Как анимация говорит с нами о смерти

Наталья Лобачёва

Тема смерти часто табуируется в обществе, да что там — порой мы отрицаем даже мысли о ней. Социологи и психологи ищут подходящие ключи-гипотезы, почему мы так сторонимся этой темы; в университетах по всему миру ведутся специальные курсы о конечности жизни; выходит научный сборник «Журнал смерти и умирания»; а ещё откровенно поговорить на эту тему можно с поп-культурой.

Многие мультфильмы, вне зависимости от их возрастного ценза, рассказывают нам истории, связанные со смертью. Где-то нам подают это как факт: в «Вверх» мы плачем в самом начале из-за разлуки супругов, а в «Бэмби» — из-за убийства мамы главного героя от пули охотника.

Но анимация показывает смерть не только как действие, поворотное для сюжета, но и как большой философский концепт, как часть нашего мироздания и неизбежный процесс. Как страх, которому давно пора смело посмотреть в лицо.

Конвенциональный вариант

Начнём с самой близкой к традиционной картины мира рая и ада — по такой системе основаны многие религиозные концепты, а также кое-что из мировой классики. Во второй части «Разочарования» главный герой Эльфо умирает, с чем не собирается мириться его боевая подруга Бин: она решает вытащить его с того света и отправляется в путешествие между мирами.

«Разочарование» по-новому интерпретирует известную идею: здесь также есть Бог, ангелы, демоны и ад. Но вместо кругов Данте, где чудовища карали заблудшие души их же грехами, в мультсериале грешники подвергаются другим пыткам: вечными воспоминаниями о том, как их однажды предали. Так Эльфо раз за разом пересматривает фрагмент из собственной жизни, где Бин оставила его.

В социологии существуют различные позиции, как влияет такое религиозное мировоззрение на отношение человека к собственной смерти. Исследователи Л. Эллис и Э. Вахаб говорят: с одной стороны, после смерти душа предстаёт на Страшном Суде и может отправиться в ад, с другой — люди верят в божественное прощение, возможность встретиться с Богом и с любимыми. Поэтому такой взгляд на мир добавляет и тревожности, и спокойствия одновременно.

Пир на всю смерть

По-философски подходит к смерти в своих работах Тим Бёртон — режиссёр расценивает её как неминуемый этап в судьбе каждого из нас. Бёртон вообще часто в своём творчестве рассказывает загробные истории: про могильную жизнь в «Битлджусе», адовый мир «Кошмара перед Рождеством», но особенно хорош его «Труп невесты».

В этом мультфильме режиссёр проецирует подземный мир в более ярких тонах, чем мир живых: серый город контрастирует со вселенной скелетов, где каждый день — танцы, выпивка и кутёж. Это заметно и по настроениям миров, и по цветовой гамме, в которой их выполнил Бёртон. И хотя режиссёр нас явно соблазняет этой беспечной утопией, во время просмотра мы с главным героем очень хорошо понимаем: главное скрыто не в праздных вещах, а в чём-то, может быть, невзрачном, но очень важном и сильном. Поэтому Виктор убегает к своей настоящей невесте обратно в мир живых.

Смерть, напоминающая про жизнь

Пиксаровская «Душа» подбирается к экзистенциальному вопросу с другой стороны: она не рассуждает, каким будет загробный мир, будет ли в нём горечь или бесконечный пир. Душа разворачивает вопрос о смерти иначе: раз жизнь не бесконечна, то стоит больше ценить всё происходящее вокруг — замечать детали, проявлять заботу к близким и не бояться совершать отчаянные поступки. Ведь у всего сокровенного один большой минус: оно в любой момент может исчезнуть.

«Душа» напомнит вам, каково это — любить жизнь, хотя, вполне вероятно, за последние годы это чувство могло подзабыться. И, может, вас уколет ностальгия по упущенным моментам, ощущение, что впереди много нового, подбодрит вас.

Потеря близких

Анимация также говорит и об утрате близких, с которой, к сожалению, приходится сталкиваться. Кажется, смерть любимого человека намного больнее смерти собственной: ведь он уходит, а мы остаёмся с грузом проблем, рефлексии и забот. И здесь мультфильмы переубеждают нас — если человек физически больше не с нами, это не значит, что он не рядом.

Так в «Короле льве» Муфаса продолжает быть наставником Симбы и является сыну в виде ожившего созвездия. Так в «Песни моря» мама встречает Сиршу в образе белого тюленя, готовая забрать дочь с собой. Так в «Тайне Коко» раз в год можно встретиться с умершим родственником, но только если помнить о нём не 1 из 365 дней, а постоянно. Побеждает любовь, которая явно находится в плоскости этажом выше нашего физического существования.

Смерть как побег

Порой на сложные вопросы легче говорить через юмор — такой подход не исключает и анимация. В мультфильме «Магазинчик самоубийств» сюжет построен на чёрном юморе: во французском городке семья Тюваш содержит магазин с петлями, ядами и револьверами под девизом «Умрите или мы вернём вам деньги». В городе нельзя смеяться, улыбки тоже не особо приветствуются. И вот у супругов Тюваш рождается жизнерадостный ребёнок — большая угроза погружённому в мрак миру.

Сначала кажется забавным вся та напускная угрюмость, в которой существуют главные герои. Но во время просмотра постепенно подступает страх: ведь по сути, все эти персонажи настолько боятся быть счастливыми (с), что как будто заранее становятся несчастными. В жизни невозможно избежать боли и переживаний, но стоит ли из-за этого упускать шанс испытать настоящее счастье?

Отличный повод задуматься над этим — посмотреть (или пересмотреть) «Магазинчик самоубийств», который мы покажем в эфире 20 марта в 23:20.

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

Понятно