше не дотягивать.
Sims
В Sims само старение не особо влияет на вашего персонажа, кроме того, что приближает его к Смерти. Но зато сама методика старения… В первом Sims ничего такого не было, разве что можно было с помощью магии превратить детей во взрослых, но результат был непредсказуемым. Во втором Sims и далее, возраст делился на стадии — от младенца до старика, — а переходить с одной стадии на другую нужно было вручную. Например, дать своему симу праздничный торт или принять приглашение на свой день рождения. Но ещё в Sims можно было обмануть взросление, став зомби или вампиром, и нехило так продлить жизнь своего персонажа. Жаль, что тут самое далёкое от реальности старение…
Бонус: Spore
Тут не совсем старение существа, скорее старение цивилизации. По мере развития (читай — старения), у вас как у игрока появляется больше ответственности. Если сначала вы контролировали одно создание, то к концу вы отвечаете за существование целой галактической империи. Если, конечно, Большая цивилизационная Смерть не настигла вас раньше. Тут аналогия с реальностью очевидна — чем больше живёшь, тем сложнее жить. Это касается как цивилизаций, так и отдельных людей.